Музыкальному фильму «Соломенная шляпка» исполняется 50 лет
19.12.2024 09:42:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
Комедия всегда имеет успех у публики, условие только одно: она должна быть по‑настоящему смешной. У водевиля «Соломенная шляпка», созданного режиссером Леонидом Квинихидзе, счастливая судьба: кинолента, которая планировалась как легкая и проходная, имела успех и по сей день любима зрителями.
Когда Квинихидзе брался за экранизацию французского водевиля Эжена Марена Лабиша и Марк‑Мишеля «Шляпка из итальянской соломки», на многое он не рассчитывал: режиссеру нужно было срочно перебить послевкусие от предыдущего неудачного фильма, потому он и взял веселый, ни к чему не обязывающий материал, позволяющий создать костюмную комедию без особых претензий. И актеров приглашал по принципу дружбы и хороших личных отношений. В итоге на съемочной площадке не было ни вражды, ни напряжения и царила атмосфера театрального капустника: артисты балагурили и дурачились, импровизировали, обогащали сценарий рожденными на ходу шутками, а оператор и режиссер благосклонно фиксировали все это. В общем‑то и такой подход, доставляющий море удовольствия всем участникам процесса, мог оказаться провальным, но… это смотря с какими актерами.
Изначально на главную роль ловеласа Фадинара, собирающегося жениться на дочке богатого фермера, режиссер планировал Олега Борисова, а его старинную любовь, хозяйку шляпного магазина мадам Клару, предложил сыграть Нонне Терентьевой — актеры снимались в предыдущем, не принятом публикой фильме Квинихидзе «Крах инженера Гарина». Квинихидзе с ними сработался и, вероятно, хотел в чем‑то компенсировать артистам съемки в неудачной ленте. Но Олег Борисов вынужден был отказаться по состоянию здоровья — его ждало длительное лечение, а Терентьева не понимала водевиль как жанр.
Кстати, съемки в «Соломенной шляпке» дали путевку в большое кино Михаилу Боярскому: на роль тенора‑итальянца режиссеру предложил своего сына актер Сергей Боярский, игравший у Квинихидзе скромную роль капрала в караулке. Черноволосый и горбоносый Боярский‑младший прекрасно вписался в представление режиссера об исполнителе этой роли — в ней его впервые заметили. «Я был волосат, чем‑то похож на итальянца, и, в общем, я не испортил картину», — вспоминал он впоследствии. «Крестной мамой» молодого актера на съемочной площадке стала Алиса Фрейндлих, охотно делившаяся секретами мастерства.
Невесту Фадинара сыграла начинающая актриса Марина Старых, у которой совершенно не было опыта. Она так робела среди сонма знаменитых актеров, что стеснительность и предсвадебный испуг провинциалки Элен получались сами собой. Кузена невесты сыграл еще один начинающий киноартист Сергей Мигицко, для него небольшая роль также стала путевкой в жизнь — через пару лет Леонид Гайдай позвал его сыграть Хлестакова в фильме «Инкогнито из Петербурга». Маленькую роль фонарщика предложили драматургу Михаилу Рощину — он приехал на съемки со своей женой Екатериной Васильевой, и ему нашли применение, чтобы не простаивал без дела. А певицу‑менестреля сыграла Евгения Ветлова, которая могла похвастаться не только милой внешностью, но и вокальными данными.
С импровизацией же связан и еще один смешной эпизод, когда Козаков и Миронов фехтовали на шпагах. По ходу сражения актеры обменивались подначками: «Милашка, я проткну твое пузико!» — «Пастушок!» В процессе у Козакова слетел с головы парик. Актеры прекрасно сымпровизировали — Фрейндлих прикрыла голову Козакова веером, а сам он выдал: «Парик — это очень современно!» Как вспоминал режиссер: «Андрей Миронов тоже подыграл: подошел к Алисе Бруновне, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!»
Поскольку в фильме собралось множество поющих актеров, он от души насыщен песнями. В качестве композитора режиссер пригласил выдающегося мелодиста Исаака Шварца, ироничные легкие стихи написал Булат Окуджава. Поют в этой картине почти все: Андрей Миронов, Евгения Ветлова, на долю которой выпала большая часть женских партий, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, поют даже Зиновий Гердт и Михаил Козаков! Ефим Копелян спел песенку обманутого мужа, которая, увы, в картину в итоге не вошла. Песни из «Соломенной шляпки» отдельной пластинкой выпустила в итоге фирма «Мелодия» — так они были популярны.
Леонид Квинихидзе закончил свою киноленту в 1974 году. И уже 5 января 1975‑го «Соломенная шляпка» демонстрировалась по Центральному телевидению, на многие годы войдя в пул фильмов, связанных с празднованием Нового года (хотя в самой картине никаких отсылок к этой теме нет и быть не может).
Ну а для Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» стала первой работой в серии успешных фильмов‑мюзиклов: следом за ней вышли «Небесные ласточки», в которых снова имел успех тандем Миронова и Гурченко, затем «31 июня», «Шляпа» с Олегом Янковским и, наконец, «Мэри Поппинс, до свидания!».
ovsepyan@sb.by
|
Изначально на главную роль ловеласа Фадинара, собирающегося жениться на дочке богатого фермера, режиссер планировал Олега Борисова, а его старинную любовь, хозяйку шляпного магазина мадам Клару, предложил сыграть Нонне Терентьевой — актеры снимались в предыдущем, не принятом публикой фильме Квинихидзе «Крах инженера Гарина». Квинихидзе с ними сработался и, вероятно, хотел в чем‑то компенсировать артистам съемки в неудачной ленте. Но Олег Борисов вынужден был отказаться по состоянию здоровья — его ждало длительное лечение, а Терентьева не понимала водевиль как жанр.
Тогда режиссер сделал ход конем — позвал на главную роль всеобщего любимца Андрея Миронова, а мадам Клару попросил сыграть блистательную Людмилу Гурченко.Приглашение Миронова было лучшим, что мог сделать Квинихидзе: актер своим присутствием обеспечивал успех любой постановке или картине. Как потом признавалась Гурченко: «Мы собрались, чтобы обрамлять гениального Андрюшу, и у нас это получилось». Папашу невесты, богатого провинциала‑садовода Нанонкура согласился сыграть Владислав Стржельчик, ответивший режиссеру: «Леня, я готов сниматься у тебя всегда!» Екатерина Васильева хотела сыграть невесту Фадинара, но худсовет попросил найти актрису помиловиднее и с невинным личиком, так что Квинихидзе, недолго думая, предложил ей куда более интересную роль — жены‑изменницы мадам Бопертюи: именно ее соломенную шляпку во время рандеву с любовником съедает лошадь Фадинара, после чего парочка оккупирует квартиру жениха с требованием добыть во что бы то ни стало такой же головной убор, иначе мадам несдобровать — ее муж ревнив.
Совершенно нехарактерную для себя комическую роль любовника — офицера Тавернье по прозвищу Бешеный Африканец, получил друг режиссера Игорь Кваша и выжал из нее максимум. В первый же день он, опоздав, влетел на площадку растрепанный и с красным лицом — и с того дня для роли Тавернье его гримировали именно так, завивая волосы и создавая художественный беспорядок на голове.Ревнивого мужа сыграл Ефим Копелян, Зиновий Гердт — счетовода в магазине мадам Клары. Алиса Фрейндлих, на тот момент несколько уставшая от серьезных драматических ролей, с радостью ухватилась за возможность сыграть легкомысленную любительницу музыки — баронессу де Шампиньи, Михаил Козаков — друг детства режиссера — ее кузена‑виконта, композитора‑любителя.
Кстати, съемки в «Соломенной шляпке» дали путевку в большое кино Михаилу Боярскому: на роль тенора‑итальянца режиссеру предложил своего сына актер Сергей Боярский, игравший у Квинихидзе скромную роль капрала в караулке. Черноволосый и горбоносый Боярский‑младший прекрасно вписался в представление режиссера об исполнителе этой роли — в ней его впервые заметили. «Я был волосат, чем‑то похож на итальянца, и, в общем, я не испортил картину», — вспоминал он впоследствии. «Крестной мамой» молодого актера на съемочной площадке стала Алиса Фрейндлих, охотно делившаяся секретами мастерства.
|
Звезды же на площадке хулиганили как могли, а Квинихидзе невозмутимо велел оператору не выключать камеру, что бы ни происходило.Так, Михаил Козаков придумал, что его обожающий музыку виконт де Розальба не вполне традиционной ориентации. Он хулигански картавил, как будто пародировал Ленина, и довел Миронова до истерики, с намеком произнеся свою реплику: «Представьте себе: лужок, пасутся коровки, коровки.... бычок. Бык. И все сгребают сено, сгребают. И такой молоденький‑молоденький пастушок...» Миронов сложился пополам от смеха прямо перед камерой: «Ты с ума сошел! Закроют все к черту!» Но нет — и бычок, и пастушок, и картавый Козаков остались в итоговом монтаже и убрать их никто не потребовал.
С импровизацией же связан и еще один смешной эпизод, когда Козаков и Миронов фехтовали на шпагах. По ходу сражения актеры обменивались подначками: «Милашка, я проткну твое пузико!» — «Пастушок!» В процессе у Козакова слетел с головы парик. Актеры прекрасно сымпровизировали — Фрейндлих прикрыла голову Козакова веером, а сам он выдал: «Парик — это очень современно!» Как вспоминал режиссер: «Андрей Миронов тоже подыграл: подошел к Алисе Бруновне, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!»
Поскольку в фильме собралось множество поющих актеров, он от души насыщен песнями. В качестве композитора режиссер пригласил выдающегося мелодиста Исаака Шварца, ироничные легкие стихи написал Булат Окуджава. Поют в этой картине почти все: Андрей Миронов, Евгения Ветлова, на долю которой выпала большая часть женских партий, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, поют даже Зиновий Гердт и Михаил Козаков! Ефим Копелян спел песенку обманутого мужа, которая, увы, в картину в итоге не вошла. Песни из «Соломенной шляпки» отдельной пластинкой выпустила в итоге фирма «Мелодия» — так они были популярны.
Леонид Квинихидзе закончил свою киноленту в 1974 году. И уже 5 января 1975‑го «Соломенная шляпка» демонстрировалась по Центральному телевидению, на многие годы войдя в пул фильмов, связанных с празднованием Нового года (хотя в самой картине никаких отсылок к этой теме нет и быть не может).
Кстати, из‑за громкого успеха «Соломенной шляпки» известный новогодний хит «Ирония судьбы, или С легким паром» Эльдара Рязанова стал совсем другим, нежели режиссер планировал изначально. Дело в том, что в ролях Жени Лукашина и Нади он видел... Андрея Миронова и Людмилу Гурченко. Но их внезапная комедийная слава в данном случае сыграла против артистов.Правда, Миронову режиссер предлагал попробовать себя в роли Ипполита, но тут уже актер ответил отказом. И как маленький намек в «Иронии судьбы» есть эпизод: когда Ипполит включает телевизор, на экране как раз идет веселая и хулиганская «Соломенная шляпка»...
Ну а для Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» стала первой работой в серии успешных фильмов‑мюзиклов: следом за ней вышли «Небесные ласточки», в которых снова имел успех тандем Миронова и Гурченко, затем «31 июня», «Шляпа» с Олегом Янковским и, наконец, «Мэри Поппинс, до свидания!».
ovsepyan@sb.by