Всем ли хорошо в единой молочной компании
05.05.2018 08:25:49
ГЕРМАНОВИЧ Ирина Львовна
АГРАРНЫЕ ведомства Беларуси и России обсуждают создание общего молочного рынка. На первых порах речь идет только о создании в нашей стране единой компании по экспорту сухого молока.
Но, прямо скажу, идея российских аграрных чиновников не до конца понятна. Если убрать общие слова и разглагольствования, нам, по сути, предложено в добровольно-принудительном порядке создать единого госоператора, который будет поставлять ограниченное количество молока по фиксированным ценам. Кстати, и сами российские эксперты затрудняются ответить на вопрос, какими будут последствия этого шага для потребителей молока в РФ.
МИНСЕЛЬХОЗПРОД в принципе поддержал инициативу российских коллег о едином поставщике. Но здесь столько подводных и надводных камней, что обсуждениям не видно конца и быстрого решения ожидать не стоит. Ведь при создании единой компании-поставщика надо задействовать не только наднациональное, но и национальные законодательства. И тут уж не избежать серьезных претензий, прежде всего со стороны антимонопольных органов. В Российской Федерации — это Федеральная антимономольная служба. У нас — МАРТ. Да и Евразийская экономическая комиссия тоже имеет право мониторить антимонопольное законодательство на трансграничных рынках. Таким образом, пока непонятна даже сама законность создания и функционирования навязываемого нам трейдера. Кроме того, неясно, кем должна создаваться единая компания-поставщик: только нашей стороной или в ее капитале будет участвовать и Россия?
Совершенно непонятно и кому единая компания-поставщик будет продавать продукцию одним «пакетом». Минсельхозу? А может быть, сразу Россельхознадзору? А те уже у себя будут распределять, как в старые добрые времена, фонды и лимиты.
Даже если Минсельхоз России продавит свою идею, минусов для обеих сторон, на мой взгляд, больше, чем плюсов. Для наших комбинатов они очевидны. Да, будет проще продвигать продукцию, но, заметьте, по строго оговоренным ценам. О каком свободном бизнесе, чем постоянно козыряют соседи, можно говорить, если наш условный молочный комбинат не сможет поставить сухое молоко потенциальному покупателю по более высоким договорным ценам? Казалось бы, пусть партнеры сами договариваются между собой, ан, нет.
Откуда здесь уши торчат? Наши соседи обвиняют нас в демпинге. Дескать, их производители закупают наше сырье на 30—40 процентов дешевле, чем у своих же поставщиков, которые в итоге недополучают выручку. Полноте! Это не белорусы демпингуют. Неблагоприятное воздействие на российский рынок в первую очередь оказывают закупки российскими переработчиками сухого молока за пределами ЕАЭС, которые ежегодно составляют более 40 тысяч тонн. Цены на нашу молочную продукцию в 2017 году были выше российских и из третьих стран. Данные ЕЭК свидетельствуют: в 2017-м среднегодовая контрактная цена импорта сухого цельного молока в Россию из третьих стран — 3097 долларов за тонну, белорусского — 3397, сухого обезжиренного молока соответственно 2265 и 2422 доллара за тонну. Ну а цены производителей сухого молока в России, конечно, заоблачные: сухого цельного — 4080 долларов и обезжиренного — 2481 доллар за тонну. Любопытно, как соседи намерены спасаться от дешевого сырья из Новой Зеландии, Турции, Ирана, Южной Америки? Даже с учетом длинного логистического плеча молоко из этих стран будет стоить примерно на уровне белорусского. Потому что в большинстве стран действуют реальные меры господдержки и дешевые кредиты.
Есть о чем тревожиться и конкретным участникам российского рынка: их будут заставлять покупать молоко не напрямую у наших комбинатов, а только через единого оператора. И что, скажите, будет с ценами в России, когда на рынок выйдет компания-монополист?
В целом совершенно понятно, почему Минсельхоз России решил включить административные рычаги, которые многие называют прямым протекционизмом, и настоятельно «рекомендует» нам ограничить поставки. Хорошо бы понять другое: сколько времени понадобится нашей соседке, чтобы выйти на полную самообеспеченность молоком?
Для того чтобы обеспечить потребление молока по рекомендуемым Минздравом России рациональным нормам — 325 килограммов на человека — производство необходимо нарастить с 21 миллиона тонн до 48 миллионов. А на это может понадобиться не одно десятилетие.
germanovich@sb.by
Но, прямо скажу, идея российских аграрных чиновников не до конца понятна. Если убрать общие слова и разглагольствования, нам, по сути, предложено в добровольно-принудительном порядке создать единого госоператора, который будет поставлять ограниченное количество молока по фиксированным ценам. Кстати, и сами российские эксперты затрудняются ответить на вопрос, какими будут последствия этого шага для потребителей молока в РФ.
МИНСЕЛЬХОЗПРОД в принципе поддержал инициативу российских коллег о едином поставщике. Но здесь столько подводных и надводных камней, что обсуждениям не видно конца и быстрого решения ожидать не стоит. Ведь при создании единой компании-поставщика надо задействовать не только наднациональное, но и национальные законодательства. И тут уж не избежать серьезных претензий, прежде всего со стороны антимонопольных органов. В Российской Федерации — это Федеральная антимономольная служба. У нас — МАРТ. Да и Евразийская экономическая комиссия тоже имеет право мониторить антимонопольное законодательство на трансграничных рынках. Таким образом, пока непонятна даже сама законность создания и функционирования навязываемого нам трейдера. Кроме того, неясно, кем должна создаваться единая компания-поставщик: только нашей стороной или в ее капитале будет участвовать и Россия?
Даже если Минсельхоз России продавит свою идею, минусов для обеих сторон, на мой взгляд, больше, чем плюсов. Для наших комбинатов они очевидны. Да, будет проще продвигать продукцию, но, заметьте, по строго оговоренным ценам. О каком свободном бизнесе, чем постоянно козыряют соседи, можно говорить, если наш условный молочный комбинат не сможет поставить сухое молоко потенциальному покупателю по более высоким договорным ценам? Казалось бы, пусть партнеры сами договариваются между собой, ан, нет.
Откуда здесь уши торчат? Наши соседи обвиняют нас в демпинге. Дескать, их производители закупают наше сырье на 30—40 процентов дешевле, чем у своих же поставщиков, которые в итоге недополучают выручку. Полноте! Это не белорусы демпингуют. Неблагоприятное воздействие на российский рынок в первую очередь оказывают закупки российскими переработчиками сухого молока за пределами ЕАЭС, которые ежегодно составляют более 40 тысяч тонн. Цены на нашу молочную продукцию в 2017 году были выше российских и из третьих стран. Данные ЕЭК свидетельствуют: в 2017-м среднегодовая контрактная цена импорта сухого цельного молока в Россию из третьих стран — 3097 долларов за тонну, белорусского — 3397, сухого обезжиренного молока соответственно 2265 и 2422 доллара за тонну. Ну а цены производителей сухого молока в России, конечно, заоблачные: сухого цельного — 4080 долларов и обезжиренного — 2481 доллар за тонну. Любопытно, как соседи намерены спасаться от дешевого сырья из Новой Зеландии, Турции, Ирана, Южной Америки? Даже с учетом длинного логистического плеча молоко из этих стран будет стоить примерно на уровне белорусского. Потому что в большинстве стран действуют реальные меры господдержки и дешевые кредиты.
В целом совершенно понятно, почему Минсельхоз России решил включить административные рычаги, которые многие называют прямым протекционизмом, и настоятельно «рекомендует» нам ограничить поставки. Хорошо бы понять другое: сколько времени понадобится нашей соседке, чтобы выйти на полную самообеспеченность молоком?
Для того чтобы обеспечить потребление молока по рекомендуемым Минздравом России рациональным нормам — 325 килограммов на человека — производство необходимо нарастить с 21 миллиона тонн до 48 миллионов. А на это может понадобиться не одно десятилетие.
germanovich@sb.by