Как делают шоколадные конфеты, узнали ученики средней школы № 111 Минска во время экскурсии на «Коммунарку»
02.02.2023 14:09:00
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
Как делают вкусные конфеты, которые еще со времен СССР считаются эталоном качества, узнали учащиеся средней школы № 111 Минска во время акции «День с предприятием», побывав на самой сладкой фабрике города – «Коммунарке». Посмотрели на процесс и мы.
Смотреть можно – трогать нельзя
Любопытный факт: ведущее свою историю с 1905 года, оно зарождалось как простая кофейня. В 1914-м «выросло» до фабрики, которую назвали «Жорж» (очевидно, по имени своего владельца Георгия Рачковского). Однако в Великую Отечественную фабрика была частично разрушена. Начиная с 1945-го началось ее восстановление: люди работали в первую смену, а во вторую ходили по Минску и собирали уцелевшие кирпичи, рассказывает Анастасия:
– Собственными силами возводили здание фабрики, которое вы можете увидеть из окна конференц-зала. Представляете, какую память хранят эти стены? В послевоенные годы ассортимент кондитерских изделий значительно расширился: кроме карамели появились шоколадные конфеты, ставшие брендами предприятия, – «Ромашка», «Черемушки», «Черноморочка», всем известные шоколадки «Аленка», «Красная Шапочка», «Мишка на поляне». Это уже настоящая белорусская классика.
Вуаля! Нуга в шоколаде готова
Ребят ошеломило, что объем продаж фабрики в 2022 году превысил 31 тысячу тонн, а в сутки конфетно-шоколадный цех производит около 60 тонн конфет! Чтобы обеспечить такие объемы, на «Коммунарке» налажено непрерывное производство – 24/7 без выходных, поясняет Анастасия Сизая:
– Каждая третья шоколадка, проданная в Беларуси, произведена на «Коммунарке». Мы занимаем пятое место в реализации шоколада на территории Российской Федерации. География экспорта охватывает 18 стран: белорусские сладости знают и любят в России, Азербайджане, Армении, Казахстане, Израиле, Китае, США, Таджикистане, Узбекистане, Вьетнаме, Монголии, Греции, Новой Зеландии.
На фабрике выпускается более 350 наименований кондитерских изделий. Ассортимент обновляется ежегодно – разрабатывается около 25 новинок. Так, недавно запустили в производство вкусняшку для тех, кто ведет здоровый образ жизни или занимается спортом, – протеиновый батончик. Он на 22 процента состоит из белка и не содержит сахара. Это совместная разработка с НПЦ по продовольствию Национальной академии наук. Перед Новым годом покупатели смогли оценить конфеты со вкусом шампанского, глинтвейна, с имбирно-лимонной начинкой. Есть у предприятия и свой импортозамещающий продукт – шоколад «Детские истории»:
– Стоит намного дешевле, чем зарубежный аналог, при этом в нем используются лишь натуральные продукты – шоколад и молоко, которое закупаем у белорусской компании, производящей детское питание.
Остановка для дегустации
Не менее захватывающее зрелище – отливка куполообразных конфет на могульной линии. Она умеет производить изделия с мягкой начинкой типа «тоффи» или «желе». На наших глазах желейная масса разливается в крахмальные формочки, затем застывшие заготовки отправляются в вентилятор (там под воздействием потоков воздуха с них удаляются остатки крахмала), а после покрываются шоколадом.
– Поэтому мне особенно интересно было посмотреть, как производятся эти плитки: начиная с неопределенной массы и заканчивая упакованным изделием. Просто поразительно, насколько быстро все происходит. Автоматизированные линии выполняют практически всю работу, а человеку только и остается наблюдать и контролировать, чтобы не было брака.
Еще один участник экскурсии Артем Колмак признался, что ему впервые довелось побывать на производстве:
– Всегда хотел увидеть своими глазами процесс создания того или иного продукта. Экскурсия очень впечатлила. В моей семье сладости от «Коммунарки» самые любимые, особенно нравится шоколад «Беловежская пуща». Будет что рассказать родителям, когда вернусь домой!
КСТАТИ
derzhanovich@sb.by
Смотреть можно – трогать нельзя
Вилли Вонке и не снилось
Даже если приехать на фабрику с завязанными глазами, обоняние безошибочно подскажет, где ты: в воздухе, распространяясь на несколько десятков метров вокруг, витает ни с чем не сравнимый аромат растопленного шоколада. Группу старшеклассников (и нас вместе с ними) встречает начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Анастасия Сизая. Прежде чем отправиться на производство, она приглашает ребят в конференц-зал – познакомиться с историей предприятия.Любопытный факт: ведущее свою историю с 1905 года, оно зарождалось как простая кофейня. В 1914-м «выросло» до фабрики, которую назвали «Жорж» (очевидно, по имени своего владельца Георгия Рачковского). Однако в Великую Отечественную фабрика была частично разрушена. Начиная с 1945-го началось ее восстановление: люди работали в первую смену, а во вторую ходили по Минску и собирали уцелевшие кирпичи, рассказывает Анастасия:
– Собственными силами возводили здание фабрики, которое вы можете увидеть из окна конференц-зала. Представляете, какую память хранят эти стены? В послевоенные годы ассортимент кондитерских изделий значительно расширился: кроме карамели появились шоколадные конфеты, ставшие брендами предприятия, – «Ромашка», «Черемушки», «Черноморочка», всем известные шоколадки «Аленка», «Красная Шапочка», «Мишка на поляне». Это уже настоящая белорусская классика.
Вуаля! Нуга в шоколаде готова
Ребят ошеломило, что объем продаж фабрики в 2022 году превысил 31 тысячу тонн, а в сутки конфетно-шоколадный цех производит около 60 тонн конфет! Чтобы обеспечить такие объемы, на «Коммунарке» налажено непрерывное производство – 24/7 без выходных, поясняет Анастасия Сизая:
– Каждая третья шоколадка, проданная в Беларуси, произведена на «Коммунарке». Мы занимаем пятое место в реализации шоколада на территории Российской Федерации. География экспорта охватывает 18 стран: белорусские сладости знают и любят в России, Азербайджане, Армении, Казахстане, Израиле, Китае, США, Таджикистане, Узбекистане, Вьетнаме, Монголии, Греции, Новой Зеландии.
На фабрике выпускается более 350 наименований кондитерских изделий. Ассортимент обновляется ежегодно – разрабатывается около 25 новинок. Так, недавно запустили в производство вкусняшку для тех, кто ведет здоровый образ жизни или занимается спортом, – протеиновый батончик. Он на 22 процента состоит из белка и не содержит сахара. Это совместная разработка с НПЦ по продовольствию Национальной академии наук. Перед Новым годом покупатели смогли оценить конфеты со вкусом шампанского, глинтвейна, с имбирно-лимонной начинкой. Есть у предприятия и свой импортозамещающий продукт – шоколад «Детские истории»:
– Стоит намного дешевле, чем зарубежный аналог, при этом в нем используются лишь натуральные продукты – шоколад и молоко, которое закупаем у белорусской компании, производящей детское питание.
Остановка для дегустации
По последнему слову техники
На фабрике поддерживается очень высокий уровень чистоты и порядка, поэтому гостям предлагают надеть одноразовые шапочки и халаты. Направляемся наблюдать за производством конфет и, конечно, пробовать свежеприготовленные сладости. Сперва заглянули на сбивную линию: здесь делают шоколадки с клубничной нугой. Сладкая масса светло-розового цвета перемешивается и аккуратным ровным пластом выливается на конвейер. По мере продвижения она постепенно охлаждается, большой нож нарезает ее на полоски. Останавливаемся для дегустации: ребятам предлагают попробовать нугу. Строго при определенной температуре плитки поливаются горячим шоколадом и направляются в охлаждающее устройство для застывания. Умное оборудование позволяет автоматизировать процесс и практически исключает вмешательство человека.Не менее захватывающее зрелище – отливка куполообразных конфет на могульной линии. Она умеет производить изделия с мягкой начинкой типа «тоффи» или «желе». На наших глазах желейная масса разливается в крахмальные формочки, затем застывшие заготовки отправляются в вентилятор (там под воздействием потоков воздуха с них удаляются остатки крахмала), а после покрываются шоколадом.
Впечатлений – масса!
Покидая предприятие, ребята делают селфи с многократно увеличенными конфетами «Беловежская пуща» (конечно, не настоящими, а в виде мягких игрушек) и обмениваются впечатлениями. Учащаяся 9-го класса Валерия Вакульчик поделилась, что конфеты made by Kommunarka ей знакомы давно: родители на Новый год всегда приносят с работы сладкие баулы. У девушки есть свой топ любимых вкусняшек – первое место в нем занимает шоколадка с клубничной нугой:– Поэтому мне особенно интересно было посмотреть, как производятся эти плитки: начиная с неопределенной массы и заканчивая упакованным изделием. Просто поразительно, насколько быстро все происходит. Автоматизированные линии выполняют практически всю работу, а человеку только и остается наблюдать и контролировать, чтобы не было брака.
Еще один участник экскурсии Артем Колмак признался, что ему впервые довелось побывать на производстве:
– Всегда хотел увидеть своими глазами процесс создания того или иного продукта. Экскурсия очень впечатлила. В моей семье сладости от «Коммунарки» самые любимые, особенно нравится шоколад «Беловежская пуща». Будет что рассказать родителям, когда вернусь домой!
КСТАТИ
Профориентационная акция «День с предприятием» проводится комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома с целью повышения среди молодежи престижа рабочих профессий и вовлечения их в трудовую деятельность.
derzhanovich@sb.by