«Все высоты брала с первой попытки»
23.01.2007
Десять лет назад, 24 января 1997 года, Татьяну Бойко (на снимке) избрали судьей Конституционного суда Республики Беларусь. Накануне юбилейной даты корреспондент «Р» разговор с судьей в ее рабочем кабинете начал не с нынешних судебных дел, а со спортивных. Под своей девичьей фамилией Шляхто она участвовала в Олимпийских играх 1976 года в Монреале, где заняла шестое место в прыжках в высоту. Была чемпионкой и рекордсменкой страны.
— Одно время отошла от спорта, — говорит Татьяна Семеновна. — Но теперь опять слежу за его событиями. В прошлом году отдыхала в Сочи. Раньше здесь постоянно проводили сборы, не раз участвовала в соревнованиях. Заглянула на стадион, который недавно открылся после реконструкции. Прошла круг по беговой дорожке, зашла в сектор для прыжков в высоту. В нем в начале 1980 года получила травму, которая и не позволила поехать на Олимпиаду в Москву. Аж ком к горлу подступил…
— Почему выбрали прыжки в высоту?
— В моей жизни много случайностей. И часто встречаю прекрасных людей, которые помогают. В Витебске с шести лет занималась в танцевальном ансамбле «Зорачка», которым руководил Иван Сериков. Многие его воспитанники поступали в Ленинградское училище культуры. А мои детские мечты рисовали балет. О спорте и не помышляла. В седьмом классе на школьных соревнованиях «ножницами» преодолела 145 сантиметров. Меня заприметил тренер — еще один замечательный человек — Михаил Шур. После летних каникул уговорил прийти в спортивную секцию. Прыжки перекидным способом не пошли, поэтому переключилась на барьерный бег. На всесоюзной спартакиаде школьников заняла девятое место. Однако Михаил Моисеевич предложил попробовать попрыгать стилем «фосбери-флоп». Через год выполнила норматив мастера спорта.
— Для вас, наверное, самое яркое спортивное событие – Олимпиада 1976 года?
— Игры стоят особняком. Там победила Роземари Аккерман из Германии – 1 метр 93 сантиметра. Второй была еще одна легенда – Сара Симеони из Италии. Тогда советская школа прыжков не могла соперничать с итальянской, немецкой, болгарской… Но я осталась довольной. Все высоты брала с первой попытки. А когда преодолела 1,87, на меня смотрели с удивлением: кто такая? Жаль, 1,89 не покорились. Лучший же результат в карьере – 1,90.
— Такое впечатление, что в спорте вы не все сказали?
— Вышла замуж за прыгуна с шестом Валерия Бойко, переехала в Минск. Тренировалась у Павла Гойхмана и Елизаветы Сосиной. В 1977 году выиграла и зимний, и летний чемпионаты СССР, стала призером универсиады. А в состав сборной СССР на первый Кубок мира не взяли. Меня это немного психологически надломило. Родилась дочка Ирочка. Но все равно Игры в Москве оставались главной целью. Однако к ним подошла не в лучшем состоянии. В 1980 году умер отец, получила травму. Не выполнила отборочный норматив… Еще немного попрыгала и в феврале 1982 года решила: хватит! Ушла с чувством неудовлетворенности. Не все в советские времена от меня зависело.
Теперь в Беларуси спорт в почете. Глава государства оказывает ему большую поддержку. Спортсменам созданы необходимые условия. Наши легкоатлеты становятся чемпионами Европы, мира, Олимпийских игр. Только мне немного обидно: нет хороших прыгунов – и в высоту, и в длину, и с шестом. Не знаю почему. Ведь школа, традиции сохранились.
— Как дался уход из спорта?
— Это очень сложный процесс. Недавно переживала, когда умерла известная артистка Любовь Полищук, у которой была травма позвоночника. У каждого атлета букет травм. И сейчас мне они нередко дают о себе знать. Трудно психологически менять образ жизни. Ведь не из каждого атлета получается хороший тренер. С благодарностью говорю о Белорусском союзе спортсменов. Как помогает он и ее руководитель Мария Иткина! А тогда таких организаций не было. Мне же повезло. Опять встретила прекрасных людей, которые поддержали в трудные минуты.
— Почему выбрали юриспруденцию?
— До юридического факультета Белгосуниверситета училась по другим специальностям. В Витебске поступила в технологический институт на новую специальность – конструктор верхних швейных изделий. Окончила три курса до переезда в Минск. В столице на меня положили глаз тренеры БГУ. Но на каком факультете я могла учиться с моим витебским образованием? На механико-математическом.
Моя мама Екатерина Ивановна – учительница. Спуску не давала. Помню, когда школьницей в первый раз отправлялась на сбор в Сочи, так она причитала! Мол, в учебе отстанешь. А папа — Семен Семенович – воевал, штурман дальней авиации. Очень хотел иметь дочку. Когда я родилась, ему было 48 лет. И во мне он души не чаял. Подводить таких родителей не могла.
Однако совмещать спорт и учебу на мехмате оказалось тяжело. И завкафедрой физвоспитания и спорта БГУ Виталий Фефелов и тренер по легкой атлетике Михаил Жавнерко посоветовали подать документы на юридический факультет.
После окончания юрфака осталась работать на факультете. Заведующий кафедрой государственного права и советского строительства Александр Головко и мой научный руководитель Георгий Воробей оказались большими любителями спорта и опекали меня. Увлеклась наукой, финансовым правом. Стала доцентом. Защитила диссертацию «Правовое регулирование государственного внутреннего кредита».
— Так вы еще в советское время предвидели, что в будущем финансовое право будет востребовано!
— На такую тему моя диссертация в Беларуси была первой. Теперь по ней еще один юрист защитился. У меня есть ученица Снежана Лещенко, которая специализируется в налоговом законодательстве. А в 1997 году меня избрали судьей Конституционного суда, и прежде всего как специалиста по финансовому праву.
Спорт приучил к кропотливой работе. Поняла: нельзя добиться хороших результатов в любой сфере без огромного труда. Не будь я спортсменкой, может, и не достигла бы успехов в моей нынешней работе.
— Дочь Ира спорт любит?
— А как вы думаете! Родители с детства ее приучили! Занималась художественной гимнастикой в секции Галины Крыленко. Но в этом виде свои сложности. Ира ушла и занялась правом. Она – адвокат.