Сегодня мы наблюдаем возрождение одной из типичных форм поведения польских элит, которые не раз приводили государственность к краху
21.10.2021 08:31:41
Польские правящие элиты во главе с премьером Матеушем Моравецким сознательно идут на конфликт с руководством ЕС. Конституционный суд Польши принял решение о том, что европейское право не имеет приоритета над национальным. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен резко осудила это и обозначила несколько вариантов ответа Брюсселя на действия Варшавы.
По сути, Польша сейчас занимается юридическим сепаратизмом, для того чтобы оправдать свои действия, грубо нарушающие права человека и международные нормы обращения с беженцами и мигрантами.
Естественно, в Брюсселе понимают: если потакать подобным вещам, вся юридическая и политическая конструкция ЕС может оказаться под ударом. Польскому примеру могут последовать и другие страны-участники, которые в одностороннем порядке могут пытаться отменять для себя действие европейского права. А ведь создание наднациональной юрисдикции и наднациональных органов в ЕС долгое время считалось одним из главных его достижений.
Чем на это ответят польские власти? Уже сейчас они развернули пропагандистскую риторику о том, что защищают национальный суверенитет и безопасность от притязаний Брюсселя, и это можно было понять, если бы Польша не была членом ЕС и при вступлении в него не обязалась бы выполнять требования европейского права.
И это снова повторение давней парадигмы польской истории — объявить на два фронта войну, которую не в состоянии выдержать, и привести государство к краху вместо того, чтобы вести разумную политику компромиссов и договоренностей с соседями.
Польша удивительно предсказуема в таком поведении, и хотя сегодня сложно представить территориальные разделы в этой части Европы, но вот надрыв государства от неправильной и конфронтационной политики вполне возможен. Надрыв, следствием которого может быть переформатирование всей внутренней и внешней политики.
Руководству ЕС для укрепления единства и демонстрации собственной силы обязательно понадобится наказать строптивого шляхтича, не умеющего соизмерять свои силы и ищущего конфликта с гораздо более мощными субъектами. И очень скоро мы увидим кульминацию этого конфликта.
Во-первых, это решение польского Конституционного суда может быть оспорено в судебном порядке через евроинстанции. Во-вторых, на Польшу может быть оказано давление через сокращение финансирования. В-третьих, это применение 7-й статьи Лиссабонского договора, которая допускает введение санкций против государства — члена ЕС, нарушающего фундаментальные права европейских граждан.
Конфликт интересов
Как видим, конфликт разворачивается серьезный, и назревал он давно, поскольку и раньше некоторые действия и решения властей Польши вызывали большие вопросы у евробюрократии. Совсем недавно Европейский суд юстиции удовлетворил иск Еврокомиссии к Варшаве по поводу процедуры дисциплинарных расследований в отношении судей в Польше. Брюссель полагает, что это нарушает принцип верховенства права и создает предпосылки для давления на судейский корпус со стороны правительства.Масла в огонь всей этой ситуации подливает и ситуация с мигрантами на восточной границе Польши. Вопреки взятым на себя международным обязательствам и европейскому праву, польские власти фактически занимаются противоправной насильственной деятельностью в отношении уязвимых лиц. Варшава принимает национальные законы, позволяющие такое обращение и выдворение мигрантов со своей территории. Это очевидно противоречит ценностям и праву Европейского союза.И чтобы хоть как-то оправдать подобное поведение, Польше необходимо вывести себя из международной юрисдикции и утвердить приоритет национального права, разрешающий игнорировать требования общеевропейского закона.
По сути, Польша сейчас занимается юридическим сепаратизмом, для того чтобы оправдать свои действия, грубо нарушающие права человека и международные нормы обращения с беженцами и мигрантами.
Естественно, в Брюсселе понимают: если потакать подобным вещам, вся юридическая и политическая конструкция ЕС может оказаться под ударом. Польскому примеру могут последовать и другие страны-участники, которые в одностороннем порядке могут пытаться отменять для себя действие европейского права. А ведь создание наднациональной юрисдикции и наднациональных органов в ЕС долгое время считалось одним из главных его достижений.
Плата за спесь
Но за проявления польского гонора, очевидно, придется заплатить. Потому как не может быть так, что кто-то с охотой берет деньги и субсидии из европейских фондов, но при этом отказывается подчиняться европейскому праву. Наказание наверняка последует и будет включать в себя, скорее всего, все то, что перечислила Урсула фон дер Ляйен.Чем на это ответят польские власти? Уже сейчас они развернули пропагандистскую риторику о том, что защищают национальный суверенитет и безопасность от притязаний Брюсселя, и это можно было понять, если бы Польша не была членом ЕС и при вступлении в него не обязалась бы выполнять требования европейского права.
Ситуация выглядит таким образом, что когда ЕС вкладывал в Польшу десятки миллиардов евро, то польские власти это устраивало, а когда появилась необходимость проявить общеевропейскую солидарность и выполнять европейский закон, поляки стали уклоняться от своих обязанностей.
Впрочем, если знать нюансы польской истории, то ничего удивительного в этом нет. Польские элиты не единожды так себя вели и не раз предавали своих патронов, когда переставали считать это выгодным. Не гнушались они и противоправных деяний, дискриминирующих и унижающих представителей других культур.Сегодня, по сути, мы наблюдаем возрождение одной из типичных форм поведения польских элит, которые, кстати, не раз приводили государственность к краху.
История повторяется
Да, сейчас Польша после многомиллиардных вливаний со стороны ЕС и США почувствовала свою силу и гонор так разговаривать с формальным начальством в Брюсселе — то есть игнорировать его и своенравничать. Но такое положение дел не может длиться долго. Зависимость Польши от Брюсселя и Берлина, где тоже с плохо скрываемым раздражением смотрят на поведение польских элит, очень существенная. И когда за все демарши придется заплатить финансовыми потерями, то не факт, что теперешняя власть в Польше устоит.
Тем более что в самом польском обществе, которое выглядит по многим параметрам расколотым, поддержка консерваторов далеко не абсолютна. И мы это видим на примере протестов в Варшаве против бесчеловечного отношения властей к мигрантам. Эти протесты только начинаются, но в целом они отражают недовольство значительной части поляков политикой правящей партии. А если это недовольство и оппозиционные силы начнут системно поддерживать из Брюсселя, то долго консерваторы не продержатся, поэтому им сейчас крайне необходима мобилизация под лозунгами защиты суверенитета от гибридных атак как с Востока, так и с Запада.
И это снова повторение давней парадигмы польской истории — объявить на два фронта войну, которую не в состоянии выдержать, и привести государство к краху вместо того, чтобы вести разумную политику компромиссов и договоренностей с соседями.
Польша удивительно предсказуема в таком поведении, и хотя сегодня сложно представить территориальные разделы в этой части Европы, но вот надрыв государства от неправильной и конфронтационной политики вполне возможен. Надрыв, следствием которого может быть переформатирование всей внутренней и внешней политики.
Руководству ЕС для укрепления единства и демонстрации собственной силы обязательно понадобится наказать строптивого шляхтича, не умеющего соизмерять свои силы и ищущего конфликта с гораздо более мощными субъектами. И очень скоро мы увидим кульминацию этого конфликта.