Гость «СОЮЗа» — известный российский политолог Кирилл Коктыш
31.08.2017 13:25:17
С наступлением осени стартует и новый политический сезон. Чего нам ждать на союзном направлении, по каким позициям Беларуси и России необходимо найти компромисс в ближайшее время? Своим видением ситуации с «СОЮЗом» делится известный российский политолог Кирилл Коктыш.
— На недавнем «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты» Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал о том, что белорусские и российские производители должны «не бодаться лбами» на внешнем рынке, а помогать друг другу. Важно создать, подчеркнул он, соответствующий механизм такого взаимодействия и даже пообещал всяческое содействие Постоянного Комитета...
— Надо отдать должное Григорию Рапоте, который демонстрирует высокий уровень стратегического мышления. Если Союзное государство начнет выступать в качестве субъекта внешнеэкономических отношений и лоббировать на внешнем рынке общие интересы наших двух государств, это непременно приведет к существенному улучшению сегодняшней ситуации. И хотя совокупную мощь Союзного государства в плане продвижения продукции на Запад не стоит переоценивать, но есть благодатные рынки, например, Ирана, Китая, той же Индии...
— Один из самых дискуссионных вопросов сегодня — о взаимном признании виз Москвой и Минском. Как вы считаете, возможно ли в принципе создание механизма согласования национальных правовых актов между государствами до их принятия?
— Если говорить о согласовании, то оно велось и ведется довольно плотно. Да, белорусы открыли безвизовый въезд для граждан 80 стран, но этот шаг был согласован с Россией задолго до его практического введения. При этом и у России открыто безвизовое сообщение с большим количеством стран, с которыми у Беларуси нет соответствующих соглашений, — и это тоже не создает никаких непреодолимых барьеров. Дополнительный паспортный контроль на российской границе на самом деле был введен вскоре после начала драматических событий на Украине, но он коснулся только граждан третьих стран: граждане Беларуси и России по–прежнему беспрепятственно могут пересекать границу в любом направлении по предъявлении паспорта. А вот для всех остальных, к сожалению, процесс пересечения границы стал куда менее комфортным. Дело еще и в том, что полноценных пропускных пунктов между Беларусью и Россией нет, и иностранцам, направляющимся в Россию, может быть предложено пересечь российскую границу в любом другом месте, где есть погранпереходы. Я примерно раз в две недели пересекаю на машине границу в ту либо иную сторону и наблюдаю все собственными глазами. Все–таки парни с повязкой «ФСБ», проверяющие паспорта и без проблем пропускающие граждан Беларуси и России, — это, конечно, не полноценный контроль, как на внешней границе...
— ...Как раз эта «церемония», которой раньше не было, и напрягает.
— Думаю, напрягает совсем другое — постановка под сомнение нашей общей границы. А вот если говорить о логике нормативных указов, то это совсем другая реальность. И тут достаточно конфликтных ситуаций. Взять, например, недавнее распоряжение российских авиачиновников о том, что пассажиры, летящие в Беларусь или из нее, должны проходить пограничный паспортный контроль в международных терминалах. Предлогом послужила необходимость контроля пассажиропотоков и безопасность, но на практике последняя как раз заметно понизилась, поскольку в одних и тех же терминалах теперь смешиваются пассажиры международных рейсов, которые должны проходить таможенный досмотр, и пассажиры рейсов внутри Союзного государства, которые его проходить не должны. Понятным образом это создает «дырку» в безопасности, когда, скажем, пассажир, летящий в Лондон, и пассажир, летящий в Минск, могут, передавая запрещенный к ввозу или вывозу груз друг другу, совершенно легально пронести его мимо таможни. Кроме понижения безопасности, еще одним результатом стало снижение степени комфорта пассажиров белорусского авиаперевозчика. При этом диспаритет сохраняется между теми же авиаперевозчиками, несмотря на существование и Союзного государства, и ЕАЭС: так, белорусский самолет в российском небе считается иностранным и платит за каждые 100 км пути порядка 80 долларов, в то время как такса для российских бортов — порядка 7 долларов.
— На днях правительство России одобрило выделение Беларуси кредита на 700 млн долларов в счет погашения предыдущего долга. Что бы это значило?
— Рабочий момент! Реструктуризация долга — обычная практика. Надо понимать, что падение цен на нефтепродукты вызвало снижение экспортных доходов и в Беларуси, и в России, но при этом масштабы белорусской экономики существенно меньше, и чувствуется в ней все это сильнее. В такой ситуации надо перегруппироваться и найти некие новые источники доходов, а на это требуется время — так, например, существенный рост доходности белорусского сельского хозяйства стал заметен в цифрах только сейчас, а интенсивные вложения в него осуществлялись на протяжении многих предшествующих лет. При этом кредитная история Беларуси, можно сказать, безупречна — Минск вовремя погашает все платежи, а данные ему в долг деньги принесли доход раза в два более высокий, нежели деньги, вложенные российским ЦБ в американские долговые обязательства.
Александр Бушев
bush@rg.ru
— На недавнем «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты» Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал о том, что белорусские и российские производители должны «не бодаться лбами» на внешнем рынке, а помогать друг другу. Важно создать, подчеркнул он, соответствующий механизм такого взаимодействия и даже пообещал всяческое содействие Постоянного Комитета...
— Надо отдать должное Григорию Рапоте, который демонстрирует высокий уровень стратегического мышления. Если Союзное государство начнет выступать в качестве субъекта внешнеэкономических отношений и лоббировать на внешнем рынке общие интересы наших двух государств, это непременно приведет к существенному улучшению сегодняшней ситуации. И хотя совокупную мощь Союзного государства в плане продвижения продукции на Запад не стоит переоценивать, но есть благодатные рынки, например, Ирана, Китая, той же Индии...
— Один из самых дискуссионных вопросов сегодня — о взаимном признании виз Москвой и Минском. Как вы считаете, возможно ли в принципе создание механизма согласования национальных правовых актов между государствами до их принятия?
— Если говорить о согласовании, то оно велось и ведется довольно плотно. Да, белорусы открыли безвизовый въезд для граждан 80 стран, но этот шаг был согласован с Россией задолго до его практического введения. При этом и у России открыто безвизовое сообщение с большим количеством стран, с которыми у Беларуси нет соответствующих соглашений, — и это тоже не создает никаких непреодолимых барьеров. Дополнительный паспортный контроль на российской границе на самом деле был введен вскоре после начала драматических событий на Украине, но он коснулся только граждан третьих стран: граждане Беларуси и России по–прежнему беспрепятственно могут пересекать границу в любом направлении по предъявлении паспорта. А вот для всех остальных, к сожалению, процесс пересечения границы стал куда менее комфортным. Дело еще и в том, что полноценных пропускных пунктов между Беларусью и Россией нет, и иностранцам, направляющимся в Россию, может быть предложено пересечь российскую границу в любом другом месте, где есть погранпереходы. Я примерно раз в две недели пересекаю на машине границу в ту либо иную сторону и наблюдаю все собственными глазами. Все–таки парни с повязкой «ФСБ», проверяющие паспорта и без проблем пропускающие граждан Беларуси и России, — это, конечно, не полноценный контроль, как на внешней границе...
— ...Как раз эта «церемония», которой раньше не было, и напрягает.
— Думаю, напрягает совсем другое — постановка под сомнение нашей общей границы. А вот если говорить о логике нормативных указов, то это совсем другая реальность. И тут достаточно конфликтных ситуаций. Взять, например, недавнее распоряжение российских авиачиновников о том, что пассажиры, летящие в Беларусь или из нее, должны проходить пограничный паспортный контроль в международных терминалах. Предлогом послужила необходимость контроля пассажиропотоков и безопасность, но на практике последняя как раз заметно понизилась, поскольку в одних и тех же терминалах теперь смешиваются пассажиры международных рейсов, которые должны проходить таможенный досмотр, и пассажиры рейсов внутри Союзного государства, которые его проходить не должны. Понятным образом это создает «дырку» в безопасности, когда, скажем, пассажир, летящий в Лондон, и пассажир, летящий в Минск, могут, передавая запрещенный к ввозу или вывозу груз друг другу, совершенно легально пронести его мимо таможни. Кроме понижения безопасности, еще одним результатом стало снижение степени комфорта пассажиров белорусского авиаперевозчика. При этом диспаритет сохраняется между теми же авиаперевозчиками, несмотря на существование и Союзного государства, и ЕАЭС: так, белорусский самолет в российском небе считается иностранным и платит за каждые 100 км пути порядка 80 долларов, в то время как такса для российских бортов — порядка 7 долларов.
— На днях правительство России одобрило выделение Беларуси кредита на 700 млн долларов в счет погашения предыдущего долга. Что бы это значило?
— Рабочий момент! Реструктуризация долга — обычная практика. Надо понимать, что падение цен на нефтепродукты вызвало снижение экспортных доходов и в Беларуси, и в России, но при этом масштабы белорусской экономики существенно меньше, и чувствуется в ней все это сильнее. В такой ситуации надо перегруппироваться и найти некие новые источники доходов, а на это требуется время — так, например, существенный рост доходности белорусского сельского хозяйства стал заметен в цифрах только сейчас, а интенсивные вложения в него осуществлялись на протяжении многих предшествующих лет. При этом кредитная история Беларуси, можно сказать, безупречна — Минск вовремя погашает все платежи, а данные ему в долг деньги принесли доход раза в два более высокий, нежели деньги, вложенные российским ЦБ в американские долговые обязательства.
Александр Бушев
bush@rg.ru