Коза, Гадалка, Медведь и Мехоноша в эти дни заглянут в дома жителей агрогородка Копти на Витебщине
06.01.2024 14:12:00
Елена АЛИМОВА
Жители разных регионов на пороге Рождества, Каляд, Коляд — двухнедельного праздничного периода — с 6 по 19 января. Его еще называют Святые вечера, Святые дни. Традиции особо чтут и передают из поколения в поколение в агрогородке Копти Витебского района. Участники художественной самодеятельности Коптянского сельского дома культуры ежегодно наряжаются в Козу, Мехоношу и прочих колядных персонажей, берут звезду, символизирующую Вифлеемскую, и отправляются по домам односельчан с песнями и поздравлениями.
— Сколько себя помню, в Коптях ряженые ходят именно 6 января вечером накануне Рождества, а мои однокурсники из южных регионов Беларуси рассказывали, что у них колядуют только 13 января. Страна одна, а традиции разные, — отмечает заведующая Коптянским сельским домом культуры Наталья Соколова.
Раньше в агрогородке колядовали взрослые самодеятельные артисты, а два года назад их сменили дети. Понравилось, признается Даниил Павлов, который в этом году снова исполняет роль Козы:
— С одной стороны, конечно, жарко в таком теплом наряде. А с другой — интересно танцевать и приятно видеть, как люди радуются, когда к ним приходит Коляда. А я желал им: «Жывіце! Любіце! Кахайце!»
Празднование Коляд начинается вечером 6 января. Накануне Рождества в семьях готовят традиционный ужин, который получил название постная или великая кутья, ее еще называют сыта, сочиво или канун.
— Мама варила кутью из риса на воде с изюмом и потом добавляла мед. Бабушка, прабабушка вместо риса использовали зерна пшеницы, ячменя в зависимости от того, что было в доме на тот момент, — вспоминает Наталья Соколова.
За стол садятся сразу после захода солнца, когда на небе появляется первая звезда, напоминающая о Вифлеемской, возвестившей о времени и месте рождения Иисуса Христа. Спустя время колядовщики начинают праздничное шествие по деревне: стучатся в дома, и тем хозяевам, которые откроют, поют поздравительные величальные песни. В качестве благодарности за выступление и добрые пожелания хозяева одаривают гостей кто чем может: конфетами, ягодами, колбасами. Все это кладут в мешок Мехоноши, и ряженые направляются к следующему дому. Насобирав яств, уставшие, но довольные устраивают себе праздничный ужин из угощений.
Наверное, неспроста в других регионах не только южной Беларуси, но и в некоторых на Витебщине колядуют 13 января. По старому стилю это был вечер перед Новым годом — Щедрый вечер. Это пик праздника — Вторая кутья. Торжественный ужин для всей семьи определялся обилием блюд, чтобы весь следующий год в доме была сытная еда. Поэтому застолье называют «богатым», «жирным», «вкусным».
Завершающий день Коляд — Крещенский сочельник, 18 января, день строгого поста перед Богоявлением. В этот вечер готовят третью кутью, которую называют «постной», «голодной» и «водяной». В некоторых регионах ряженые ходят по домам и в этот вечер.
Некоторые традиции живы и сегодня. В Глубоком народный театр фольклора «Цярэшка» проводит стилизованную рождественскую игру «Женитьба Терешки». В Новополоцке возродили рождественскую батлейку «Віцебскі жлоб». Коляды, «Гуканне вясны», Купала, Зажинки, Дожинки — эти обряды ежегодно проводят народные фольклорные коллективы «Медуница» Адаменского СДК Лозненского района, «Криница» Янковицкого СДК Россонского района и участники художественной самодеятельности Коптянского СДК Витебского района.
alimova@sb.by
— Сколько себя помню, в Коптях ряженые ходят именно 6 января вечером накануне Рождества, а мои однокурсники из южных регионов Беларуси рассказывали, что у них колядуют только 13 января. Страна одна, а традиции разные, — отмечает заведующая Коптянским сельским домом культуры Наталья Соколова.
Раньше в агрогородке колядовали взрослые самодеятельные артисты, а два года назад их сменили дети. Понравилось, признается Даниил Павлов, который в этом году снова исполняет роль Козы:
— С одной стороны, конечно, жарко в таком теплом наряде. А с другой — интересно танцевать и приятно видеть, как люди радуются, когда к ним приходит Коляда. А я желал им: «Жывіце! Любіце! Кахайце!»
Празднование Коляд начинается вечером 6 января. Накануне Рождества в семьях готовят традиционный ужин, который получил название постная или великая кутья, ее еще называют сыта, сочиво или канун.
— Мама варила кутью из риса на воде с изюмом и потом добавляла мед. Бабушка, прабабушка вместо риса использовали зерна пшеницы, ячменя в зависимости от того, что было в доме на тот момент, — вспоминает Наталья Соколова.
За стол садятся сразу после захода солнца, когда на небе появляется первая звезда, напоминающая о Вифлеемской, возвестившей о времени и месте рождения Иисуса Христа. Спустя время колядовщики начинают праздничное шествие по деревне: стучатся в дома, и тем хозяевам, которые откроют, поют поздравительные величальные песни. В качестве благодарности за выступление и добрые пожелания хозяева одаривают гостей кто чем может: конфетами, ягодами, колбасами. Все это кладут в мешок Мехоноши, и ряженые направляются к следующему дому. Насобирав яств, уставшие, но довольные устраивают себе праздничный ужин из угощений.
Наверное, неспроста в других регионах не только южной Беларуси, но и в некоторых на Витебщине колядуют 13 января. По старому стилю это был вечер перед Новым годом — Щедрый вечер. Это пик праздника — Вторая кутья. Торжественный ужин для всей семьи определялся обилием блюд, чтобы весь следующий год в доме была сытная еда. Поэтому застолье называют «богатым», «жирным», «вкусным».
Завершающий день Коляд — Крещенский сочельник, 18 января, день строгого поста перед Богоявлением. В этот вечер готовят третью кутью, которую называют «постной», «голодной» и «водяной». В некоторых регионах ряженые ходят по домам и в этот вечер.
Все ритуалы, которые совершали в эти дни православные христиане, были направлены на успех хозяйства и благополучие семьи.— Коляды — это яркая и запоминающаяся страница нашего наследия, традиции которой передаются через игры, обряды, песни, сказки, пословицы. В двухнедельный период, когда деревенская молодежь проводила праздничные вечеринки, обязательной частью программы были игры «Женитьба Терешки», «Ящур», «Королевич», игры в переодевание — в Козла, Медведя, Цыгана. Эти праздничные вечера для многих одиноких людей одновременно стали знакомством с будущей невестой или женихом, — рассказала директор Витебского областного методического центра народного творчества Надежда Улинович.
Некоторые традиции живы и сегодня. В Глубоком народный театр фольклора «Цярэшка» проводит стилизованную рождественскую игру «Женитьба Терешки». В Новополоцке возродили рождественскую батлейку «Віцебскі жлоб». Коляды, «Гуканне вясны», Купала, Зажинки, Дожинки — эти обряды ежегодно проводят народные фольклорные коллективы «Медуница» Адаменского СДК Лозненского района, «Криница» Янковицкого СДК Россонского района и участники художественной самодеятельности Коптянского СДК Витебского района.
alimova@sb.by