Заглянули в мастерские нового реставрационного корпуса Национального художественного музея
01.03.2022 08:34:02
До 3 марта недавно запущенный выставочный корпус Национального художественного музея закрыт на реэкспозицию. Часть работ, которые покажут посетителям в день презентации новых проектов, попадет в залы прямиком из реставрационных мастерских. А если точнее — из реставрационного корпуса музея по улице Кирова, 25, об открытии которого белорусские реставраторы грезили не один год. Напомним, в декабре туда переехали специалисты по «лечению» и возвращению памятников культурного наследия в национальный контекст.
Аркадий Шпунт.
Сейчас в распоряжении Аркадия Самуиловича и его коллег 14 новеньких мастерских.
— Каждый специалист имеет собственное рабочее место. И это неслыханная роскошь даже для серьезных реставрационных заведений. Хотя, конечно, мы получили не идеальное пространство, в которое можно было въезжать и сразу что-то там делать. Поэтому пока мы здесь только обживаемся.
Благодаря новым помещениям площадь для проведения реставрационных работ увеличилась с 810 кв. м до 1398 кв. м. Мастерские поделили следующим образом: четыре — специалистам по реставрации масляной живописи, столько же — реставраторам из секторов древнебелорусского и декоративно-прикладного искусства. Есть отдельные мастерские по восстановлению предметов из ткани, металла, дерева, фарфора и керамики. Помещения для покрытия лаком и реставрации большеформатной живописи предназначены для общего пользования. Перед реставрацией обязательно проводят фотофиксацию произведения — для этих целей на втором этаже имеется лаборатория. На фотографии, сделанные там, специалисты ориентируются во время работы.
Ольга Михайлова.
Ольга показывает икону Божьей Матери «Помощь в родах». В 1990-х ее незаконный вывоз за границу предотвратили белорусские таможенники, позже икона попала в музейные фонды.
— В наш отдел она поступила в неудовлетворительном состоянии. Нужно было подготовить икону к выставке, поэтому первым делом мы выполнили укрепление красочного слоя и грунта, сделали рентген и инфракрасное исследование. Оно не показало изменения рисунка живописи, поэтому далее было выполнено раскрытие живописи, — комментирует Ольга по ходу экскурсии.
В работе с растворителями ей помогают две вытяжные системы. В каждой мастерской также есть датчики влажности и температуры.
— В общем, все предусмотрено. Важный момент: раньше работу с растворителями нужно было переносить на вторую половину дня, чтобы меньше дышать химией. А сейчас благодаря мощным вытяжкам сложностей с этим уже нет, процесс раскрытия живописи можно спокойно выполнять в любое время.
Вы удивитесь: холодильник и зона с раковиной в мастерской — это тоже новинка. Ольга кивком головы подтверждает: все так. Чтобы набрать воду, приготовить раствор или вымыть инструменты, теперь не придется покидать мастерскую. Носить тяжелые картины или масштабные полотна в руках, кстати, тоже больше не нужно: в каждом помещении имеются столы на колесиках — такие же используют в операционных.
Этажом выше фондохранилище. Там находятся не только те произведения, которые ждут реставрации, но и уже готовые для экспонирования. Впрочем, выделение дополнительных площадей — это еще не все, что нужно предпринять для сохранения белорусской реставрации как важного направления отечественного музейного дела, считает Аркадий Шпунт:
— Также, во-первых, необходимо обеспечить оценку профессионального уровня специалистов-реставраторов и разработку грамотной системы присвоения им соответствующих категорий. Такая система успешно работает во всех соседних странах. Во-вторых, важно отработать и утвердить стратегию развития музейной реставрации в нашем государстве. Ее целью должен стать стопроцентный охват предметов музейного фонда республики реставрационными услугами. В-третьих, нужно продолжить укрепление материально-технической базы мастерских художественного музея, в которых работают лучшие и наиболее подготовленные специалисты в стране. По-прежнему не хватает дорогостоящего, но необходимого оборудования: высокоточных микроскопов, лазерных скальпелей, вакуумных столов…
Еще больше метров
Проблемы в реставрационной отрасли, не скрывает заведующий отделом научно-реставрационных мастерских Аркадий Шпунт, годами были одни и те же. Нехватка площадей — раз, отсутствие современного оборудования — два. Оба этих вопроса пусть и не сразу, но все же удалось сделать фактом музейного внимания и контроля со стороны государства. Долгое время реставраторы занимали приспособленные помещения, но условий, соответствующих специфике работы, не было.Аркадий Шпунт.
Сейчас в распоряжении Аркадия Самуиловича и его коллег 14 новеньких мастерских.
— Каждый специалист имеет собственное рабочее место. И это неслыханная роскошь даже для серьезных реставрационных заведений. Хотя, конечно, мы получили не идеальное пространство, в которое можно было въезжать и сразу что-то там делать. Поэтому пока мы здесь только обживаемся.
Благодаря новым помещениям площадь для проведения реставрационных работ увеличилась с 810 кв. м до 1398 кв. м. Мастерские поделили следующим образом: четыре — специалистам по реставрации масляной живописи, столько же — реставраторам из секторов древнебелорусского и декоративно-прикладного искусства. Есть отдельные мастерские по восстановлению предметов из ткани, металла, дерева, фарфора и керамики. Помещения для покрытия лаком и реставрации большеформатной живописи предназначены для общего пользования. Перед реставрацией обязательно проводят фотофиксацию произведения — для этих целей на втором этаже имеется лаборатория. На фотографии, сделанные там, специалисты ориентируются во время работы.
Задача — максимально точно раскрыть, сохранить и передать авторский замысел, не добавляя при этом ничего своего, чужеродного.На экскурсию по новому корпусу отправляемся с художником-реставратором Ольгой Михайловой, специалистом в области темперной живописи. Ее мастерская находится на третьем этаже — с него и начнем.
Ольга Михайлова.
Дышите спокойно
По набору инструментов реставрационная мастерская как кабинет врача. Произведения прошлых веков сотрудники отдела восстанавливают с хирургической точностью. Первое правило работы — то же, что и у профессиональных лекарей: не навреди.Ольга показывает икону Божьей Матери «Помощь в родах». В 1990-х ее незаконный вывоз за границу предотвратили белорусские таможенники, позже икона попала в музейные фонды.
— В наш отдел она поступила в неудовлетворительном состоянии. Нужно было подготовить икону к выставке, поэтому первым делом мы выполнили укрепление красочного слоя и грунта, сделали рентген и инфракрасное исследование. Оно не показало изменения рисунка живописи, поэтому далее было выполнено раскрытие живописи, — комментирует Ольга по ходу экскурсии.
В работе с растворителями ей помогают две вытяжные системы. В каждой мастерской также есть датчики влажности и температуры.
— В общем, все предусмотрено. Важный момент: раньше работу с растворителями нужно было переносить на вторую половину дня, чтобы меньше дышать химией. А сейчас благодаря мощным вытяжкам сложностей с этим уже нет, процесс раскрытия живописи можно спокойно выполнять в любое время.
Вы удивитесь: холодильник и зона с раковиной в мастерской — это тоже новинка. Ольга кивком головы подтверждает: все так. Чтобы набрать воду, приготовить раствор или вымыть инструменты, теперь не придется покидать мастерскую. Носить тяжелые картины или масштабные полотна в руках, кстати, тоже больше не нужно: в каждом помещении имеются столы на колесиках — такие же используют в операционных.
С открытием реставрационного корпуса новое помещение заняла и музейная библиотека с отдельным книгохранилищем и читальным залом. В двух помещениях общей площадью 164 кв. м расположены 40 тысяч единиц книг и периодических изданий.— Если есть необходимость переместить работу, допустим, в кабинет физико-химических исследований, то я спокойно везу ее на этом столе. Обратите внимание: барьеров и порогов в коридорах нет, везде пандусы для удобства транспортировки.
Этажом выше фондохранилище. Там находятся не только те произведения, которые ждут реставрации, но и уже готовые для экспонирования. Впрочем, выделение дополнительных площадей — это еще не все, что нужно предпринять для сохранения белорусской реставрации как важного направления отечественного музейного дела, считает Аркадий Шпунт:
— Также, во-первых, необходимо обеспечить оценку профессионального уровня специалистов-реставраторов и разработку грамотной системы присвоения им соответствующих категорий. Такая система успешно работает во всех соседних странах. Во-вторых, важно отработать и утвердить стратегию развития музейной реставрации в нашем государстве. Ее целью должен стать стопроцентный охват предметов музейного фонда республики реставрационными услугами. В-третьих, нужно продолжить укрепление материально-технической базы мастерских художественного музея, в которых работают лучшие и наиболее подготовленные специалисты в стране. По-прежнему не хватает дорогостоящего, но необходимого оборудования: высокоточных микроскопов, лазерных скальпелей, вакуумных столов…
Все это в конечном счете позволит сохранить для будущих поколений важные свидетельства жизни и деятельности нашего народа.leonovich@sb.by