Воспитать нельзя заставить, или Почему каждый гражданин, думая о себе, должен научиться думать о любимой Беларуси
16.06.2023 07:49:00
24 мая 2023 года состоялась расширенная коллегия Администрации Президента Республики Беларусь по вопросам эффективности идеологической и воспитательной работы в вузах. В ее продолжение — разговор с заместителем Главы Администрации Президента Игорем Луцким. Это необычное интервью — и в силу статуса нашего собеседника, и в силу затрагиваемых вопросов. Очевидно, что откладывать их больше нельзя.
— Игорь Владимирович, спасибо за возможность поговорить с вами на злободневную тему. Воспитать нельзя заставить. Где в этом выражении вы бы поставили запятую?
— Воспитание так или иначе предполагает целенаправленное управляющее воздействие. Невозможно воспитать ребенка, идя только на поводу его желаний, угождая, потакая. Воспитание — это всегда ответственность, терпение и труд. Оно требует от воспитателя значительных усилий, строгости, требовательности, последовательности.
Или — во всех университетах утверждены правила внутреннего распорядка для обучающихся, запрещающие курить и сквернословить в помещениях и на территории учебного заведения. Но мы с вами прекрасно понимаем, что далеко не всегда эти правила соблюдаются. Нередко даже сам преподаватель промолчит и лишний раз не обратит внимание на ненадлежащее поведение студента, не говоря уже о том, чтобы вынести этот вопрос на заседание совета университета.
Что говорить, и к педагогам есть вопросы. Знаю таких, которые сами вкладывают в головы молодым парням, что, например, служба в армии — это потерянное время, там учат только «красить траву» (читай — очковтирательству). Предлагаю таких педагогов самих возить на экскурсии в воинские части — пусть проникнутся гордостью за нашу армию.
— Но почему так происходит?!
— Тридцать лет после распада Советского Союза мы говорили о том, что Беларусь географически находится на перекрестке дорог, старались извлечь экономические дивиденды от своего географического положения.
Так и поступали наши западные партнеры на протяжении всего периода суверенного существования белорусского государства. Зерна дискредитации советского опыта и превознесение западного уклада жизни ложились в благодатную почву нашего общества, сформированного на ценностном изломе.
В то время как Запад навязывал, по сути, свою жизненную парадигму, государство изо всех сил старалось соблюдать мировоззренческий нейтралитет. Началось все со школ (отмена школьной формы), перешло в вузы (самоуправление, Болонский процесс), потом — на все сферы общественной жизни. Мы и не заметили, как образование, культура, здравоохранение из народного достояния превратились в сферы услуг. Комбайнеров, инженеров и врачей заменили новые герои — поп-дивы и бьюти-блогеры. То, что в советское время считалось отклонением от нормы (ЛГБТ, чайлдфри, психические девиации), стало возводиться в культ и тиражироваться, в том числе посредством литературы, кинематографа.
Да, сегодня в умах еще многих белорусов хаос, но события последних лет сбросили романтический флер с западных идей свободы и прав человека. И государство больше не намерено быть сторонним наблюдателем в этом процессе.
Можно сказать и жестче:
Мы слишком ценим и уважаем себя, чтобы размениваться на чужие ценности и идеалы. Этот внутренний стержень нужно во что бы то ни стало укрепить и сохранить. Это залог успешного будущего для нас и наших детей.
— Какой он, ценностный ген белорусского народа, без которого белорусы перестают быть белорусами? Что размывает белорусскость?
— Большую опасность таит в себе привносимый в нашу культуру извне зашкаливающий прагматизм и утилитаризм, когда нас уверяют, что хорошо и правильно то, что выгодно и интересно. Или возьмите так называемую моральную гибкость — вроде как и нельзя совершить тот или иной порицаемый поступок, но если очень хочется и к этому склоняют обстоятельства, то почему бы и нет. Я уже не говорю о стремлении к материальной наживе, которое вместе с ничем не ограниченным потребительством становится главным смыслом жизни современного человека.
Эти и многие другие квазиценности несут в себе угрозу, размывая духовные основания нашего общества. К этому нужно относиться очень серьезно.
Или еще один пример.
— Хорошо, что этот вопрос будоражит умы современников. Национальная идея не создается в тиши чиновничьих кабинетов или научных лабораториях. Это эфир, воздух, которым общество дышит, но не всегда даже осознает. Не уверен, что современники Янки Купалы сразу поняли, что воззвание «Людзьмi звацца» из стихотворения «А хто там iдзе?» — это и есть их национальная идея.
На это не раз обращал внимание Глава нашего государства Александр Григорьевич Лукашенко, отмечая, что национальную идею нельзя придумать, она должна вызреть. Да и обществу, похоже, необходимо пройти определенный путь, чтобы ее выкристаллизовать.
Маяком на этом пути для всего белорусского народа является наш Президент. В своем Послании белорусскому народу и Парламенту в январе 2022 года он задал ориентир: общество просвещенных и сознательных граждан, осмысленно вовлеченных в созидание родного дома — нашей Беларуси. За каждым из этих слов стоит глубокий смысл. Наша задача — его осознать и претворить в жизнь.
— Что удалось сделать в Республике Беларусь в деле патриотического воспитания населения? И что, на ваш взгляд, еще следует предпринять?
— Можно говорить о том, что
Вместе с тем полагаю, что многое еще нужно сделать. Воспитать гражданина-патриота — это задача не только системы образования. На нее должны работать все сферы: от культуры и спорта до торговли и промышленности, каждая в своей части. Недавно на встрече с министром антимонопольного регулирования и торговли активисты БРСМ выступили с предложением стилизовать фуд-корты в торговых центрах столицы в цветах государственной символики. Хорошая инициатива. Системность — главный принцип в создании воспитывающей среды.
Жертвенность, патриотизм, нравственность, трудолюбие — это категории, которым сложно научить. Возможно научиться самому и быть примером для других. На таких примерах и должно воспитываться общество: Герои Беларуси Михаил Высоцкий, Павел Мариев, Василий Ревяко, Андрей Ничипорчик.
Пересмотра требуют подходы к организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Думаю, ни для кого не секрет, что по мере повышения благосостояния общества и под влиянием технологий у нашей молодежи откладывается период взросления. Студенты 2020‑х уступают в своей самостоятельности студентам 1980‑х. Воспитанные социальными сетями, они порой не знают, как построить общение в реальной жизни, познакомиться с девушкой, пригласить в гости друзей. С учетом этого и должна быть организована вся воспитательная вертикаль: от куратора до ректора.
— Прозвучит непопулярно, но, полагаю, на всех ступенях обучения следует выстраивать системную воспитательную работу с родителями. Формат родительских собраний должен внедряться не только в школе, но и в колледжах, университетах, а возможно, и в армии.
Не до конца раскрытым остается потенциал нашей пионерской организации (БРПО) и Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ). Выполнению поручения Главы государства о создании преемственности в работе данных организаций могло бы способствовать возложение на них функций по участию в воспитании учащейся и студенческой молодежи, определение их основными общественными объединениями, через которые организуется воспитательный процесс в рамках внеурочной деятельности.
И еще один важный вопрос — критерии оценки воспитательной работы. Это не количество проведенных мероприятий и принявших в них участие людей. Результат воспитания — это количество молодых людей, прошедших службу в армии, тех, кто готов нести службу в народном ополчении, количество заключенных и сохраненных браков, рожденных детей, это снижение преступности, наркомании и пьянства, досмотренные престарелые родители и отсутствие социальных сирот.
— Игорь Владимирович, спасибо за интервью. Напоследок самый трудный вопрос: назовите простые истины, которые должен знать каждый белорус.
— Тяжелый, кропотливый, ежедневный труд — единственный источник нашего благосостояния.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем. В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90‑х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы… Свою лепту вносит и цифровизация — дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает. У нас с вами глобальная задача: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза.
На Республиканском педагогическом совете, 24 августа 2021 года.
— Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем. В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90‑х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы… Свою лепту вносит и цифровизация — дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает. У нас с вами глобальная задача: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза.
На Республиканском педагогическом совете, 24 августа 2021 года.
— Игорь Владимирович, спасибо за возможность поговорить с вами на злободневную тему. Воспитать нельзя заставить. Где в этом выражении вы бы поставили запятую?
— Воспитание так или иначе предполагает целенаправленное управляющее воздействие. Невозможно воспитать ребенка, идя только на поводу его желаний, угождая, потакая. Воспитание — это всегда ответственность, терпение и труд. Оно требует от воспитателя значительных усилий, строгости, требовательности, последовательности.
Быть добрым не значит попустительствовать, учитывать интересы личности — не синоним вседозволенности. Ведь не зря мы с благодарностью вспоминаем самых строгих, но справедливых школьных учителей.Но как вы назовете мать, которая кормит ребенка сладостями, потому что ему это нравится? Мать, которая бесконечно оберегает ребенка, лишая его возможности приобрести элементарные навыки самостоятельной жизни? Что воспитывает бабушка, которая на свободное место в общественном транспорте в первую очередь сажает 10‑летнего ребенка? Ту модель поведения, которую ребенок усвоит в детстве, он будет воспроизводить во взрослой жизни.
А цель воспитания — здоровое развитие во взрослой жизни. Здоровое во всех смыслах слова: физически, психологически, социально.Перечисленное касается бытового воспитания, оно, как правило, должно осуществляться в семье. Там закладывается моральный базис, без которого невозможно воспитать гражданина. Из послушания родителям формируется привычка жить по законам, из режима дня — стремление к порядку и соблюдению дисциплины, в том числе технологической на рабочем месте. Из сопереживания, сочувствия родному человеку — коллективизм и товарищество.
Но все старания семьи пойдут прахом, если ребенок, попав в школу, вуз, а затем и трудовой коллектив, столкнется с иными образцами поведения. Результат — крушение авторитета родителей, моральная дезориентация.Например, во многих ли школах сохранилась практика навещать болеющего ребенка? А как иначе можно воспитать сочувствие, заботу? Могут ли этот метод воспитания заменить те сотни внеклассных мероприятий, которыми мы так хорошо научились отчитываться?
Или — во всех университетах утверждены правила внутреннего распорядка для обучающихся, запрещающие курить и сквернословить в помещениях и на территории учебного заведения. Но мы с вами прекрасно понимаем, что далеко не всегда эти правила соблюдаются. Нередко даже сам преподаватель промолчит и лишний раз не обратит внимание на ненадлежащее поведение студента, не говоря уже о том, чтобы вынести этот вопрос на заседание совета университета.
Мы все время находимся в поиске новых форм воспитания, но до сих пор не научились соблюдать те, что есть, которые проверены временем. И об этом нам говорят сами студенты!Последствия отсутствия преемственности между этапами воспитания (семья — школа — вуз) продемонстрирую на примере. Медалист, активист БРСМ из районного центра через полтора года после поступления в столичный вуз был отчислен за неуспеваемость и участие в несанкционированных митингах. Вопрос: куда смотрели преподаватели, куратор, декан, ректор, в конце концов?
Что говорить, и к педагогам есть вопросы. Знаю таких, которые сами вкладывают в головы молодым парням, что, например, служба в армии — это потерянное время, там учат только «красить траву» (читай — очковтирательству). Предлагаю таких педагогов самих возить на экскурсии в воинские части — пусть проникнутся гордостью за нашу армию.
— Но почему так происходит?!
— Тридцать лет после распада Советского Союза мы говорили о том, что Беларусь географически находится на перекрестке дорог, старались извлечь экономические дивиденды от своего географического положения.
Но мы как-то запамятовали, что перекресток дорог — это еще и цивилизационный разлом, в нашем случае между Востоком и Западом. А это значит, что вместе с экономическими проектами (торговыми, транспортными, строительными и прочими) в наше общество проникают культура, ценности и с Востока, и с Запада.Создаются условия, когда в обществе одновременно сосуществуют ценности коллективизма, интернационализма, приоритета государства, стабильности, традиционализма — и ценности индивидуализма, частной собственности, рыночной экономики, национализма, стремления к переменам. Так было всегда, и так будет всегда!
Поэтому обеспечение народного единства — главнейшая задача государства. А достигается это единство через воспитание гражданина.Общество, в котором существуют ценностные противоречия, легко раздробить и завоевать. И как мы теперь уже понимаем, для этого не обязательно вводить регулярные войска. Можно использовать куда более тонкие методы мягкой силы, публичной дипломатии, политического маркетинга — все, что можно объединить под понятием когнитивной войны.
Так и поступали наши западные партнеры на протяжении всего периода суверенного существования белорусского государства. Зерна дискредитации советского опыта и превознесение западного уклада жизни ложились в благодатную почву нашего общества, сформированного на ценностном изломе.
В то время как Запад навязывал, по сути, свою жизненную парадигму, государство изо всех сил старалось соблюдать мировоззренческий нейтралитет. Началось все со школ (отмена школьной формы), перешло в вузы (самоуправление, Болонский процесс), потом — на все сферы общественной жизни. Мы и не заметили, как образование, культура, здравоохранение из народного достояния превратились в сферы услуг. Комбайнеров, инженеров и врачей заменили новые герои — поп-дивы и бьюти-блогеры. То, что в советское время считалось отклонением от нормы (ЛГБТ, чайлдфри, психические девиации), стало возводиться в культ и тиражироваться, в том числе посредством литературы, кинематографа.
Да, сегодня в умах еще многих белорусов хаос, но события последних лет сбросили романтический флер с западных идей свободы и прав человека. И государство больше не намерено быть сторонним наблюдателем в этом процессе.
Белорусское государство, как ответственный родитель, принялось за воспитание своих граждан, применяя весь арсенал педагогических методов: убеждение, пример, поощрение, принуждение, а там, где требуется, — и наказание.Мы выбрали другой путь — самостоятельно определять стратегию своего развития и опираться на традиционные, присущие нашей культуре идеалы. Следуем простой и очевидной истине: по чужим лекалам собственного счастья не построишь.
Можно сказать и жестче:
из штанишек копирования и подражательства белорусы выросли. Мы самодостаточная нация, обладающая такой степенью независимости, которая позволяет самостоятельно решать, как жить и что делать.В современном западноцентричном мире на пальцах одной руки можно перечислить государства, имеющие внутренние силы оставаться самими собой, избегая культурного и мировоззренческого катка западной глобализации.
Мы слишком ценим и уважаем себя, чтобы размениваться на чужие ценности и идеалы. Этот внутренний стержень нужно во что бы то ни стало укрепить и сохранить. Это залог успешного будущего для нас и наших детей.
— Какой он, ценностный ген белорусского народа, без которого белорусы перестают быть белорусами? Что размывает белорусскость?
— Большую опасность таит в себе привносимый в нашу культуру извне зашкаливающий прагматизм и утилитаризм, когда нас уверяют, что хорошо и правильно то, что выгодно и интересно. Или возьмите так называемую моральную гибкость — вроде как и нельзя совершить тот или иной порицаемый поступок, но если очень хочется и к этому склоняют обстоятельства, то почему бы и нет. Я уже не говорю о стремлении к материальной наживе, которое вместе с ничем не ограниченным потребительством становится главным смыслом жизни современного человека.
Эти и многие другие квазиценности несут в себе угрозу, размывая духовные основания нашего общества. К этому нужно относиться очень серьезно.
Одновременно мы сталкиваемся с попытками подменить суть и содержание наших традиционных ценностей. В качестве примера возьмем любовь к Родине.В белорусской традиции это чувство находит свое воплощение в здоровом патриотизме, сложившемся в противовес местечковому пещерному национализму, чем грешат некоторые наши соседи, или ценностно неангажированному космополитизму, ставшему неотъемлемой чертой современного мейнстрима. Служить своему Отечеству, защищать его не за деньги, а потому что так велит совесть — настолько понятно и естественно для нас, насколько бессмысленно для человека иного культурного пространства.
Или еще один пример.
Белорусы, как никто иной, рассматривают труд не только как средство зарабатывания денег и повышения своего благополучия, но и как главную ценность, благодаря которой человек реализует себя, раскрывает свои таланты, находит свое место в обществе и, главное, ощущает свою пользу для других.— Почему до сих пор не сформулирована национальная идея?
— Хорошо, что этот вопрос будоражит умы современников. Национальная идея не создается в тиши чиновничьих кабинетов или научных лабораториях. Это эфир, воздух, которым общество дышит, но не всегда даже осознает. Не уверен, что современники Янки Купалы сразу поняли, что воззвание «Людзьмi звацца» из стихотворения «А хто там iдзе?» — это и есть их национальная идея.
На это не раз обращал внимание Глава нашего государства Александр Григорьевич Лукашенко, отмечая, что национальную идею нельзя придумать, она должна вызреть. Да и обществу, похоже, необходимо пройти определенный путь, чтобы ее выкристаллизовать.
Маяком на этом пути для всего белорусского народа является наш Президент. В своем Послании белорусскому народу и Парламенту в январе 2022 года он задал ориентир: общество просвещенных и сознательных граждан, осмысленно вовлеченных в созидание родного дома — нашей Беларуси. За каждым из этих слов стоит глубокий смысл. Наша задача — его осознать и претворить в жизнь.
— Что удалось сделать в Республике Беларусь в деле патриотического воспитания населения? И что, на ваш взгляд, еще следует предпринять?
— Можно говорить о том, что
в Беларуси в основу системы патриотического воспитания положены принципы непрерывности и преемственности. Закладываемые в самых простых и понятных формах еще в детском саду ценности и идеалы на каждой следующей ступени образования наполняются глубоким содержанием и смыслом, превращаясь в неоспоримые убеждения человека. Другими словами, взрослея, юноша или девушка постоянно убеждается в верности, силе, значимости для себя и общества формируемых ценностей — и проносит их через всю жизнь.Работа, проведенная республиканскими и местными органами власти, структурами гражданского общества за последние годы, содействовала вовлечению в процесс патриотического воспитания широкого круга субъектов: трудовых коллективов, деятелей культуры и искусства, науки, спорта, СМИ. Этому способствовало в том числе объявление 2022 года Годом исторической памяти. Нынешнего 2023‑го — Годом мира и созидания.
Вместе с тем полагаю, что многое еще нужно сделать. Воспитать гражданина-патриота — это задача не только системы образования. На нее должны работать все сферы: от культуры и спорта до торговли и промышленности, каждая в своей части. Недавно на встрече с министром антимонопольного регулирования и торговли активисты БРСМ выступили с предложением стилизовать фуд-корты в торговых центрах столицы в цветах государственной символики. Хорошая инициатива. Системность — главный принцип в создании воспитывающей среды.
Жертвенность, патриотизм, нравственность, трудолюбие — это категории, которым сложно научить. Возможно научиться самому и быть примером для других. На таких примерах и должно воспитываться общество: Герои Беларуси Михаил Высоцкий, Павел Мариев, Василий Ревяко, Андрей Ничипорчик.
Пересмотра требуют подходы к организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Думаю, ни для кого не секрет, что по мере повышения благосостояния общества и под влиянием технологий у нашей молодежи откладывается период взросления. Студенты 2020‑х уступают в своей самостоятельности студентам 1980‑х. Воспитанные социальными сетями, они порой не знают, как построить общение в реальной жизни, познакомиться с девушкой, пригласить в гости друзей. С учетом этого и должна быть организована вся воспитательная вертикаль: от куратора до ректора.
Преподаватели в конце концов должны осознать, что они не только дают знания, но и воспитывают. Если уважаемый профессор войдет в аудиторию и выскажется против государственной политики, то усилия всей системы воспитания потом будут направлены лишь на то, чтобы исправить его ошибки.— А что скажете насчет семьи и родителей?
— Прозвучит непопулярно, но, полагаю, на всех ступенях обучения следует выстраивать системную воспитательную работу с родителями. Формат родительских собраний должен внедряться не только в школе, но и в колледжах, университетах, а возможно, и в армии.
Не до конца раскрытым остается потенциал нашей пионерской организации (БРПО) и Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ). Выполнению поручения Главы государства о создании преемственности в работе данных организаций могло бы способствовать возложение на них функций по участию в воспитании учащейся и студенческой молодежи, определение их основными общественными объединениями, через которые организуется воспитательный процесс в рамках внеурочной деятельности.
Еще предстоит осмыслить роль и место других массовых общественных объединений страны. Сегодня они консолидированы, публичны в своей поддержке государства, но этого уже мало. Общественные объединения должны видеть и «лечить» болезни общества.Конечно, в одиночку Беларуси, стране с открытой экономикой и информационным пространством, с этими болезнями справиться сложно. Как можно сформировать у девочки-подростка трудолюбие и духовность, если ее из плеера «инстасамка» (она сама себя так называет) поучает: «Я раскидываю бабки направо и налево. Это моя манера — я жена миллионера». Это вопросы духовной, культурной гигиены в рамках Союзного государства.
И еще один важный вопрос — критерии оценки воспитательной работы. Это не количество проведенных мероприятий и принявших в них участие людей. Результат воспитания — это количество молодых людей, прошедших службу в армии, тех, кто готов нести службу в народном ополчении, количество заключенных и сохраненных браков, рожденных детей, это снижение преступности, наркомании и пьянства, досмотренные престарелые родители и отсутствие социальных сирот.
— Игорь Владимирович, спасибо за интервью. Напоследок самый трудный вопрос: назовите простые истины, которые должен знать каждый белорус.
— Тяжелый, кропотливый, ежедневный труд — единственный источник нашего благосостояния.
Успех каждого возможен только благодаря уже имеющимся в обществе условиям, созданным общими усилиями, причем как нынешними, так и прошлыми поколениями белорусов. Каждый гражданин, думая о себе, должен научиться думать о любимой Беларуси.