Под колокольный звон
По образованию Татьяна — закройщик женского платья. Одно время работала в КБО, потом обтягивала мягкую мебель, была швеей в школе-интернате. Пока знакомый не предложил заняться переплетом книг.— Мол, ткань кроить умею, справлюсь и с кожей. Так и сказал, — собеседница вспоминает, как впервые попала на своеобразный мастер-класс для желающих освоить новое дело. Кто записывал, кто запоминал… Там же и первый заказ получила. За неделю нужно было сделать переплет для пяти маленьких молитвословов. У нее получилось. А примерно через год к переплетному делу присоединился и Владимир.
Встречаемся у Островских в их собственном доме на окраине деревни Новый Свержень. Здесь же и мастерская. Рабочее место Татьяны — к слову, мамы четверых детей — за большим столом на первом этаже. В нескольких шагах от плиты. Так, говорит, ей удобнее. Владимир трудится на втором этаже, куда посторонним вход воспрещен. Суеверие? Нет. Просто любая ошибка дорого может стоить. Разве что сыновья Ваня и Коля обычно устраиваются рядом — тоже пробуют что-то мастерить.
Супруги показывают нехитрые инструменты: линейка, ножницы, кисточки, гравер.
— По сути — работа простая. Но чтобы научиться делать ее качественно, нам потребовалось почти десять лет.
Островские подробно описывают все этапы переплетного ремесла: от выкройки новой обложки до вклеивания книжного блока. Занятие это требует большой усидчивости, терпения, аккуратности. Самая сложная часть работы?
— Тиснение, — Владимир делает его с помощью специального пресса — станка, наверное, еще с дореволюционной историей. Семейной паре он достался от первого наставника. А тому — из храма или монастыря. Литой чугунный. Однажды в Столбцы, где он хранится, даже коллекционер приезжал, купить хотел. Не продали.
Секрет фирмы
Островские занимаются в основном церковной литературой. Почему? Отвечают просто: видимо, так Богу было угодно. Да и конкуренция в этой нише небольшая. Заказов хватает. К тому же мастера стремятся закрепиться именно в премиум-сегменте. Обращают внимание на качество материала, который используют для обложек.— Когда начинали, экспериментировали с белорусской кожей, потом с турецкой. Пока не попробовали итальянскую — анилинового крашения с эффектом Pull-Up. Она значительно дороже. Но и переплет получается эффектнее. А главное — прослужит дольше.
Тканевый фальчик, к которому клеятся листы составного форзаца, сейчас также мало кто делает. Супруги же уверены, что с ним надежнее — при открытии в книгах основная нагрузка именно на эту часть. Особая гордость и двухцветный торшированный обрез.
Бог в помощь
А самая большая ответственность — работа с раритетными изданиями. Не так давно, например, Островские «переодевали» Библию 1812 года. В церквях и монастырях, откуда в основном и поступают такие заказы, благословляют: Бог в помощь.— Может, поэтому все и получается, — говорит Татьяна.
Владимир добавляет: работу каждый раз начинает с молитвы:
— По многим таким книгам люди молились всю жизнь. Никогда к ним с дурными мыслями не подходили. Вот и мы не должны.
Как пример показывают еще не законченную дореволюционную Библию. Досталась в наследство местной жительнице от ее бабушки. Даже когда та коров пасла, с собой томик носила, читала в поле. Ну и что, что страниц не хватает. Внучка, сама уже бабушка, долго думала: ведь новый кожаный переплет стоит едва ли не треть пенсии — и все же решила сохранить книгу на память.
— Татьяна разобрала Библию по листочкам, каждый разутюжила, подклеила, где была возможность, снова сложила в тетради. На это потребовалось несколько дней. Потом уже я заново сшивал книжный блок, делал новые форзацы, обложку. Таких заказов немного. Но когда за них берешься и все выходит как надо, получаем настоящее удовольствие.
— А что, если напортачили?
— Портачить нельзя. Ведь новую такую книгу на замену не купишь. Не переделаешь.
dekola@sb.by