28 ноября в еврейских общинах Беларуси начнется праздник света и чуда — Ханука
12.11.2021 14:26:24
Вскоре, вечером 28 ноября, в еврейских общинах Беларуси, как и во всем мире, начнется праздник света и чуда — Ханука. В этот праздник мы вспоминаем о событиях II века до нашей эры, о победах Маккавеев, о чуде с кувшинчиком масла, которого хватило на восемь дней горения меноры, о необходимости зажигать ханукию. Мы также в память о чуде вкушаем приготовленные на масле пончики (суфганиет) и оладьи (латкес), играем в волчок (севивон) и даем детям ханукальные монеты. Каждый обычай имеет свое объяснение и желание прославить Всевышнего.
Ханука, выпадающая на холодное и темное время года, несет в себе стремление к миру, веру в справедливость, тепло и свет огней праздника, историю славы и победы. А традиция каждый день зажигать дополнительно по одной свече на восьмисвечнике — ханукие, согласно школе Гиллеля, учит нас стремиться к святости и помнить, что огни Хануки несут эту святость и их нельзя использовать в будничных целях.
Как правильно выполнить заповедь зажигания ханукальных огней и как лучше поведать о святости давно минувших дней? Эти вопросы волновали наших мудрецов Талмуда еще в III веке нашей эры. Трактат Шаббат (страницы 21б—24) Вавилонского Талмуда обсуждает все детали празднования Хануки. В то время еще не применяли ни парафиновые, ни восковые свечи и основным источником горения было оливковое масло. Знаток законов Торы, особенно в области чистоты и здоровья, глава религиозной академии, миротворец в плане межконфессионального диалога раввин Иегошуа бен Леви говорил: «Для зажигания ханукального светильника подходят все масла, а оливковое масло самое лучшее». Надо отметить, что оливковое масло и как источник горения, и как продукт питания, и как важный атрибут религиозных ритуалов использовали и используют не только евреи. Оливковая ветвь — символ ряда стран и народов. Но здесь же, в Талмуде, приводится мнение мудреца Рабба бар Нахмани, ставшего в 18 лет главой религиозной академии и прозванного за целеустремленность и особый нрав «сдвигающий горы». Он использовал для ханукального ритуала кунжутное масло, так как оно горит и сгорает не так быстро, как оливковое. Зная нрав мудреца Рабба, ученики аккуратно поведали ему о рекомендации мудреца Иегошуа, предвкушая его резкую критику. Но Рабба принял точку зрения мудреца Иегошуа. Не только потому, что огонь от оливкового масла ярче, но и по причине того, что сам Иегошуа был открыт к другим мнениям.
В жизни мы сталкиваемся с разными суждениями, в том числе и в вопросах выполнения ритуала и понятия святости. Это непростые вопросы. Ища ответы на них, мы встречаемся и с вековыми обычаями, и с авторитетными позициями. Важно изучать и понимать историю возникновения того, что для нас незыблемо, чтобы в ситуации дискуссии у нас было что обсудить, понять и что сделать чуть лучше. И пусть в вопросах ритуала и святости Всевышний дарует нам достаточно мудрости.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.
Ханука, выпадающая на холодное и темное время года, несет в себе стремление к миру, веру в справедливость, тепло и свет огней праздника, историю славы и победы. А традиция каждый день зажигать дополнительно по одной свече на восьмисвечнике — ханукие, согласно школе Гиллеля, учит нас стремиться к святости и помнить, что огни Хануки несут эту святость и их нельзя использовать в будничных целях.
Как правильно выполнить заповедь зажигания ханукальных огней и как лучше поведать о святости давно минувших дней? Эти вопросы волновали наших мудрецов Талмуда еще в III веке нашей эры. Трактат Шаббат (страницы 21б—24) Вавилонского Талмуда обсуждает все детали празднования Хануки. В то время еще не применяли ни парафиновые, ни восковые свечи и основным источником горения было оливковое масло. Знаток законов Торы, особенно в области чистоты и здоровья, глава религиозной академии, миротворец в плане межконфессионального диалога раввин Иегошуа бен Леви говорил: «Для зажигания ханукального светильника подходят все масла, а оливковое масло самое лучшее». Надо отметить, что оливковое масло и как источник горения, и как продукт питания, и как важный атрибут религиозных ритуалов использовали и используют не только евреи. Оливковая ветвь — символ ряда стран и народов. Но здесь же, в Талмуде, приводится мнение мудреца Рабба бар Нахмани, ставшего в 18 лет главой религиозной академии и прозванного за целеустремленность и особый нрав «сдвигающий горы». Он использовал для ханукального ритуала кунжутное масло, так как оно горит и сгорает не так быстро, как оливковое. Зная нрав мудреца Рабба, ученики аккуратно поведали ему о рекомендации мудреца Иегошуа, предвкушая его резкую критику. Но Рабба принял точку зрения мудреца Иегошуа. Не только потому, что огонь от оливкового масла ярче, но и по причине того, что сам Иегошуа был открыт к другим мнениям.
В жизни мы сталкиваемся с разными суждениями, в том числе и в вопросах выполнения ритуала и понятия святости. Это непростые вопросы. Ища ответы на них, мы встречаемся и с вековыми обычаями, и с авторитетными позициями. Важно изучать и понимать историю возникновения того, что для нас незыблемо, чтобы в ситуации дискуссии у нас было что обсудить, понять и что сделать чуть лучше. И пусть в вопросах ритуала и святости Всевышний дарует нам достаточно мудрости.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.