Экспорт туруслуг в первом полугодии составил $63,2 млн: какие страны в топе целевых рынков въездного туризма
18.08.2022 21:03:00
Нам есть чем приятно удивить иностранных туристов. Среди популярных направлений — оздоровительный, экологический, культурно-познавательный отдых, участие в охоте и проживание в агроусадьбах страны. А еще славится Беларусь своими чистыми озерами и реками, вкусными блюдами, зелеными горизонтами и свежим воздухом. Гостей из каких стран ждем в этом году? Какие вопросы необходимо решить для увеличения турпотоков? Эти и другие вопросы «Р» обсудила с директором Департамента по туризму Минспорта и туризма Ириной Воронович.
— Планы на пятилетие утверждались в совершенно других условиях, мы все это прекрасно понимаем. Вместе с тем держим эту цифру в уме как ориентир, к которому надо стремиться. Хотя, по сути, начало года во въездном туризме было провальное из-за пандемии. Плюс перемещения за границу были сопряжены с рядом ограничений, которые вводили во многих странах.
Ирина ВОРОНОВИЧ.
Взять, например, Россию, откуда традиционно к нам приезжает много туристов. Передвижение между странами без условностей на наземном транспорте стало возможным только в мае, в июле — и в авиасообщении. Как результат — с конца весны мы видим увеличение потока туристов из восточной страны-соседки. Часть традиционно приезжает к нам на выходные, на непродолжительное время, чтобы посмотреть страну, посетить крупные города и их достопримечательности или малую родину, перевести дух. Как правило, в такие путешествия туристы едут на своем авто — даже по Минску заметно, что количество машин с российскими номерами постоянно растет. Другая часть россиян интересуется санаторно-курортным лечением — и снова, как в былые времена, мы столкнулись с тем, что в наших здравницах не найти мест на лето. Очень привлекает соседей и отдых на агроэкоусадьбах — у них такого нет. Разнообразный формат времяпрепровождения, уникальные условия проживания, богатый выбор блюд национальной кухни, уединение рядом с природой — жители крупных городов особенно ценят нашу глубинку за душевность. Кроме того, пользуются спросом и наши событийные мероприятия. Подтверждение тому — прошедший недавно Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно, «Славянский базар в Витебске».
Вообще же с Россией сейчас мы активно наращиваем сотрудничество. Особенно с регионами. В последние 1,5 месяца к нам приезжает довольно много делегаций — из Сочи, Тульской области, Мордовии, Чувашии… Кроме того, постоянно в контакте мы с представителями турруководства Санкт-Петербурга и Москвы. Делегацию из российской столицы ждем скоро в инфотур.
Нам есть чем приятно удивить туристов, потенциал у страны огромный.
Активизировались и связи со странами СНГ. Причем взаимоотношения вышли на другой уровень, обрели новое дыхание. Мы замечаем, что идет перестройка туризма и некогда связанные общей историей государства заново открывают для себя друг друга. Да и белорусы с большим энтузиазмом едут на восток. По традиции — в Грузию, но не только. Распробовали отдых в Армении, Узбекистане, которые прибавили в туризме за последние годы. Если так пойдет и дальше, пандемийные ограничения не вернутся в нашу жизнь в прежнем объеме, год в плане экспорта туруслуг вполне можем закончить достойно. Пока же этот показатель за январь — июнь составил 63,2 млн долларов. По имеющейся информации, только за полгода к нам прилетело 538,4 тысячи туристов. Вполне обоснованно ожидаем, что по итогам лета въездной турпоток заметно вырастет.
— Не стоит сбрасывать со счетов и наших западных соседей — Польшу и страны Балтии. Безвизовый режим для граждан этих стран действует — для литовцев и латышей дольше, для поляков — относительно недавно. По данным Госпогранкомитета на 15 августа, за время безвиза нашу республику посетило 186,6 тысячи человек. Из них 120,5 тысячи — граждане Литвы, 62,2 тысячи — граждане и неграждане Латвии, почти 3,9 тысячи — граждане Польши. Понятное дело, что эти цифры скромнее прежних. Но важен сам факт, что такая возможность у соседей есть, что мы демонстрируем свою открытость и гостеприимство. Видим, что люди едут к нам не только на пару дней, по своим делам, к родственникам, но и доезжают до туробъектов — ходят в музеи, укрепляют здоровье в санаториях, заезжают в агроусадьбы. Считаю, что в нынешнее непростое время важно, чтобы люди знали, что соседи настроены к ним дружелюбно.
Кроме того, перспективными для нас были и остаются туристы из Объединенных Арабских Эмиратов. В прошлом году в экспорте туруслуг они заняли второе место, расположившись следом за Россией. При этом мы понимаем, что смотреть надо шире и брать во внимание все страны Персидского залива. В их число кроме ОАЭ входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман. Туристам из этих государств будут интересны сама по себе смена климата, знакомство со страной и ее достопримечательностями, шопинг, экологические маршруты, заповедники, оздоровление, охота… Как раз недавно стало известно, что Беларусь проведет с Оманом переговоры по проекту соглашения о взаимной отмене виз.
В числе приоритетных направлений — Китай. Надеемся, пандемия отступит и гости из Поднебесной смогут чаще у нас бывать. Кроме того, работаем над привлечением туристов из стран Азии, Африки, Латинской Америки — так называемой дальней дуги. Например, ведем переговоры о наращивании турпотока с Венесуэлой, планируем провести для представителей этой страны рекламный тур.
— Сегодня остро стоит вопрос о транспортной доступности и стоимости передвижения. Например, из Сочи до Минска еще недавно было два с небольшим часа лету, сегодня — почти пять часов. Увеличение расстояния сказывается и на стоимости билетов. И туристы уже смотрят, как вписывается эта сумма в их бюджет. При этом надо понимать: хорошо, что прямой рейс есть вообще. Потому что, например, из стран Персидского залива мы летаем только в Дубай. Будь полетная программа шире, уверена, количество туристов из этих стран прибавилось бы. При условии проведения масштабной маркетинговой программы по продвижению Беларуси. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы самолеты прилетали не только в Минск, но и в регионы. Но здесь уже решение лежит не столько в нашей плоскости, сколько в плоскости авиаперевозчиков.
— В развитие темы маркетинга: на что делается упор при продвижении Беларуси сегодня?
— Привычные методы продвижения, например участие в международных выставках, работают не так, как прежде. Традиционно крупные форумы в туриндустрии проходят дважды в год: весной, накануне летнего сезона, и осенью, накануне зимнего. Но уже несколько лет подряд пандемия вносит свои коррективы: что-то отменяется, что-то переносится, что-то проходит в онлайн-формате. Например, на осень запланирована выставка в Шанхае. Но условия для участия такие, что сперва нужно провести две недели в карантине. Скорее всего, будем участвовать онлайн.
Потому весной и летом проводим ознакомительные туры, отрабатываем нюансы с туротраслями многих стран, чтобы упростить передвижение. Много в этом году делаем и по линии наращивания сотрудничества и турпотоков в СНГ — Беларусь как раз председательствует в Совете по туризму Содружества. Мероприятия в рамках данного Совета планируем провести в сентябре. Стремимся к тому, чтобы подойти ко встрече с конкретными наработками, предложениями и показательными результатами.
Нам есть чем приятно удивить туристов.
Лучше любых слов о стране говорят фото и видеоролики. Кстати, в прошлом году мы сняли целую серию мини-фильмов о каждом регионе страны и Минске, в которых представлены турпотенциал и уникальные особенности каждой области. Продвигаем их в интернете, через соцсети, сайт Национального агентства по туризму и сайт Belarus.travel. Укрупняем и продвигаем свой аналог популярного сервиса онлайн-бронирования — vetliva.by. При этом изучаем и мнения, впечатления иностранцев от посещения Беларуси — нацагентство как раз запустило конкурс видеороликов для гостей. Нам интересно посмотреть на страну глазами других. При этом понимаем, что нам есть чем приятно удивить туристов, потенциал у страны огромный. И способствует этому в том числе возросший во время пандемии внутренний туризм. Регионы подтягивают инфраструктуру, создают новые турмаршруты, открываются новые объекты, появляются все новые изюминки на местах, чтобы заинтересовать людей. И это работает. Важно хорошо об этом рассказать и предложить максимально доступные в нынешних условиях варианты для посещения, чтобы человек из-за границы мог легко в этом убедиться. Мы понимаем, что многие туристы за время пандемии засиделись на месте и жаждут новых впечатлений и открытий. И Беларусь вполне может и должна стать таким местом!
druk@sb.by
Курс с поправкой на ситуацию
— Ирина Николаевна, в госпрограмме «Беларусь гостеприимная» запланирован экспорт туруслуг на 2022 год в размере 200 млн долларов. Насколько достижима эта цифра в нынешних условиях?— Планы на пятилетие утверждались в совершенно других условиях, мы все это прекрасно понимаем. Вместе с тем держим эту цифру в уме как ориентир, к которому надо стремиться. Хотя, по сути, начало года во въездном туризме было провальное из-за пандемии. Плюс перемещения за границу были сопряжены с рядом ограничений, которые вводили во многих странах.
Ирина ВОРОНОВИЧ.
Взять, например, Россию, откуда традиционно к нам приезжает много туристов. Передвижение между странами без условностей на наземном транспорте стало возможным только в мае, в июле — и в авиасообщении. Как результат — с конца весны мы видим увеличение потока туристов из восточной страны-соседки. Часть традиционно приезжает к нам на выходные, на непродолжительное время, чтобы посмотреть страну, посетить крупные города и их достопримечательности или малую родину, перевести дух. Как правило, в такие путешествия туристы едут на своем авто — даже по Минску заметно, что количество машин с российскими номерами постоянно растет. Другая часть россиян интересуется санаторно-курортным лечением — и снова, как в былые времена, мы столкнулись с тем, что в наших здравницах не найти мест на лето. Очень привлекает соседей и отдых на агроэкоусадьбах — у них такого нет. Разнообразный формат времяпрепровождения, уникальные условия проживания, богатый выбор блюд национальной кухни, уединение рядом с природой — жители крупных городов особенно ценят нашу глубинку за душевность. Кроме того, пользуются спросом и наши событийные мероприятия. Подтверждение тому — прошедший недавно Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно, «Славянский базар в Витебске».
Вообще же с Россией сейчас мы активно наращиваем сотрудничество. Особенно с регионами. В последние 1,5 месяца к нам приезжает довольно много делегаций — из Сочи, Тульской области, Мордовии, Чувашии… Кроме того, постоянно в контакте мы с представителями турруководства Санкт-Петербурга и Москвы. Делегацию из российской столицы ждем скоро в инфотур.
Нам есть чем приятно удивить туристов, потенциал у страны огромный.
Активизировались и связи со странами СНГ. Причем взаимоотношения вышли на другой уровень, обрели новое дыхание. Мы замечаем, что идет перестройка туризма и некогда связанные общей историей государства заново открывают для себя друг друга. Да и белорусы с большим энтузиазмом едут на восток. По традиции — в Грузию, но не только. Распробовали отдых в Армении, Узбекистане, которые прибавили в туризме за последние годы. Если так пойдет и дальше, пандемийные ограничения не вернутся в нашу жизнь в прежнем объеме, год в плане экспорта туруслуг вполне можем закончить достойно. Пока же этот показатель за январь — июнь составил 63,2 млн долларов. По имеющейся информации, только за полгода к нам прилетело 538,4 тысячи туристов. Вполне обоснованно ожидаем, что по итогам лета въездной турпоток заметно вырастет.
Направления и приоритеты
— Среди целевых рынков вы назвали российский и рынок стран СНГ. На какие еще рынки делается ставка в этом году?— Не стоит сбрасывать со счетов и наших западных соседей — Польшу и страны Балтии. Безвизовый режим для граждан этих стран действует — для литовцев и латышей дольше, для поляков — относительно недавно. По данным Госпогранкомитета на 15 августа, за время безвиза нашу республику посетило 186,6 тысячи человек. Из них 120,5 тысячи — граждане Литвы, 62,2 тысячи — граждане и неграждане Латвии, почти 3,9 тысячи — граждане Польши. Понятное дело, что эти цифры скромнее прежних. Но важен сам факт, что такая возможность у соседей есть, что мы демонстрируем свою открытость и гостеприимство. Видим, что люди едут к нам не только на пару дней, по своим делам, к родственникам, но и доезжают до туробъектов — ходят в музеи, укрепляют здоровье в санаториях, заезжают в агроусадьбы. Считаю, что в нынешнее непростое время важно, чтобы люди знали, что соседи настроены к ним дружелюбно.
Кроме того, перспективными для нас были и остаются туристы из Объединенных Арабских Эмиратов. В прошлом году в экспорте туруслуг они заняли второе место, расположившись следом за Россией. При этом мы понимаем, что смотреть надо шире и брать во внимание все страны Персидского залива. В их число кроме ОАЭ входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман. Туристам из этих государств будут интересны сама по себе смена климата, знакомство со страной и ее достопримечательностями, шопинг, экологические маршруты, заповедники, оздоровление, охота… Как раз недавно стало известно, что Беларусь проведет с Оманом переговоры по проекту соглашения о взаимной отмене виз.
В числе приоритетных направлений — Китай. Надеемся, пандемия отступит и гости из Поднебесной смогут чаще у нас бывать. Кроме того, работаем над привлечением туристов из стран Азии, Африки, Латинской Америки — так называемой дальней дуги. Например, ведем переговоры о наращивании турпотока с Венесуэлой, планируем провести для представителей этой страны рекламный тур.
Внимание — сообщению и маркетингу
— Какие вопросы нужно решить, чтобы турпоток из этих стран увеличился?— Сегодня остро стоит вопрос о транспортной доступности и стоимости передвижения. Например, из Сочи до Минска еще недавно было два с небольшим часа лету, сегодня — почти пять часов. Увеличение расстояния сказывается и на стоимости билетов. И туристы уже смотрят, как вписывается эта сумма в их бюджет. При этом надо понимать: хорошо, что прямой рейс есть вообще. Потому что, например, из стран Персидского залива мы летаем только в Дубай. Будь полетная программа шире, уверена, количество туристов из этих стран прибавилось бы. При условии проведения масштабной маркетинговой программы по продвижению Беларуси. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы самолеты прилетали не только в Минск, но и в регионы. Но здесь уже решение лежит не столько в нашей плоскости, сколько в плоскости авиаперевозчиков.
— В развитие темы маркетинга: на что делается упор при продвижении Беларуси сегодня?
— Привычные методы продвижения, например участие в международных выставках, работают не так, как прежде. Традиционно крупные форумы в туриндустрии проходят дважды в год: весной, накануне летнего сезона, и осенью, накануне зимнего. Но уже несколько лет подряд пандемия вносит свои коррективы: что-то отменяется, что-то переносится, что-то проходит в онлайн-формате. Например, на осень запланирована выставка в Шанхае. Но условия для участия такие, что сперва нужно провести две недели в карантине. Скорее всего, будем участвовать онлайн.
Потому весной и летом проводим ознакомительные туры, отрабатываем нюансы с туротраслями многих стран, чтобы упростить передвижение. Много в этом году делаем и по линии наращивания сотрудничества и турпотоков в СНГ — Беларусь как раз председательствует в Совете по туризму Содружества. Мероприятия в рамках данного Совета планируем провести в сентябре. Стремимся к тому, чтобы подойти ко встрече с конкретными наработками, предложениями и показательными результатами.
Нам есть чем приятно удивить туристов.
Лучше любых слов о стране говорят фото и видеоролики. Кстати, в прошлом году мы сняли целую серию мини-фильмов о каждом регионе страны и Минске, в которых представлены турпотенциал и уникальные особенности каждой области. Продвигаем их в интернете, через соцсети, сайт Национального агентства по туризму и сайт Belarus.travel. Укрупняем и продвигаем свой аналог популярного сервиса онлайн-бронирования — vetliva.by. При этом изучаем и мнения, впечатления иностранцев от посещения Беларуси — нацагентство как раз запустило конкурс видеороликов для гостей. Нам интересно посмотреть на страну глазами других. При этом понимаем, что нам есть чем приятно удивить туристов, потенциал у страны огромный. И способствует этому в том числе возросший во время пандемии внутренний туризм. Регионы подтягивают инфраструктуру, создают новые турмаршруты, открываются новые объекты, появляются все новые изюминки на местах, чтобы заинтересовать людей. И это работает. Важно хорошо об этом рассказать и предложить максимально доступные в нынешних условиях варианты для посещения, чтобы человек из-за границы мог легко в этом убедиться. Мы понимаем, что многие туристы за время пандемии засиделись на месте и жаждут новых впечатлений и открытий. И Беларусь вполне может и должна стать таким местом!
druk@sb.by