В чем особенности учебной программы факультативных занятий для инженерных классов, которую разработал БНТУ
03.10.2024 07:18:00
Юлия СТАТКЕВИЧ
Школа — университет — предприятие: до 1 октября учреждениям общего среднего образования, в которых есть инженерные классы, рекомендовалось заключить трехсторонние договоры с вузами и организациями — заказчиками кадров
В нашей стране все больше школьников предпочитают учиться в профильных классах. Тенденция вполне объяснимая, потому что это приносит сплошные плюсы: предметы можно осваивать на повышенном уровне, факультативы профессионально ориентированные, зачисление в университеты происходит без экзаменов, лишь по собеседованию. Да и выбрать есть из чего: функционируют педагогические, аграрные, спортивно-педагогические, военно-патриотические классы. А с прошлого года еще и инженерные. По всей стране было открыто более 230 таких классов, в которых обучались свыше 2300 десятиклассников. Учитывая, что инженеры на рынке труда сегодня очень востребованы, ребята с выбором профиля не прогадали. К тому же роль координатора деятельности инженерных классов взял на себя ведущий технический университет Беларуси — БНТУ, который разработал интересную учебную программу факультативных занятий для 10-х и 11-х классов. О том, в чем ее особенности, по каким направлениям выстраивается работа вуза со школами, гимназиями и лицеями, мы поговорили с начальником центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Белорусского национального технического университета Татьяной Канашевич.
Старшеклассники изучают учебные предметы на повышенном уровне в режиме пятидневной учебной недели, а профессионально ориентированные и другие факультативные занятия — в основном в шестой школьный день.
— Приглашаем ребят к себе на занятия, проводим практические, экскурсионные и профориентационные мероприятия на территории БНТУ. К слову, у нашего университета на сегодня заключено около 150 договоров с учреждениями общего среднего образования, причем преимущественно региональными. Проводим для школьников занятия разного рода. В практических они наиболее заинтересованы. Посещают наши лаборатории, знакомятся с оборудованием. Преподаватели БНТУ не просто рассказывают старшеклассникам теорию, а стараются максимально их заинтересовать предметом, — рассказывает собеседница.
Что касается методического сопровождения, то вуз оказывает всевозможную поддержку учреждениям, с которыми взаимодействует.
— Размещаем у себя на сайте ту информацию, которая была бы полезна при подготовке к учебному занятию и его проведении. Показываем, каким может быть календарно-тематическое планирование, как его выстроить. Программа курса — это программа-конструктор. Ее модули можно варьировать практически в любом порядке. И это помогает нам выстроить разные образовательные маршруты, что мы и рекомендуем делать школам, — продолжает специалист.
Учителя, которые ведут факультативные занятия в инженерных классах, могут пройти на базе БНТУ курсы повышения квалификации: на сайте университета собраны все необходимые данные.
— На страничке можно найти сведения о том, как проводятся эти курсы, как туда записаться. Там же оставляют свои работы учителя, с которыми мы сотрудничаем. То есть можно не только поучиться, но и посмотреть, чего достигли другие, — советует Татьяна Канашевич.
— Они могут показать, как работают инженеры, какие есть преимущества у этой профессии. Самим обратить внимание на конкретных учащихся. То есть появляется возможность выстроить определенную траекторию в плане целевой подготовки, последующего сопровождения студента и привлечения его на предприятие уже в качестве специалиста, — говорит Татьяна Николаевна.
К слову, в 2024-м обязательным условием функционирования инженерных классов является заключение договора с учреждением высшего образования. Более того, рекомендуется заключить и вовсе трехсторонний договор — с университетом и предприятием или организацией, которая впоследствии может выступать заказчиком кадров.
По словам собеседницы, трехсторонних договоров заключено пока достаточно мало, двухсторонних больше:
— Сейчас этот процесс идет довольно интенсивно. В итоге у каждого учреждения высшего образования сформируется круг школ, гимназий и лицеев, с которыми они будут плотно взаимодействовать в течение учебного года.
Помимо этого, с 2023-го в БНТУ наметили еще одно направление работы — с допрофильными классами, поделилась информацией начальник центра:
— Мы будем более интенсивно вести профориентационную работу, проводить различные информационно-развлекательные мероприятия, творческие конкурсы, то есть много взаимодействовать с учащимися, чтобы они как можно больше узнавали об инженерии и ее возможностях. На профильные смены в наш санаторий-профилакторий «Политехник» будем приглашать и девятиклассников.
В завершение беседы говорим о тех преференциях, которые абитуриенты получат при поступлении в технические университеты, в частности БНТУ.
К слову, в БНТУ будущим абитуриентам рекомендуют собирать портфолио, чтобы во время собеседования можно было представить свои разработки, выполненные во время факультативных занятий.
statkevich@sb.by
В нашей стране все больше школьников предпочитают учиться в профильных классах. Тенденция вполне объяснимая, потому что это приносит сплошные плюсы: предметы можно осваивать на повышенном уровне, факультативы профессионально ориентированные, зачисление в университеты происходит без экзаменов, лишь по собеседованию. Да и выбрать есть из чего: функционируют педагогические, аграрные, спортивно-педагогические, военно-патриотические классы. А с прошлого года еще и инженерные. По всей стране было открыто более 230 таких классов, в которых обучались свыше 2300 десятиклассников. Учитывая, что инженеры на рынке труда сегодня очень востребованы, ребята с выбором профиля не прогадали. К тому же роль координатора деятельности инженерных классов взял на себя ведущий технический университет Беларуси — БНТУ, который разработал интересную учебную программу факультативных занятий для 10-х и 11-х классов. О том, в чем ее особенности, по каким направлениям выстраивается работа вуза со школами, гимназиями и лицеями, мы поговорили с начальником центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Белорусского национального технического университета Татьяной Канашевич.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Эксперты предупреждают, что растут риски утраты компетенций в области конструирования и разработки новых видов продукции. Почему? Потому что на большинстве предприятий в отделах конструкторов и разработок мало молодых специалистов. А это уже вопрос не только к Минпрому, но и к Минобразования. Мало изменить подход к подготовке квалифицированных специалистов рабочих и технических профессий. Мы должны по опыту советского прошлого существенно поднять престиж инженерных профессий, повысить статус тех людей, чьими руками и интеллектом создаются реальные материальные ценности. Иначе все наши планы останутся пустыми бумажками.
На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Эксперты предупреждают, что растут риски утраты компетенций в области конструирования и разработки новых видов продукции. Почему? Потому что на большинстве предприятий в отделах конструкторов и разработок мало молодых специалистов. А это уже вопрос не только к Минпрому, но и к Минобразования. Мало изменить подход к подготовке квалифицированных специалистов рабочих и технических профессий. Мы должны по опыту советского прошлого существенно поднять престиж инженерных профессий, повысить статус тех людей, чьими руками и интеллектом создаются реальные материальные ценности. Иначе все наши планы останутся пустыми бумажками.
На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года
Влюбить в профессию
— Мы координируем и активно реализовываем несколько направлений. Первое — ведем непосредственную работу с учреждениями общего среднего образования и учащимися. Второе — обеспечиваем методическое сопровождение школ и гимназий. И третье — взаимодействуем с предприятиями. Эта работа является очень важной в плане подготовки абитуриента к поступлению в вуз на технические специальности, — отмечает Татьяна Канашевич.Старшеклассники изучают учебные предметы на повышенном уровне в режиме пятидневной учебной недели, а профессионально ориентированные и другие факультативные занятия — в основном в шестой школьный день.
— Приглашаем ребят к себе на занятия, проводим практические, экскурсионные и профориентационные мероприятия на территории БНТУ. К слову, у нашего университета на сегодня заключено около 150 договоров с учреждениями общего среднего образования, причем преимущественно региональными. Проводим для школьников занятия разного рода. В практических они наиболее заинтересованы. Посещают наши лаборатории, знакомятся с оборудованием. Преподаватели БНТУ не просто рассказывают старшеклассникам теорию, а стараются максимально их заинтересовать предметом, — рассказывает собеседница.
Что касается методического сопровождения, то вуз оказывает всевозможную поддержку учреждениям, с которыми взаимодействует.
— Размещаем у себя на сайте ту информацию, которая была бы полезна при подготовке к учебному занятию и его проведении. Показываем, каким может быть календарно-тематическое планирование, как его выстроить. Программа курса — это программа-конструктор. Ее модули можно варьировать практически в любом порядке. И это помогает нам выстроить разные образовательные маршруты, что мы и рекомендуем делать школам, — продолжает специалист.
Учителя, которые ведут факультативные занятия в инженерных классах, могут пройти на базе БНТУ курсы повышения квалификации: на сайте университета собраны все необходимые данные.
— На страничке можно найти сведения о том, как проводятся эти курсы, как туда записаться. Там же оставляют свои работы учителя, с которыми мы сотрудничаем. То есть можно не только поучиться, но и посмотреть, чего достигли другие, — советует Татьяна Канашевич.
Работа на перспективу
Для старшеклассников, которые учатся в инженерных классах, предусмотрена обширная экскурсионная программа. Предприятия и организации из разных уголков страны готовы приглашать школьников к себе на производство.— Они могут показать, как работают инженеры, какие есть преимущества у этой профессии. Самим обратить внимание на конкретных учащихся. То есть появляется возможность выстроить определенную траекторию в плане целевой подготовки, последующего сопровождения студента и привлечения его на предприятие уже в качестве специалиста, — говорит Татьяна Николаевна.
К слову, в 2024-м обязательным условием функционирования инженерных классов является заключение договора с учреждением высшего образования. Более того, рекомендуется заключить и вовсе трехсторонний договор — с университетом и предприятием или организацией, которая впоследствии может выступать заказчиком кадров.
По словам собеседницы, трехсторонних договоров заключено пока достаточно мало, двухсторонних больше:
— Сейчас этот процесс идет довольно интенсивно. В итоге у каждого учреждения высшего образования сформируется круг школ, гимназий и лицеев, с которыми они будут плотно взаимодействовать в течение учебного года.
Помимо этого, с 2023-го в БНТУ наметили еще одно направление работы — с допрофильными классами, поделилась информацией начальник центра:
— Мы будем более интенсивно вести профориентационную работу, проводить различные информационно-развлекательные мероприятия, творческие конкурсы, то есть много взаимодействовать с учащимися, чтобы они как можно больше узнавали об инженерии и ее возможностях. На профильные смены в наш санаторий-профилакторий «Политехник» будем приглашать и девятиклассников.
В завершение беседы говорим о тех преференциях, которые абитуриенты получат при поступлении в технические университеты, в частности БНТУ.
— Действительно, в следующем году нынешние 11-классники — учащиеся инженерных классов — смогут воспользоваться льготами при поступлении. По документам, согласованным с Министерством образования, определен перечень специальностей, на которые выпускники таких инженерных классов могут поступать по собеседованию. То есть без вступительных экзаменов, которые требуются при обычном поступлении в технический вуз.При этом никто не отменяет необходимость сдачи централизованных экзаменов — это обязательное условие для получения аттестата о среднем общем образовании, — уточняет Татьяна Канашевич.
К слову, в БНТУ будущим абитуриентам рекомендуют собирать портфолио, чтобы во время собеседования можно было представить свои разработки, выполненные во время факультативных занятий.
statkevich@sb.by