Валентин Дудкевич — о языке современной хореографии, искусстве видеть прекрасное и умении удивлять
10.01.2022 08:32:14
Концерты Государственного академического ансамбля танца Беларуси всегда проходят с аншлагами. Зритель стремится увидеть современное шоу и одновременно прикоснуться к нашим традиционным танцам — полькам, кадрилям, крутухам. Кто-то скажет, фольклорное искусство для тех, кому далеко за 60. И ошибется: все, что сотворено художественным руководителем этого заслуженного коллектива, народным артистом Беларуси Валентином Дудкевичем, пышет новизной и современностью. Драйв, задор, новизна! А к новогодним и рождественским праздникам он подготовил творческий подарок — мюзикл-балет «Щелкунчик», показы которого продолжаются в Белгосфилармонии.
— Ощущаю восторг и большую радость. Многие спрашивают: «Почему «Щелкунчик»?» Отвечаю: надоел этот музыкально-хореографический мусор, которым, кажется, в последнее время заполнено все жизненное пространство. Задумался, на чем детей воспитываем? Очень жаль, что у нас в стране отсутствует государственная программа культурного воспитания подрастающего поколения. Из телевизора и интернета льется много низкопробной музыки, а как направить молодежь на правильную тропу жизни? Есть вечные культурные ценности, которым нельзя изменять. Да и когда в своем мастерстве и творчестве достигаешь потолочных значений, нужно возвращаться к истокам. Наверняка ты задумывалась над вопросом: зачем столько развелось страшных, чуждых нашим традициям героев мультфильмов? Они действуют, как бездумные куклы, а если и совершают якобы геройские поступки, то все они списаны с наших старых добрых персонажей. Воспитывать лучше на каких-то последовательно-исторических примерах. Чем мы и занялись, создавая мюзикл-балет «Щелкунчик».
— Как вам удалось завлечь юного зрителя на музыкальную сказку, в основе которой классическая музыка? Ведь дети сейчас с трех лет уже портят свой вкус «произведениями», навязанными им рэперами из соцсетей.
— Старались преподносить творчество Петра Чайковского в форме слоеного пирога. Вставляли кусочки современного текста. Музыку великого композитора мы оркестровали. Чайковского ведь нельзя испортить. Мы работали над материалом аккуратно, чтобы соблюсти баланс. Понимали, что не получится перевоспитать детей сразу. Приобщать их к великому искусству стоит постепенно. Ведь все большое начинается с малого. Мы сделали серьезную попытку возвратить детей в лоно настоящей музыки и показали, как это надо делать. Может быть, кто-то сделает это лучше нас. Во всяком случае, Государственный ансамбль танца Беларуси — первопроходец в этом направлении.
— Сейчас, когда в обществе вырос запрос на патриотизм, возможно, в ближайшем будущем появится шоу на тему любви к Родине?
— Сегодня на эту тему нужно говорить по-другому. На мой взгляд, стоит делать акцент не на прошлое, хотя, несомненно, и его не забывать, а на будущее. Не сосредотачиваться только на теме войны, а как раз больше на любви к Родине. Мы, люди послевоенных лет, все это уже пережили. Я сделал свой последний концерт, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, и сказал: «Я в себе эту тему исчерпал, мне уже нужно демобилизоваться».
— Как говорить о патриотизме по-новому?
— Это вечная тема. Я идеологический работник всю жизнь: комсомолец, член партии, член парткома, председатель месткома, секретарь комсомольской организации Оперного театра. О патриотизме знаю очень много, остро чувствую эту проблему. Ведь я родился в 1943-м. Все мои дядья — фронтовики. Мамины братья воевали, удостоены орденов Ленина. Помню их имена: Иосиф, Игнатий, Тимофей, Федор Старовойтовы. Мой отец, военный железнодорожник, вернулся домой в 1946-м. Восстанавливал разрушенные во время бомбежек железнодорожные вокзалы в Вильнюсе и Варшаве.
— Естественно. Именно поэтому у нашего ансамбля самый обширный репертуар среди всех коллективов страны и самый большой чемодан достоинств — хореографических, национальных.
— По вашим танцам «Бульба», «Лявоніха» белорусов узнают во всем мире.
— Начнем с того, что это не танцы, а песни. (Смеется.) Расскажу, откуда появились танцы. Еще до войны, в 1940-м, приезжал в Минск известный советский хореограф Игорь Моисеев. После того как он окунулся в белорусскую тематику, у него родился образ: идут девочки троечками и поют. Так появился белорусский народный танец «Бульба».
Танец «Лявониха» тоже родился из песни. Та версия, которая есть сегодня в нашем репертуаре, отличается от остальных. Сделал из этого танца микс: немного «Бульбы», немного «Юрочки». Чтобы убрать однообразное 12-тактовое музыкальное повторение, сделал акцент на мелодию.
— Получается, все эти танцы — авторские. На самом деле белорусы в быту их не танцевали. А какими были наши танцы?
— Помнится, в институте культуры существовала лаборатория, где собирали фольклор, ездили в экспедиции. Я там увидел микрофрагменты чего-то танцевального. Например, дедушка с бабушкой стоят на табуреточке и чего-то на них топчутся. Мне это показалось забавным. Так в нашем репертуаре появилась «Кадриля на зэдликах». А почему «зэдлик»? Это на диалекте означает небольшой стульчик. И вот картина: стоят высокая, красивая девушка и паренек — маленького роста, неказистый. Пришел высокий ухажер, поцеловал девушку. А невысокому юноше пришлось становиться на стульчик, чтобы красавица обратила на него внимание. Вокруг этого в танце все и закрутилось.
— Фольклор возникает каждое десятилетие. Мы когда-то не думали, что такой танец, как вальс, станет фольклором. Никогда не думали, что брейк-данс — тоже фольклор, ведь он родился на улице. И ему тоже, кстати, суждено через 20—30 лет стать фольклором. Не исчезнет танец только тогда, когда он будет развиваться. Иначе превратится в музейный экспонат. Чтобы связать воедино несколько поколений, я решил создать современный народный танец. Например, «Лянок». Знаешь такой танец?
— Я его обожаю!
— Еще есть танец «Ясь и Янина», оригинальный номер «Ятва». Все никак не мог к нему подступиться. В каждом движении, как и в тексте, должен быть смысл. Переставишь движения местами — получится другое содержание. Главное, чего я хотел, — передать, сохранить ритм.
Современные люди ведь живут на большой скорости. Эта тенденция должна сохраняться и в танце. Иначе вяло получится. Драйв — слово нехорошее, но оно отражает суть времени. Помнишь такой фильм, в котором люди едут в автомобиле на большой скорости и их начинает тошнить? Если подумать, мы ездим в машинах еще быстрее, успевая при этом решать несколько задач параллельно. Так что, если не добавлять ритм, информация быстро приедается. Чувствую это, потому что я по мышлению своему очень молодой человек!
— Ваш ансамбль всегда много гастролировал. Вы побывали в разных уголках планеты. Этносовременные ритмы белорусов находили отклик у зарубежного зрителя?
— Всегда. Десять раз были в Испании и Бразилии, восемь раз — в США и Голландии. Нам аплодировали в Китае, Индии, Египте, Ливане, Италии. Первыми из белорусских артистов мы выступили в концертном зале «Олимпия» в Париже, а еще сорвали овации на открытии соревнований «Формулы-1» в Монте-Карло. Сейчас, правда, сидим дома из-за пандемии. Выступаем только в Беларуси.
Помню, как собирали тысячные стадионы в Бразилии. Это сказка! Перед началом каждого концерта поднимался государственный флаг нашей страны. Бразильцы впервые слышали название нашей страны, устраивали для нас ошеломительный прием. Что еще впечатляло: безумно яркий темперамент местных жителей. Жгучие бразильянки из мужского состава ансамбля выбирали секс-символ. Это, как правило, был голубоглазый блондин. К чему этот статус обязывал нашего артиста? После выступления к нему выстраивалась очередь из сотен девушек за фото и автографом.
— Даже сейчас, несмотря на отсутствие зарубежных гастролей из-за пандемии, вы отмечаете немало положительного…
— Пандемия отбросила много ненужного. Например, меня вдруг поразило, как богатые российские попсовики запросили государственной помощи. Были короли, императрицы с домами в Майями — и вдруг из-за отсутствия гастролей почувствовали, что они такие же, как все. Оказалось, что если государственные деятели могут проводить важные совещания онлайн, то почему бы и на поп-исполнителей не посмотреть по телевизору. Пандемия показала: можно, оказывается, жить экономнее.
— Учитывая эпидситуацию и отсутствие гастролей, как вам удается сохранять коллектив?
— Разрешаю работать по совместительству еще где-то. Иначе мои артисты не выживут на зарплату 400—500 рублей. Уборщицы в наше время получают больше. Больно и обидно, что из-за того, что артисты вынуждены отвлекаться на другую деятельность, бывают пропуски репетиций, отпрашиваются, опаздывают… Молодежи сейчас нужно все и сразу. Никто не будет слушать такую мораль: сначала ты должен достигнуть чего-то, а уж потом будет тебе и зарплата. Поэтому мои артисты параллельно подрабатывают в кружках, школах фигурного катания. Есть и таксисты, специалисты по ремонту.
Оттого, что престиж профессии артиста балета упал из-за небольших зарплат, в хореографическое училище все меньше приходит парней. Поэтому на сцене катастрофически не хватает мужчин. Одни девчонки. Даже если и пришел молодой человек по распределению, его в скором времени заберут в армию. Так и живем.
— Задача невозможная. Человек не в состоянии полностью что-то изменить или хотя бы на это надеяться. Мироздание — большое строение. Если удастся в эту сложную конструкцию вложить хотя бы один кирпичик, это будет то, что удастся донести этому миру. Мой вклад — несколько оригинальных хореографических произведений, которые я написал, несколько довольно неплохих стихов. А еще — много поколений воспитанных мной артистов.
— Вы пишете стихи, но никогда их не публиковали. Откройте секрет, когда же настанет тот момент, когда мы откроем Валентина Дудкевича еще и как поэта?
— Для кого писать? Теперь книг никто не читает.
— Для будущих поколений…
— Вот в чем дело: редко бываю доволен тем, что пишу, сочиняю. Понимаю: все весомое уже давно сказано до меня. Открыть миру что-то новое — задача почти невыполнимая.
— Поделитесь секретом, как вам удается сохранять бодрость и энергичность?
— После ковида тяжело восстанавливаюсь. Но у меня есть велотренажер. На нем занимаюсь каждый день. Летом плаваю в озере в Острошицком городке, где у меня дача. Каждое утро вплавь преодолеваю километр. Равномерное дыхание очень помогает восстановить работу легких. Сахар исключил уже давно. Жареную картошку не ем, потому что супруга запрещает. Да и вообще перестал создавать из еды культ. Хотя всегда любил что-то вкусное приготовить. Теперь прошу Люсю купить обычных пельменей и ем их с удовольствием!
БЛИЦОПРОС
— Верите ли вы в бессмертие?
— Я в принципе верующий. Думаю, человек — это какая-то энергетическая суть, сгусток энергии. Люди зависят от всех влияний, которые их окружают. Наша энергетическая суть никуда не исчезает. Так что в этом плане мы бессмертны.
— Что вас больше всего веселит?
— Хорошие анекдоты. У меня есть друг, который живет в Одессе. Его зовут Александр Копайгора. Он каждый день в Viber мне присылает пачку анекдотов — приличных и таких, что жена Люся меня очень ругает. (Смеется.)
— Какой ваш любимый звук?
— Мне приятна лирическая музыка, например, песня Шарля Азнавура «Вечная любовь». Она дарит мне радость, примиряет меня с жизнью, помогает обрести духовное равновесие.
— Вы мечтатель?
— Я очень целеустремленный и дисциплинированный человек. В моем плане заранее расписан четкий план действий на будущее. Пока не выполню все, не успокоюсь.
— Что вы сейчас читаете?
— Джордж Бейкер «Константин Великий. Первый христианский император».
— Ваша любимая цитата?
— Momento mori и Momento vivere, что в переводе с латыни означает «помни о смерти» и «помни о жизни».
— Что больше всего нужно человеку?
— Быть хорошим семьянином и добросовестным работником. Больше ничего не нужно.
НЕ ПРОПУСТИТЕ
Показы новогоднего мюзикла-балета для детей и взрослых «Щелкунчик» продлятся в Белгосфилармонии до 8 января. Зрителей ждет встреча с героями сказки Э. Т. Гофмана в авторской версии народного артиста Беларуси Валентина Дудкевича. Он автор либретто, хореографии, аранжировок и песен. На сцену выйдут артисты Государственного ансамбля танца Республики Беларусь. А озвучат сказку (помимо музыки П. Чайковского в современной аранжировке это и песни, созданные для сказки, и разговорные сцены) артисты известных белорусских вокальных ансамблей «Камерата» и «Песняры», актеры драматических театров Минска, артисты Государственного ансамбля танца и детской школы танца L’École. Специально для нового спектакля созданы эксклюзивные декорации, превращающие концертную эстраду в настоящую театральную сцену. Перед каждым спектаклем — традиционная елка. Кстати, Белгосфилармония остается одной из немногих площадок, где каждый год новогодние хороводы проходят вокруг настоящей большой живой ели, выращенной специально для большого детского праздника.
ИЗ ДОСЬЕ
Валентин Дудкевич родился 6 октября 1943 года в Могилеве. С детства занимался хореографией. Окончил Белорусский государственный хореографический колледж по специальности «артист балета», Белорусский государственный театрально-художественный институт, аспирантуру Института этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Имеет квалификацию «искусствовед» в области этнографии и фольклора. Стажировался в Москве и Париже.
Дважды лауреат специальной премии Президента Беларуси деятелям литературы и искусства (1998, 2004).
В 2008 году за личный вклад в развитие национального хореографического искусства и значительные успехи в сохранении и популяризации культурного наследия белорусского народа награжден орденом Франциска Скорины.
kuzmich@sb.by
Как для взрослых, только лучше
— Валентин Владимирович, вы шли к реализации этого проекта более трех лет. Какие чувства испытываете, когда работа уже представлена зрителю?— Ощущаю восторг и большую радость. Многие спрашивают: «Почему «Щелкунчик»?» Отвечаю: надоел этот музыкально-хореографический мусор, которым, кажется, в последнее время заполнено все жизненное пространство. Задумался, на чем детей воспитываем? Очень жаль, что у нас в стране отсутствует государственная программа культурного воспитания подрастающего поколения. Из телевизора и интернета льется много низкопробной музыки, а как направить молодежь на правильную тропу жизни? Есть вечные культурные ценности, которым нельзя изменять. Да и когда в своем мастерстве и творчестве достигаешь потолочных значений, нужно возвращаться к истокам. Наверняка ты задумывалась над вопросом: зачем столько развелось страшных, чуждых нашим традициям героев мультфильмов? Они действуют, как бездумные куклы, а если и совершают якобы геройские поступки, то все они списаны с наших старых добрых персонажей. Воспитывать лучше на каких-то последовательно-исторических примерах. Чем мы и занялись, создавая мюзикл-балет «Щелкунчик».
— Как вам удалось завлечь юного зрителя на музыкальную сказку, в основе которой классическая музыка? Ведь дети сейчас с трех лет уже портят свой вкус «произведениями», навязанными им рэперами из соцсетей.
— Старались преподносить творчество Петра Чайковского в форме слоеного пирога. Вставляли кусочки современного текста. Музыку великого композитора мы оркестровали. Чайковского ведь нельзя испортить. Мы работали над материалом аккуратно, чтобы соблюсти баланс. Понимали, что не получится перевоспитать детей сразу. Приобщать их к великому искусству стоит постепенно. Ведь все большое начинается с малого. Мы сделали серьезную попытку возвратить детей в лоно настоящей музыки и показали, как это надо делать. Может быть, кто-то сделает это лучше нас. Во всяком случае, Государственный ансамбль танца Беларуси — первопроходец в этом направлении.
— Сейчас, когда в обществе вырос запрос на патриотизм, возможно, в ближайшем будущем появится шоу на тему любви к Родине?
— Сегодня на эту тему нужно говорить по-другому. На мой взгляд, стоит делать акцент не на прошлое, хотя, несомненно, и его не забывать, а на будущее. Не сосредотачиваться только на теме войны, а как раз больше на любви к Родине. Мы, люди послевоенных лет, все это уже пережили. Я сделал свой последний концерт, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, и сказал: «Я в себе эту тему исчерпал, мне уже нужно демобилизоваться».
— Как говорить о патриотизме по-новому?
— Это вечная тема. Я идеологический работник всю жизнь: комсомолец, член партии, член парткома, председатель месткома, секретарь комсомольской организации Оперного театра. О патриотизме знаю очень много, остро чувствую эту проблему. Ведь я родился в 1943-м. Все мои дядья — фронтовики. Мамины братья воевали, удостоены орденов Ленина. Помню их имена: Иосиф, Игнатий, Тимофей, Федор Старовойтовы. Мой отец, военный железнодорожник, вернулся домой в 1946-м. Восстанавливал разрушенные во время бомбежек железнодорожные вокзалы в Вильнюсе и Варшаве.
Чемодан достоинств
— Большой опыт и осмысление величия нашей истории легли в основу вашего творчества.— Естественно. Именно поэтому у нашего ансамбля самый обширный репертуар среди всех коллективов страны и самый большой чемодан достоинств — хореографических, национальных.
— По вашим танцам «Бульба», «Лявоніха» белорусов узнают во всем мире.
— Начнем с того, что это не танцы, а песни. (Смеется.) Расскажу, откуда появились танцы. Еще до войны, в 1940-м, приезжал в Минск известный советский хореограф Игорь Моисеев. После того как он окунулся в белорусскую тематику, у него родился образ: идут девочки троечками и поют. Так появился белорусский народный танец «Бульба».
Танец «Лявониха» тоже родился из песни. Та версия, которая есть сегодня в нашем репертуаре, отличается от остальных. Сделал из этого танца микс: немного «Бульбы», немного «Юрочки». Чтобы убрать однообразное 12-тактовое музыкальное повторение, сделал акцент на мелодию.
— Получается, все эти танцы — авторские. На самом деле белорусы в быту их не танцевали. А какими были наши танцы?
— Помнится, в институте культуры существовала лаборатория, где собирали фольклор, ездили в экспедиции. Я там увидел микрофрагменты чего-то танцевального. Например, дедушка с бабушкой стоят на табуреточке и чего-то на них топчутся. Мне это показалось забавным. Так в нашем репертуаре появилась «Кадриля на зэдликах». А почему «зэдлик»? Это на диалекте означает небольшой стульчик. И вот картина: стоят высокая, красивая девушка и паренек — маленького роста, неказистый. Пришел высокий ухажер, поцеловал девушку. А невысокому юноше пришлось становиться на стульчик, чтобы красавица обратила на него внимание. Вокруг этого в танце все и закрутилось.
На больших скоростях
— Вы отмечали в своих интервью, что фольклор должен развиваться, что для этого стоит привносить в него элементы новизны. А как тогда не нарушить скрытые в нем сакральные смыслы?— Фольклор возникает каждое десятилетие. Мы когда-то не думали, что такой танец, как вальс, станет фольклором. Никогда не думали, что брейк-данс — тоже фольклор, ведь он родился на улице. И ему тоже, кстати, суждено через 20—30 лет стать фольклором. Не исчезнет танец только тогда, когда он будет развиваться. Иначе превратится в музейный экспонат. Чтобы связать воедино несколько поколений, я решил создать современный народный танец. Например, «Лянок». Знаешь такой танец?
— Я его обожаю!
— Еще есть танец «Ясь и Янина», оригинальный номер «Ятва». Все никак не мог к нему подступиться. В каждом движении, как и в тексте, должен быть смысл. Переставишь движения местами — получится другое содержание. Главное, чего я хотел, — передать, сохранить ритм.
Современные люди ведь живут на большой скорости. Эта тенденция должна сохраняться и в танце. Иначе вяло получится. Драйв — слово нехорошее, но оно отражает суть времени. Помнишь такой фильм, в котором люди едут в автомобиле на большой скорости и их начинает тошнить? Если подумать, мы ездим в машинах еще быстрее, успевая при этом решать несколько задач параллельно. Так что, если не добавлять ритм, информация быстро приедается. Чувствую это, потому что я по мышлению своему очень молодой человек!
— Ваш ансамбль всегда много гастролировал. Вы побывали в разных уголках планеты. Этносовременные ритмы белорусов находили отклик у зарубежного зрителя?
— Всегда. Десять раз были в Испании и Бразилии, восемь раз — в США и Голландии. Нам аплодировали в Китае, Индии, Египте, Ливане, Италии. Первыми из белорусских артистов мы выступили в концертном зале «Олимпия» в Париже, а еще сорвали овации на открытии соревнований «Формулы-1» в Монте-Карло. Сейчас, правда, сидим дома из-за пандемии. Выступаем только в Беларуси.
Помню, как собирали тысячные стадионы в Бразилии. Это сказка! Перед началом каждого концерта поднимался государственный флаг нашей страны. Бразильцы впервые слышали название нашей страны, устраивали для нас ошеломительный прием. Что еще впечатляло: безумно яркий темперамент местных жителей. Жгучие бразильянки из мужского состава ансамбля выбирали секс-символ. Это, как правило, был голубоглазый блондин. К чему этот статус обязывал нашего артиста? После выступления к нему выстраивалась очередь из сотен девушек за фото и автографом.
— Даже сейчас, несмотря на отсутствие зарубежных гастролей из-за пандемии, вы отмечаете немало положительного…
— Пандемия отбросила много ненужного. Например, меня вдруг поразило, как богатые российские попсовики запросили государственной помощи. Были короли, императрицы с домами в Майями — и вдруг из-за отсутствия гастролей почувствовали, что они такие же, как все. Оказалось, что если государственные деятели могут проводить важные совещания онлайн, то почему бы и на поп-исполнителей не посмотреть по телевизору. Пандемия показала: можно, оказывается, жить экономнее.
— Учитывая эпидситуацию и отсутствие гастролей, как вам удается сохранять коллектив?
— Разрешаю работать по совместительству еще где-то. Иначе мои артисты не выживут на зарплату 400—500 рублей. Уборщицы в наше время получают больше. Больно и обидно, что из-за того, что артисты вынуждены отвлекаться на другую деятельность, бывают пропуски репетиций, отпрашиваются, опаздывают… Молодежи сейчас нужно все и сразу. Никто не будет слушать такую мораль: сначала ты должен достигнуть чего-то, а уж потом будет тебе и зарплата. Поэтому мои артисты параллельно подрабатывают в кружках, школах фигурного катания. Есть и таксисты, специалисты по ремонту.
Оттого, что престиж профессии артиста балета упал из-за небольших зарплат, в хореографическое училище все меньше приходит парней. Поэтому на сцене катастрофически не хватает мужчин. Одни девчонки. Даже если и пришел молодой человек по распределению, его в скором времени заберут в армию. Так и живем.
Целеустремленный мечтатель
— Валентин Владимирович, что вы хотите донести миру?— Задача невозможная. Человек не в состоянии полностью что-то изменить или хотя бы на это надеяться. Мироздание — большое строение. Если удастся в эту сложную конструкцию вложить хотя бы один кирпичик, это будет то, что удастся донести этому миру. Мой вклад — несколько оригинальных хореографических произведений, которые я написал, несколько довольно неплохих стихов. А еще — много поколений воспитанных мной артистов.
— Вы пишете стихи, но никогда их не публиковали. Откройте секрет, когда же настанет тот момент, когда мы откроем Валентина Дудкевича еще и как поэта?
— Для кого писать? Теперь книг никто не читает.
— Для будущих поколений…
— Вот в чем дело: редко бываю доволен тем, что пишу, сочиняю. Понимаю: все весомое уже давно сказано до меня. Открыть миру что-то новое — задача почти невыполнимая.
— Поделитесь секретом, как вам удается сохранять бодрость и энергичность?
— После ковида тяжело восстанавливаюсь. Но у меня есть велотренажер. На нем занимаюсь каждый день. Летом плаваю в озере в Острошицком городке, где у меня дача. Каждое утро вплавь преодолеваю километр. Равномерное дыхание очень помогает восстановить работу легких. Сахар исключил уже давно. Жареную картошку не ем, потому что супруга запрещает. Да и вообще перестал создавать из еды культ. Хотя всегда любил что-то вкусное приготовить. Теперь прошу Люсю купить обычных пельменей и ем их с удовольствием!
БЛИЦОПРОС
— Верите ли вы в бессмертие?
— Я в принципе верующий. Думаю, человек — это какая-то энергетическая суть, сгусток энергии. Люди зависят от всех влияний, которые их окружают. Наша энергетическая суть никуда не исчезает. Так что в этом плане мы бессмертны.
— Что вас больше всего веселит?
— Хорошие анекдоты. У меня есть друг, который живет в Одессе. Его зовут Александр Копайгора. Он каждый день в Viber мне присылает пачку анекдотов — приличных и таких, что жена Люся меня очень ругает. (Смеется.)
— Какой ваш любимый звук?
— Мне приятна лирическая музыка, например, песня Шарля Азнавура «Вечная любовь». Она дарит мне радость, примиряет меня с жизнью, помогает обрести духовное равновесие.
— Вы мечтатель?
— Я очень целеустремленный и дисциплинированный человек. В моем плане заранее расписан четкий план действий на будущее. Пока не выполню все, не успокоюсь.
— Что вы сейчас читаете?
— Джордж Бейкер «Константин Великий. Первый христианский император».
— Ваша любимая цитата?
— Momento mori и Momento vivere, что в переводе с латыни означает «помни о смерти» и «помни о жизни».
— Что больше всего нужно человеку?
— Быть хорошим семьянином и добросовестным работником. Больше ничего не нужно.
НЕ ПРОПУСТИТЕ
Показы новогоднего мюзикла-балета для детей и взрослых «Щелкунчик» продлятся в Белгосфилармонии до 8 января. Зрителей ждет встреча с героями сказки Э. Т. Гофмана в авторской версии народного артиста Беларуси Валентина Дудкевича. Он автор либретто, хореографии, аранжировок и песен. На сцену выйдут артисты Государственного ансамбля танца Республики Беларусь. А озвучат сказку (помимо музыки П. Чайковского в современной аранжировке это и песни, созданные для сказки, и разговорные сцены) артисты известных белорусских вокальных ансамблей «Камерата» и «Песняры», актеры драматических театров Минска, артисты Государственного ансамбля танца и детской школы танца L’École. Специально для нового спектакля созданы эксклюзивные декорации, превращающие концертную эстраду в настоящую театральную сцену. Перед каждым спектаклем — традиционная елка. Кстати, Белгосфилармония остается одной из немногих площадок, где каждый год новогодние хороводы проходят вокруг настоящей большой живой ели, выращенной специально для большого детского праздника.
ИЗ ДОСЬЕ
Валентин Дудкевич родился 6 октября 1943 года в Могилеве. С детства занимался хореографией. Окончил Белорусский государственный хореографический колледж по специальности «артист балета», Белорусский государственный театрально-художественный институт, аспирантуру Института этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Имеет квалификацию «искусствовед» в области этнографии и фольклора. Стажировался в Москве и Париже.
Дважды лауреат специальной премии Президента Беларуси деятелям литературы и искусства (1998, 2004).
В 2008 году за личный вклад в развитие национального хореографического искусства и значительные успехи в сохранении и популяризации культурного наследия белорусского народа награжден орденом Франциска Скорины.
kuzmich@sb.by