Проявил волю — получи удовольствие. И никак не наоборот
17.11.2017 07:55:05
Приятель заболел онкологией. Врачи скептически отмеряли остаток, коллеги сочувственно старались поддержать, помочь, в чем возможно. А Палыч взял себя в кулак и стал... голодать. «Пациент» с перерывом в несколько месяцев провел два 11–дневных сухих голодания. Представьте себе, ни кусочка пищи и ни капли воды за 11 дней! Посвященные в проблему друзья видели — ходил как тень, шатался от ветра. Но надо было видеть, чувствовать его глаза, в которых как в зеркале отражалось моральное удовлетворение от продвижения человека к победе! Тяжелейшие дни и часы. И каково же было удовольствие от радости жизни по окончании процесса. Особенно когда через год медики констатировали полное выздоровление. С того испытания прошло более десяти лет, но мы периодически вспоминаем волевое чудо товарища. Сегодня Палыч радуется жизни, наслаждается ею.
Есть в нас зона психологического и физического комфорта, где воля без надобности. Где можно работать без проявления сверхусилий. Но за пределами этой зоны для достижения значимых и незаурядных результатов без воли никак.
Многие мальчишки и взрослые мужчины в детстве и юности играли в футбол. Некоторые продолжают носиться за мячом и в достаточно преклонном возрасте. Игра требует больших затрат энергии, за час–полтора порой проделывается огромная работа, хотя в начале матча воля вовсе не требуется — игрок заряжен эмоционально, получает буквально-таки чувственное наслаждение от персональных и командных действий.
Но наступает момент физической усталости, зоны комфорта как ни бывало, и никакое удовольствие от игры само по себе не заставит человека бегать так, как в начале матча. Чтобы побеждать, необходимо проявлять волю, порой недюжинную. И часто выигрывает не тот, кто был в лучших физических и технических кондициях, а тот, чья команда проявила больше воли. Кто играл не только в удовольствие, но и через не могу.
Другой пример из области сплошных удовольствий — танцы. Известное выражение «танцевать до упаду», когда мужчина и женщина не нуждаются в волевой мобилизации для продолжения танцевального вечера. Потому что нравится, потому что наслаждаются атмосферой и готовы купаться в ней часами. Чувственное, эмоциональное и эстетическое желание — своего рода наркотик, позволяющий с удовольствием долго танцевать, «работать». Но и тут наступает момент, когда силы покидают, а эмоции уходят. И человек прекращает вальсировать. Обычно танцевальное действо заканчивается до выхода участников из зоны комфорта. Либо танцоры устраивают перерывы на скамеечках и в буфете — восстанавливают силы и эмоции, либо расходятся по домам. И правильно, ведь пришли–то на танцевальный вечер только за удовольствиями.
Помните оскароносную драму Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли» с культовой актрисой Джейн Фондой в главной роли? В Америке во время Великой депрессии 30–х был организован многодневный танцевальный марафон, в котором победившая пара получала приз 1.500 долларов. Не пересказывая подробно сюжет фильма, обратим внимание на радость и удовольствие первых часов марафона и огромную волю, которую приходилось проявлять молодым участникам через 5 — 10 дней практически непрерывного танца, когда все они вышли из зоны психофизического комфорта. Когда цель требовала огромной воли для продолжения работы.
Волевая работа и одновременное удовольствие от процесса ее выполнения несовместимы. Есть моральное удовлетворение (не чувственное удовольствие!) от осознания того, что делаешь, от победы над собой — что заставляешь–таки себя прыгнуть выше головы. Но сам по себе процесс удовольствия не приносит — в процессе нужно терпеть, бороться. Удовольствие придет потом, когда по окончании тяжелой работы человек расслабится и будет пожинать ее плоды.
В целом воля и удовольствие — пересекающиеся, но несовпадающие пространства. В данном контексте можно говорить о четырех ипостасях: 1) ни работы, ни удовольствия (прохлопал ушами); 2) работа без удовольствия (тянул лямку); 3) удовольствие без работы (халява); 4) работа в удовольствие (творчество).
Казалось бы, вот оно, совпадение: твори себе на счастье, инвестируй морфины в работу. Однако и тут есть серьезные возражения: как же быть с муками творчества? Искусство, известно, требует жертв. И чтобы достичь своим творчеством высоких результатов, по–любому требуются сверхусилия — физические, интеллектуальные, психические. Одним словом, волевые. Проявил волю — получи удовольствие. И никак не наоборот. И ни разу не одновременно.
А.П.
www.adam.by
Есть в нас зона психологического и физического комфорта, где воля без надобности. Где можно работать без проявления сверхусилий. Но за пределами этой зоны для достижения значимых и незаурядных результатов без воли никак.
Многие мальчишки и взрослые мужчины в детстве и юности играли в футбол. Некоторые продолжают носиться за мячом и в достаточно преклонном возрасте. Игра требует больших затрат энергии, за час–полтора порой проделывается огромная работа, хотя в начале матча воля вовсе не требуется — игрок заряжен эмоционально, получает буквально-таки чувственное наслаждение от персональных и командных действий.
Но наступает момент физической усталости, зоны комфорта как ни бывало, и никакое удовольствие от игры само по себе не заставит человека бегать так, как в начале матча. Чтобы побеждать, необходимо проявлять волю, порой недюжинную. И часто выигрывает не тот, кто был в лучших физических и технических кондициях, а тот, чья команда проявила больше воли. Кто играл не только в удовольствие, но и через не могу.
Помните оскароносную драму Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли» с культовой актрисой Джейн Фондой в главной роли? В Америке во время Великой депрессии 30–х был организован многодневный танцевальный марафон, в котором победившая пара получала приз 1.500 долларов. Не пересказывая подробно сюжет фильма, обратим внимание на радость и удовольствие первых часов марафона и огромную волю, которую приходилось проявлять молодым участникам через 5 — 10 дней практически непрерывного танца, когда все они вышли из зоны психофизического комфорта. Когда цель требовала огромной воли для продолжения работы.
Волевая работа и одновременное удовольствие от процесса ее выполнения несовместимы. Есть моральное удовлетворение (не чувственное удовольствие!) от осознания того, что делаешь, от победы над собой — что заставляешь–таки себя прыгнуть выше головы. Но сам по себе процесс удовольствия не приносит — в процессе нужно терпеть, бороться. Удовольствие придет потом, когда по окончании тяжелой работы человек расслабится и будет пожинать ее плоды.
В целом воля и удовольствие — пересекающиеся, но несовпадающие пространства. В данном контексте можно говорить о четырех ипостасях: 1) ни работы, ни удовольствия (прохлопал ушами); 2) работа без удовольствия (тянул лямку); 3) удовольствие без работы (халява); 4) работа в удовольствие (творчество).
Казалось бы, вот оно, совпадение: твори себе на счастье, инвестируй морфины в работу. Однако и тут есть серьезные возражения: как же быть с муками творчества? Искусство, известно, требует жертв. И чтобы достичь своим творчеством высоких результатов, по–любому требуются сверхусилия — физические, интеллектуальные, психические. Одним словом, волевые. Проявил волю — получи удовольствие. И никак не наоборот. И ни разу не одновременно.
А.П.
www.adam.by