Почему убыточна говядина
25.08.2020 08:38:44
Елена КЛИМОВИЧ
Не так много хозяйств с привесами КРС по килограмму и выше и с положительной рентабельностью. Кто пополнит этот список?
Введенный Россельхознадзором запрет на импорт и транзит белорусской говядины квалифицирован Коллегией ЕЭК как барьер на внутреннем рынке ЕАЭС. Россия после этого вердикта в июле поспешила снять ограничения на транзит. Чередуя красный и зеленый свет для этой продукции, страна-соседка подталкивает нас к поиску новых ниш. Говядина остается востребованной на внешнем рынке. Несмотря на то что экспорт охлажденного мяса в РФ сократился в январе — мае (например, туш и полутуш поставлено лишь 12,4 процента от прошлогоднего за это же время, а прочих отрубов — 7,8 процента), в общем объемы выросли на 6,1 процента. Нарастили отгрузки в Казахстан и Узбекистан в 3,8 и 3,5 раза соответственно. Огромен рынок Китая — только за июнь КНР импортировала мяса на 2 миллиарда долларов, и белорусские предприятия активно осваивают гигантскую торговую площадку. Но хозяйства жалуются, что доращивание и откорм КРС невыгодны. Так ли это?
ИМЕТЬ каждодневную выручку, и как можно больше, — мечта любого руководителя. Да, молоко в хозяйствах определяет экономику, однако мясной рубль тоже нелишний. Само собой, можно сдавать бычков в другие хозяйства, можно получать добавленную стоимость и организовать откорм на приобретенном молодняке. Казалось бы: больше мяса — больше денег, но, увы, не получается.
После того как в ОАО «Пастовичи» Стародорожского района по известным причинам свернулось свиноводство, в освободившихся помещениях разместили бычков. Сейчас там 1400 голов. На районном собрании передовиков коллектив отмечен как самый успешный в производстве говядины по итогам 2019 года. Среднесуточный привес за 6 месяцев 2020-го — 1057 граммов. Лучшие показатели и у здешних операторов по доращиванию и откорму. Кормят быков в прямом смысле как на убой. Дневной рацион — 2 килограмма комбикорма собственного приготовления, 20—25 литров браги с Уречского спиртзавода, силос, сенаж.
Несмотря на достойные результаты, поголовье думают сокращать. Производить мясо невыгодно, объясняет главный зоотехник Валентин Топчиенко:
— Если на центнере молока имеем 700 рублей прибыли, то на центнере мяса — 412 рублей убытка. Мы покупаем молодняк у других хозяйств, и цена достаточно высокая. Кроме того, приобретенных животных в обязательном порядке надо вакцинировать, а если попались слабенькие — подлечить и подпитать витаминами. Ежемесячно хозяйство тратит внушительную сумму на медикаменты и вакцину. Закупаем телят весом от 50 до 100 килограммов по 4 рубля 44 копейки за килограмм, а продаем на Слуцкий мясокомбинат по 6 рублей 70 копеек, а иногда и по 6 рублей 40 копеек. Склады забиты, у комбината не всегда есть деньги для своевременного расчета — переработка зависит от поставок в Россию. Если сдаем по 450 килограммов бычков — выгодно, а передержка до 480 и выше стоит дорого. В связи с пандемией есть трудности с приобретением российской вакцины, работаем только с белорусской, ее надо вводить дважды.
Взвесив все за и против, в «Пастовичах» намерены уменьшить поголовье быков, кормить только «доморощенных» и расширять молочное направление.
НЕСКОЛЬКО лет назад было выгодно заниматься говядиной в ОАО «Великий Двор» Столбцовского района, где построили свой комплекс из расчета экономической целесообразности. Но цены на топливо, удобрения, медикаменты (все это прямо или косвенно влияет на рентабельность производства) обогнали закупочные. В хозяйстве «обжали» по затратам все, что можно, перечисляет главный зоотехник Михаил Микулич:
— Вместо шести слесарей на комплексе работают два, увеличили нагрузку доглядчику, один тракторист кормит все 3200 голов. Всего в хозяйстве два кормораздатчика, второй обслуживает МТФ. Комбикорм готовим из собственного зерна, покупаем только добавки, обходится он в полтора раза дешевле. Все равно уходим в минус. Вместе с тем каждый месяц 200—250 бычков отправляется на мясокомбинат. Это 100—120 тонн, один в среднем приносит 1800 рублей.
Покупать небольшим хозяйствам молодняк для выращивания и откорма дорого. Между тем на специализированных комплексах затраты на это в разы больше. Поинтересовались, как там обстоят дела. Совхоз «Слуцк» в советское время создавался именно под говядину. Знал взлеты и падения, сейчас, после присоединения к Слуцкому КХП, по словам специалистов, в периоде вхождения в стабильное экономическое русло. По производству КРС за полугодие минус 16,2 процента. На комплексе 5-тысячное поголовье, в среднем за год покупают 3 тысячи бычков. Только вырастить одного (себестоимость привеса выращивания) стоит 3783 рубля. Еще купить минимум по 3900, а средняя цена реализации живым весом — 3063 рубля. И это при высшей упитанности — мяса «прима», «экстра», «отличное», «хорошее» около 75 процентов. Среднесуточный привес в 815 граммов (за 6 месяцев) покрыть расходы никак не может.
В БАРАНОВИЧСКОМ районе тоже создавалась сырьевая база по говядине, здесь в агрокомбинате «Мир» размещен один из крупнейших в республике животноводческих комплексов. Специализация дает свои преимущества. Если расход кормов на центнер привеса КРС по району — 9,5, то в ОАО «Агрокомбинат «Мир» — 7,9 центнера кормовых единиц, а непосредственно по комплексу за 6 месяцев и того меньше — 6,4 центнера. Что очень важно. Ведь в структуре себестоимости привеса молодняка корма занимают 67 процентов. Производство мяса по району убыточно, в агрокомбинате рентабельность за 6 месяцев — 1,3 процента. Только для обеспечения гиганта-девятитысячника силосом и сенажом (заготавливают здесь полуторагодичный запас) надо вложить немалые средства и усилия. Однако более чем килограммовые привесы, качественные корма и объемы позволяют удерживать рентабельность. Ежемесячно агрокомбинат сдает около 600 бычков — примерно 260 тонн мяса. Плюс более 40 тонн молока с пяти ферм ежедневно. Ощутимый оборот для экономики хозяйства.
Чтобы картина по выгодности выращивания и откорма КРС была более объективной, потому что значительная доля затрат ложится на производство КРС, а не молока, предлагается выводить общую рентабельность скотоводства. К примеру, та корова, которая не хочет доиться, уезжает на мясокомбинат. За нее платят копейки, а ее стоимость как основного средства производства будет намного выше, чем денежная выручка, прилетающая в хозяйство. Конечно, принесет продажа одни убытки.
Заведующий сектором экономики отраслей сельского хозяйства Института системных исследований в АПК Александр Горбатовский поясняет:
— Ничего не меняется в отношении убыточности реализации говядины живым весом. Есть возможности в бухучете по-иному распределять затраты, но для любого типа специализации надо считать свою себестоимость. Где интенсивнее отрасль животноводства, на круг получается до 8 процентов рентабельности. Но в каждом хозяйстве и не надо заниматься выращиванием КРС. В республике достаточно специализированных комплексов, куда должны передаваться бычки. Остальным необходимо иметь какие-то конкурентные преимущества на производстве молока, получать 8—9 тонн от каждой коровы, и оно будет дешевле. Чтобы иметь больше товарной продукции, надо искать другие ниши. Отдельные хозяйства, располагающие достаточными угодьями, к примеру, могут производить грубые и сочные корма и продавать их, чем некоторые успешно занимаются.
Много факторов влияют на конечный и не радующий результат в выращивании КРС. Один из них — себестоимость прирастает большими темпами, чем цены реализации. В то же время цены зависят от качества реализуемой продукции. Но парадокс: хозяйства, имеющие мясной скот и предлагающие отменную продукцию, остаются с еще большей прорехой в бюджете.
Экономист агропредприятия, содержащего около 180 мясных лимузинов, в сердцах заявила, что нет большей черной дыры, чем выращивание этой породы. Зимой без зеленой травки и вольного выгула животные не набирают вес, одни затраты от них. Сдают же лимузинов по тем же ценам, что и черно-пестрых — по 6 рублей 50—60 копеек за килограмм хорошей весовой кондиции. Получается замкнутый круг.
Тем временем торговые сети Беларуси пестрят упаковками крупного российского сельхозпроизводителя. Мраморная говядина из России, полагают эксперты, может претендовать на эталонную даже по европейским меркам. Из туши быка мясной породы можно получить до 100 разных наименований продукции — рибай, стриплойн, миньон… На прилавках можно все это лицезреть. Вот только не с наших мясокомбинатов.
В республике не так много хозяйств с привесами КРС по килограмму и выше, которые помогут выходить на положительную рентабельность. Это такие известные предприятия, как «Остромечево» Брестского, «Парохонское» Пинского, «Василишки» Щучинского, «Олекшицы» Берестовицкого районов и некоторые другие. Кто пополнит этот список?
klimovich@sb.by
Введенный Россельхознадзором запрет на импорт и транзит белорусской говядины квалифицирован Коллегией ЕЭК как барьер на внутреннем рынке ЕАЭС. Россия после этого вердикта в июле поспешила снять ограничения на транзит. Чередуя красный и зеленый свет для этой продукции, страна-соседка подталкивает нас к поиску новых ниш. Говядина остается востребованной на внешнем рынке. Несмотря на то что экспорт охлажденного мяса в РФ сократился в январе — мае (например, туш и полутуш поставлено лишь 12,4 процента от прошлогоднего за это же время, а прочих отрубов — 7,8 процента), в общем объемы выросли на 6,1 процента. Нарастили отгрузки в Казахстан и Узбекистан в 3,8 и 3,5 раза соответственно. Огромен рынок Китая — только за июнь КНР импортировала мяса на 2 миллиарда долларов, и белорусские предприятия активно осваивают гигантскую торговую площадку. Но хозяйства жалуются, что доращивание и откорм КРС невыгодны. Так ли это?
ИМЕТЬ каждодневную выручку, и как можно больше, — мечта любого руководителя. Да, молоко в хозяйствах определяет экономику, однако мясной рубль тоже нелишний. Само собой, можно сдавать бычков в другие хозяйства, можно получать добавленную стоимость и организовать откорм на приобретенном молодняке. Казалось бы: больше мяса — больше денег, но, увы, не получается.
После того как в ОАО «Пастовичи» Стародорожского района по известным причинам свернулось свиноводство, в освободившихся помещениях разместили бычков. Сейчас там 1400 голов. На районном собрании передовиков коллектив отмечен как самый успешный в производстве говядины по итогам 2019 года. Среднесуточный привес за 6 месяцев 2020-го — 1057 граммов. Лучшие показатели и у здешних операторов по доращиванию и откорму. Кормят быков в прямом смысле как на убой. Дневной рацион — 2 килограмма комбикорма собственного приготовления, 20—25 литров браги с Уречского спиртзавода, силос, сенаж.
Несмотря на достойные результаты, поголовье думают сокращать. Производить мясо невыгодно, объясняет главный зоотехник Валентин Топчиенко:
— Если на центнере молока имеем 700 рублей прибыли, то на центнере мяса — 412 рублей убытка. Мы покупаем молодняк у других хозяйств, и цена достаточно высокая. Кроме того, приобретенных животных в обязательном порядке надо вакцинировать, а если попались слабенькие — подлечить и подпитать витаминами. Ежемесячно хозяйство тратит внушительную сумму на медикаменты и вакцину. Закупаем телят весом от 50 до 100 килограммов по 4 рубля 44 копейки за килограмм, а продаем на Слуцкий мясокомбинат по 6 рублей 70 копеек, а иногда и по 6 рублей 40 копеек. Склады забиты, у комбината не всегда есть деньги для своевременного расчета — переработка зависит от поставок в Россию. Если сдаем по 450 килограммов бычков — выгодно, а передержка до 480 и выше стоит дорого. В связи с пандемией есть трудности с приобретением российской вакцины, работаем только с белорусской, ее надо вводить дважды.
Взвесив все за и против, в «Пастовичах» намерены уменьшить поголовье быков, кормить только «доморощенных» и расширять молочное направление.
НЕСКОЛЬКО лет назад было выгодно заниматься говядиной в ОАО «Великий Двор» Столбцовского района, где построили свой комплекс из расчета экономической целесообразности. Но цены на топливо, удобрения, медикаменты (все это прямо или косвенно влияет на рентабельность производства) обогнали закупочные. В хозяйстве «обжали» по затратам все, что можно, перечисляет главный зоотехник Михаил Микулич:
— Вместо шести слесарей на комплексе работают два, увеличили нагрузку доглядчику, один тракторист кормит все 3200 голов. Всего в хозяйстве два кормораздатчика, второй обслуживает МТФ. Комбикорм готовим из собственного зерна, покупаем только добавки, обходится он в полтора раза дешевле. Все равно уходим в минус. Вместе с тем каждый месяц 200—250 бычков отправляется на мясокомбинат. Это 100—120 тонн, один в среднем приносит 1800 рублей.
Покупать небольшим хозяйствам молодняк для выращивания и откорма дорого. Между тем на специализированных комплексах затраты на это в разы больше. Поинтересовались, как там обстоят дела. Совхоз «Слуцк» в советское время создавался именно под говядину. Знал взлеты и падения, сейчас, после присоединения к Слуцкому КХП, по словам специалистов, в периоде вхождения в стабильное экономическое русло. По производству КРС за полугодие минус 16,2 процента. На комплексе 5-тысячное поголовье, в среднем за год покупают 3 тысячи бычков. Только вырастить одного (себестоимость привеса выращивания) стоит 3783 рубля. Еще купить минимум по 3900, а средняя цена реализации живым весом — 3063 рубля. И это при высшей упитанности — мяса «прима», «экстра», «отличное», «хорошее» около 75 процентов. Среднесуточный привес в 815 граммов (за 6 месяцев) покрыть расходы никак не может.
В БАРАНОВИЧСКОМ районе тоже создавалась сырьевая база по говядине, здесь в агрокомбинате «Мир» размещен один из крупнейших в республике животноводческих комплексов. Специализация дает свои преимущества. Если расход кормов на центнер привеса КРС по району — 9,5, то в ОАО «Агрокомбинат «Мир» — 7,9 центнера кормовых единиц, а непосредственно по комплексу за 6 месяцев и того меньше — 6,4 центнера. Что очень важно. Ведь в структуре себестоимости привеса молодняка корма занимают 67 процентов. Производство мяса по району убыточно, в агрокомбинате рентабельность за 6 месяцев — 1,3 процента. Только для обеспечения гиганта-девятитысячника силосом и сенажом (заготавливают здесь полуторагодичный запас) надо вложить немалые средства и усилия. Однако более чем килограммовые привесы, качественные корма и объемы позволяют удерживать рентабельность. Ежемесячно агрокомбинат сдает около 600 бычков — примерно 260 тонн мяса. Плюс более 40 тонн молока с пяти ферм ежедневно. Ощутимый оборот для экономики хозяйства.
Чтобы картина по выгодности выращивания и откорма КРС была более объективной, потому что значительная доля затрат ложится на производство КРС, а не молока, предлагается выводить общую рентабельность скотоводства. К примеру, та корова, которая не хочет доиться, уезжает на мясокомбинат. За нее платят копейки, а ее стоимость как основного средства производства будет намного выше, чем денежная выручка, прилетающая в хозяйство. Конечно, принесет продажа одни убытки.
Заведующий сектором экономики отраслей сельского хозяйства Института системных исследований в АПК Александр Горбатовский поясняет:
Много факторов влияют на конечный и не радующий результат в выращивании КРС. Один из них — себестоимость прирастает большими темпами, чем цены реализации. В то же время цены зависят от качества реализуемой продукции. Но парадокс: хозяйства, имеющие мясной скот и предлагающие отменную продукцию, остаются с еще большей прорехой в бюджете.
Экономист агропредприятия, содержащего около 180 мясных лимузинов, в сердцах заявила, что нет большей черной дыры, чем выращивание этой породы. Зимой без зеленой травки и вольного выгула животные не набирают вес, одни затраты от них. Сдают же лимузинов по тем же ценам, что и черно-пестрых — по 6 рублей 50—60 копеек за килограмм хорошей весовой кондиции. Получается замкнутый круг.
Тем временем торговые сети Беларуси пестрят упаковками крупного российского сельхозпроизводителя. Мраморная говядина из России, полагают эксперты, может претендовать на эталонную даже по европейским меркам. Из туши быка мясной породы можно получить до 100 разных наименований продукции — рибай, стриплойн, миньон… На прилавках можно все это лицезреть. Вот только не с наших мясокомбинатов.
В республике не так много хозяйств с привесами КРС по килограмму и выше, которые помогут выходить на положительную рентабельность. Это такие известные предприятия, как «Остромечево» Брестского, «Парохонское» Пинского, «Василишки» Щучинского, «Олекшицы» Берестовицкого районов и некоторые другие. Кто пополнит этот список?
klimovich@sb.by