Иван Эйсмонт о переходе телеканалов Белтелерадиокомпании на HD - пока что в Минске и области, к ноябрю по всей стране
29.03.2018 19:57:41
Ирина ОВСЕПЬЯН
Два миллиона пикселей и яркие краски: в ночь с 29 на 30 марта Национальная государственная телерадиокомпания начала переводить свои телеканалы на вещание в HD–формате. О том, как осуществляются техническая революция и переход к телевидению высокой четкости и как скоро зрители смогут наслаждаться яркой и красочной картинкой по всем телеканалам медиахолдинга, корреспонденту «СБ» рассказал председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт.
— Иван Михайлович, сколько времени заняла подготовка к переходу на формат High Definition и каких вложений это потребовало? Речь ведь идет о технически сложном процессе.
— Немалую часть контента мы уже давно производим в новом формате: первую передвижную телевизионную станцию (ПТС) HD купили в 2010 году. В 2015 году была закуплена техника HD для Агентства телевизионных новостей: поменяли видеокамеры, эфирную аппаратную, где находится режиссерский пульт. С этого момента АТН снимает свои материалы и новости полностью в формате HD, но на выходе из Белтелерадиокомпании опять–таки качество приходилось понижать до обычного стандарта.
Было принято решение, что полностью переход мы осуществим в 2018 году. Замена центральной аппаратной — это своего рода центр управления полетами — стоит несколько миллионов долларов, но без нее на HD переключиться нельзя никак. Это ведь не кнопку нажать. Дальнейшие переключения с HD на стандарты 2К, 4К, 8К будут гораздо проще, а вот с пленки (а мы до сих пор не до конца ушли от пленочных кассет) перейти на High Definition — это действительно революция. Потому что не только нужно менять центральную аппаратную, но и купить камеры, новые пульты, магнитофоны, проложить коммуникации, заменить компьютеры, поскольку файлы гораздо HD тяжелее, приобрести новый сервер хранения. Все это делалось в несколько этапов — и вот с четверга на пятницу сигнал из Белтелерадиокомпании начал идти уже в новом формате.
— Контент, который производят телеканалы, также обновляется?
— Кое–что продолжим снимать пока в стандартном качестве, но обновление идет. Мы взяли кредит стоимостью более 20 млн долларов и за год должны купить четыре передвижные телевизионные станции формата HD. У нас сейчас, повторюсь, такая всего одна и несколько старых, снимающих в стандарте SD. Все, что они выдают, при помощи различных технологий будет качественно улучшаться, повышаться до стандарта телевидения высокой четкости. Но до конца года мы постепенно должны от этого псевдо–HD избавиться.
— Пользователю, чтобы увидеть картинку в HD, надо будет отдельно настраивать все телеканалы?
— Что касается IP–телевидения, которое, например, предоставляет Белтелеком, скорее всего, это произойдет автоматически: пользователи Минска и Минской области утром обнаружат, что передача идет в новом качестве. Постепенно Белтелеком свои сети будет распространять по всей стране, и к 7 ноября те, кто подключен к ZALA и IP–телевидению, должны увидеть все, что мы производим в HD–формате. Что касается кабельных операторов, то вопрос нужно адресовать им. Каждый оператор кабельного ТВ будет иметь возможность принять наш сигнал и взять в пакет HD–канал. Сможет ли он это, захочет — другой вопрос. Тем, кто подключен к ZALA, наверное, придется обновить свои приставки, а при покупке современного телевизора нужно обратить внимание, чтобы в инструкции по использованию фигурировал формат HD.
— А если у кого–то из зрителей старые телевизоры с кинескопом?
— Тогда пока что они будут видеть передачи в стандартной четкости.
— Ну и еще один вопрос: мы недавно побывали в новой студии «100 метров» — для чего она предназначается?
— Это первая, самая маленькая, из модернизируемых студий. Сейчас у нас переломный момент: переход к телевидению высокой четкости требует большой подготовительной работы, помимо масштабных закупок сложного дорогостоящего оборудования. В студию «600 метров», где снимается «Добрай ранiцы, Беларусь!» и «Главный эфир», мы купили портативную ПТС. Прежнее оборудование — камеры, свет, пульты — демонтируется и будет заменяться на HD–
аппаратуру. В студию «100» уже куплены экраны, свет, начинается монтаж новых камер. Как только он завершится, туда переедут все программы, которые снимаются сейчас в студии «300» Агентства теленовостей — «Панорама», экономические, «Зона Х», «Погода», «Вокруг планеты», «Новости регионов».
— Что же будет с «трехсоткой»?
— Сейчас разрабатывается новый дизайн новостной студии Белтелерадиокомпании. Провели международный конкурс, победители предложат несколько вариантов оформления, мы выберем лучший. И надеюсь, к концу года успеем кардинально изменить картинку и придать студии новый вид. Сейчас переходный период, когда за кажущейся тишью — в эфирной сетке пока ничего кардинально не меняется — идет огромная подготовительная работа по созданию нового лица каналов, обновлению действующих и созданию новых проектов. Работа сложная, но приятная.
ovsepyan@sb.by
Фото Александра КУШНЕРА.
— Иван Михайлович, сколько времени заняла подготовка к переходу на формат High Definition и каких вложений это потребовало? Речь ведь идет о технически сложном процессе.
— Немалую часть контента мы уже давно производим в новом формате: первую передвижную телевизионную станцию (ПТС) HD купили в 2010 году. В 2015 году была закуплена техника HD для Агентства телевизионных новостей: поменяли видеокамеры, эфирную аппаратную, где находится режиссерский пульт. С этого момента АТН снимает свои материалы и новости полностью в формате HD, но на выходе из Белтелерадиокомпании опять–таки качество приходилось понижать до обычного стандарта.
Было принято решение, что полностью переход мы осуществим в 2018 году. Замена центральной аппаратной — это своего рода центр управления полетами — стоит несколько миллионов долларов, но без нее на HD переключиться нельзя никак. Это ведь не кнопку нажать. Дальнейшие переключения с HD на стандарты 2К, 4К, 8К будут гораздо проще, а вот с пленки (а мы до сих пор не до конца ушли от пленочных кассет) перейти на High Definition — это действительно революция. Потому что не только нужно менять центральную аппаратную, но и купить камеры, новые пульты, магнитофоны, проложить коммуникации, заменить компьютеры, поскольку файлы гораздо HD тяжелее, приобрести новый сервер хранения. Все это делалось в несколько этапов — и вот с четверга на пятницу сигнал из Белтелерадиокомпании начал идти уже в новом формате.
— Контент, который производят телеканалы, также обновляется?
— Кое–что продолжим снимать пока в стандартном качестве, но обновление идет. Мы взяли кредит стоимостью более 20 млн долларов и за год должны купить четыре передвижные телевизионные станции формата HD. У нас сейчас, повторюсь, такая всего одна и несколько старых, снимающих в стандарте SD. Все, что они выдают, при помощи различных технологий будет качественно улучшаться, повышаться до стандарта телевидения высокой четкости. Но до конца года мы постепенно должны от этого псевдо–HD избавиться.
— Пользователю, чтобы увидеть картинку в HD, надо будет отдельно настраивать все телеканалы?
— А если у кого–то из зрителей старые телевизоры с кинескопом?
— Тогда пока что они будут видеть передачи в стандартной четкости.
— Ну и еще один вопрос: мы недавно побывали в новой студии «100 метров» — для чего она предназначается?
— Это первая, самая маленькая, из модернизируемых студий. Сейчас у нас переломный момент: переход к телевидению высокой четкости требует большой подготовительной работы, помимо масштабных закупок сложного дорогостоящего оборудования. В студию «600 метров», где снимается «Добрай ранiцы, Беларусь!» и «Главный эфир», мы купили портативную ПТС. Прежнее оборудование — камеры, свет, пульты — демонтируется и будет заменяться на HD–
— Что же будет с «трехсоткой»?
— Сейчас разрабатывается новый дизайн новостной студии Белтелерадиокомпании. Провели международный конкурс, победители предложат несколько вариантов оформления, мы выберем лучший. И надеюсь, к концу года успеем кардинально изменить картинку и придать студии новый вид. Сейчас переходный период, когда за кажущейся тишью — в эфирной сетке пока ничего кардинально не меняется — идет огромная подготовительная работа по созданию нового лица каналов, обновлению действующих и созданию новых проектов. Работа сложная, но приятная.
ovsepyan@sb.by
Фото Александра КУШНЕРА.