Всегда быть первыми

Таков принцип в работе лидера отрасли — ОАО “Гродненская табачная фабрика “Неман”, признанного лучшим предприятием перерабатывающей промышленности по итогам минувшего года.

А его генеральный директор Юрий Степанович ЧЕРНЫШЕВ, работающий на ГТФ с мая 2005 года, удостоен звания “Лучший руководитель в сфере перерабатывающей промышленности”. Сегодня он рассказывает о том, чего удалось достигнуть, о стратегии развития предприятия, новых задачах в современных условиях.

— За последние годы наше предприятие претерпело серьезные изменения, можно сказать, фабрика заново родилась после того, как в 1999 году глава государства поддержал проект широкомасштабной реконструкции. Она завершилась в декабре 2002 года, в техническое перевооружение, модернизацию производства было вложено более 48 миллиардов рублей. Однако чтобы рассчитаться по всем долгам, разгрузить складские запасы (в 2005 году хранилось продукции на сумму свыше 52 миллиардов рублей), пришлось принять новые кардинальные меры. Прежде всего надо было разработать стратегию предприятия, которое и по своим мощностям и по своим возможностям вполне могло стать лидером на отечественном рынке табачных изделий. И не только по объему, но и по выпускаемому ассортименту. При поддержке Президента и правительства Республики Беларусь были разработаны основные направления развития ГТФ “Неман”, выполняя которые фабрика смогла стать на ноги.
Приведу конкретные цифры: если за весь 2005 год фабрика реализовала 7 миллиардов штук сигарет, то в 2006-м — 10,3, а за 2007-й — 12,3 миллиарда штук.
Ушел в прошлое печальный опыт трехдневной работы в неделю, сейчас мощности предприятия загружены в круглосуточном режиме без выходных, складские остатки составляют минимальный запас, необходимый для обеспечения ассортимента продукции на внутреннем рынке. Мы стали более требовательно относиться к закупке сырья и материалов, выбираем только самых крупных мировых поставщиков, отказались от посредников.

— Юрий Степанович, вы возглавили предприятие три года назад — в самое тяжелое, переломное время. И оно еще полностью не завершилось — продолжается процесс модернизации производства...

— Нельзя никогда останавливаться на достигнутом. В мае прошлого года фабрика закупила новую итальянскую сигаретно-упаковочную линию производительностью 8 тысяч сигарет в минуту. Ее стоимость — 4,5 млн евро. Она может выпускать продукцию как в стандартной четырехгранной, так и в восьмигранной пачке. Это позволило уже в июне 2007 года освоить производство международных брэндов в премиальном сегменте под контролем компании British American Tobacco (ВАТ). Срок окупаемости этой линии — около трех лет.

— Какие инвестиции в производство ожидаются в текущем году?

— Запланированы инвестиции, связанные с приобретением еще двух новых сигаретно-упаковочных линий стоимостью 10,1 млн евро, в том числе: для производства сигарет King Size — 5,63 млн евро, для производства сигарет Super Slims — 4,47 млн евро. Наша инвестиционная стратегия построена на том, чтобы не только заменить физически изношенное и морально устаревшее оборудование, но и чтобы у фабрики появилась возможность производства новых видов продукции, которые еще не изготавливались в Республике Беларусь.

— Сегодня ГТФ “Неман” производит около 40 наименований табачных изделий. О каких новых видах продукции идет речь?

— Прежде всего мы стараемся быть в русле общемировых тенденций табачного рынка, увеличиваем производство продукции с пониженным содержанием смол и никотина. В структуре продаж Гродненской табачной фабрики сигареты с фильтром занимают уже около 80 процентов вместо 5 в 2002 году. При этом резко снижается выпуск продукции без фильтра. Отсюда и необходимость дополнительной закупки соответствующего оборудования.
Вместе с тем наблюдается еще одна тенденция — растет спрос на сигареты с фильтром формата Slims и Super Slims. Если в 2005—2006 годах такой продукции было импортировано немногим более 130 млн штук (0,8 процента рынка), то в 2007-м объем поставки увеличился в три раза — до 400 млн штук (2 процента рынка). Учитывая, что белорусский рынок повторяет тенденции российского, следует ожидать, что объем потребления сигарет формата Slims и Super Slims в ближайшее время может составить до 1 млрд штук в год (5 процентов рынка). Учитывая все эти тенденции, а также задачи по максимальному производству импортозамещающих изделий, ОАО “Гродненская табачная фабрика “Неман” осуществляет закупку новой сигаретно-упаковочной линии по производству сигарет формата Super Slims. Мировые производители оборудования предлагают оборудование Super Slims с производительностью 6 тысяч сигарет в минуту (1 млрд штук в год). Таким образом, одна такая линия позволит в ближайшей перспективе полностью удовлетворить потребности отечественного рынка. При этом у фабрики появится возможность не только присутствовать во всех сегментах, но и реально прирастить объемы производства востребованной продукции.

— Насколько подконтрольно и выдержано качество продукции?

— Фабрика выполняет все требования международного стандарта качества ИСО 9001, нас постоянно контролируют соответствующие службы. За последние годы не было ни одной забраковки нашей продукции.
Но главный показатель качества — это покупательский спрос. Табачные изделия, выпущенные на ГТФ “Неман”, заняли более 60 процентов рынка, тогда как в 2005 году их доля составляла всего 45 процентов.
В условиях жесткой конкуренции качество продукции является одним из важнейших условий для закрепления на рынке. Поэтому во главу угла мы ставим высококачественное сырье и вспомогательные материалы, которые закупаем в более чем двадцати странах мира — Турции, Италии, Индии, Греции, Молдове, Болгарии, Иране, Ливане, Китае, Аргентине, Бразилии и других.

— Рассматривается ли вопрос экспорта продукции ГТФ “Неман”?

— Да, наша задача — это не только укрепление своих позиций на отечественном рынке, расширение ассортимента собственных и международных марок в премиальном сегменте, но и выход на экспорт. В настоящее время ведем переговоры по организации поставок готовой продукции за пределы нашей страны. В 2006 году фабрика осуществила пробные отгрузки в Иран, в 2007-м — проработку российского рынка, в начале этого года от-грузили туда пробную партию сигарет. Буквально на днях подписали еще один контракт на поставку сигарет в Россию. Мы понимаем, что выйти на внешний рынок — задача не из легких. Кто сказал, что нас там ждут? Но мы от таких намерений не отказываемся, ведь есть выражение: “нет ничего невозможного”.

— Юрий Степанович, известно, что хорошо трудится тот, у кого есть к этому материальный стимул. Что предлагает своим работникам руководство фабрики?

— Безусловно, мы заботимся о стимулировании труда, мер поощрения много. Назову лишь  некоторые.   Пред-приятие платит единовременное пособие всем уходящим на пенсию по возрасту с учетом стажа работы. По достижении возраста 50, 55, 60 лет — 5 базовых величин. Предусмотрено поощрение всех ветеранов труда. При вступлении в брак выплачиваем 5 базовых величин, за рождение ребенка — 10 базовых величин. В случае потери близких выплачивается 15 базовых величин. Денежные вознаграждения предусмотрены в связи с основными праздниками. Согласно коллективному договору приобретаются путевки в санатории для длительно болеющих с оплатой 50 процентов за счет средств предприятия, 10 — за счет средств профкома. Предусмотрено приобретение жилья за счет средств предприятия молодым специалистам, получившим соответствующее образование, а также оказание материальной помощи на обучение на платной основе в учебных заведениях по специальностям, требуемым на предприятии.
С учетом увеличения средней заработной платы в 2007 году работники фабрики осуществили покупку семи квартир (для сравнения: в 2006-м приобретено три квартиры).

— Новейшее производство, современное оборудование требуют высокого уровня подготовки специалистов. Что делается в этом плане?

— Очень важный вопрос. Мы уделяем квалификации своих сотрудников первостепенное внимание. Только за 2007 год прошли обучение и повышение квалификации 172 человека, из которых 58 человек — руководители, служащие и специалисты, 114 — рабочие, занятые на основном и вспомогательном производствах.
Используется профессиональный опыт ведущих международных табачных компаний. В рамках контрактного производства с ВАТ регулярно проводятся теоретические занятия с персоналом фабрики по вопросам улучшения технологического процесса, снижения потерь на производстве и выпуска качественной продукции. Приобретенные теоретические навыки закрепляются на производстве при непосредственном участии международных экспертов.
Наша фабрика тесно сотрудничает с единственным на постсоветском пространстве Краснодарским институтом табака. Специалисты предприятия направляются на повышение квалификации в это учебное заведение, приглашаем преподавателей для чтения лекций на базе ГТФ с учетом особенностей ее технологии.
В текущем году фабрика направила на обучение в Германию четырех электриков и трех механиков для получения навыков работы на новом оборудовании Super Slims, а также проведена стажировка технического персонала ГТФ “Неман” на одной из российских табачных фабрик, принадлежащих нашему партнеру — компании ВАТ.

 

Из истории фабрики

tabak1.jpg

Табачная фабрика в Гродно начала работу 17 июля 1861 года. Значит, спустя три года фабрика “Неман” будет отмечать свое 150-летие. Это одно из старейших производств не только в Республике Беларусь и России, но и в Европе. У истоков создания фабрики стояли купцы Шерешевские. Становление и расцвет предприятия пришлись на 80-е годы XIX века, когда папиросы, сигары, махорка, курительный и нюхательный табак ценились не только в России, но и за ее пределами. Сохранились сведения, что в 1882 году на промышленной выставке в Москве экспонируемые папиросы Гродненской табачной фабрики были удостоены медали Александра Императора Всероссийского. Серебряные награды получены на выставках в Амстердаме (1884 г.), Новом Орлеане (1885 г.), Париже (1889 г.).

Факт

Емкость табачного рынка нашей страны, по оценкам экспертов, составляет  19—20  млрд штук  сигарет в год. В  2007 году объем поставки ГТФ “Неман” на внутренний рынок составил 12,3 млрд штук, план на 2008 год — 13 млрд штук.

Импортозамещение

В 2007 году обеспечена поставка импортозамещающей продукции в объеме 7,1 млрд штук (169 процентов от задания), в том числе 3,6 млрд штук — собственные торговые марки сигарет.
В 2008 году в рамках программы импортозамещения планируется произвести 8,1 млрд штук. Рост предусмотрено обеспечить за счет увеличения производства собственных импортозамещающих марок на 0,7 млрд штук, а также за счет увеличения производства контрактных марок на 0,4 млрд штук.

 

 

Курение опасно для здоровья
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter