Cтудия анимационных фильмов киностудии "Беларусьфильм" готовится к выпуску первого полнометражного фильма
12.07.2017 21:44:46
О достоинствах белорусских мультфильмов не спорят. На международных фестивалях анимации наши режиссеры — многолетние фавориты, за наградами едут, как иной за хлебом в гастроном выбирается, настолько предсказуем результат. Привозят домой Гран–при, дипломы, призы, но чтобы вернулись без хлеба... простите, без награды — случай исключительный. Не о чем спорить тут, словом. Правда, не потому, что сложно возражать авторитету зарубежных судей, а по причине все такой же многолетней и постоянной: увидеть новые творения белорусских аниматоров, как и раньше, почти негде.
Встретившись с Александром Ленкиным, художественным руководителем студии анимационных фильмов киностудии «Беларусьфильм», я даже не успеваю сформулировать свой вопрос до конца:
— Наши аниматоры приезжают на очередной кинофорум, получают там ожидаемую награду, возвращаются домой и...
— Делают следующие фильмы.
Действительно, пока все выглядит именно так. Хотя посмотреть, чему рукоплещет фестивальная публика, не так и сложно, для этого достаточно позвонить на студию и сообщить, когда вам будет удобно туда прийти. Белорусские мультипликаторы — люди не гордые, если свободны, всегда готовы пожертвовать часом своего времени, чтобы устроить кинопоказ.
— А чего вы удивляетесь? — переспрашивает Ленкин. — Если людям это интересно — почему нет? Приходят небольшие компании, бывает, что и целые экскурсии. Последний раз собралась группа человек из 40 взрослых. Все остались очень довольны. Мы ведь тоже заинтересованы, чтобы о нас знало как можно больше людей. Потому что действительно выпускаем довольно много продукции, и она очень хорошего качества.
«Деда» Александра Ленкина в 2011–м наградили на каждом из фестивалей, в которых он участвовал, а по итогам года официально признали одним из лучших мультфильмов мира. Но кроме его коллег, об этом никто не то что не вспомнит — даже не знает.
— Наверное, самая показательная история была с моей мамой, — продолжает режиссер. — Помню, смотрела однажды «Приключения реактивного поросенка» и не удержалась от восклицания: «Вот если бы мой сын делал такие мультфильмы!» Пошли титры — а там моя фамилия.
Родная — главная публика, для которой работают белорусские аниматоры, все еще плохо представляет, что у них происходит. Тем временем уже в августе наша студия анимационных фильмов выпустит целую партию новых проектов. И сделает еще один многообещающий шаг к своим зрителям.
Как и полвека назад, создание мультфильма — процесс небыстрый. Одна минута на экране — это более 4 тысяч рисунков. 13–минутная «анимашка» требует 8 — 9 месяцев кропотливой работы. И уложиться в этот срок не так просто — аниматоры буквально живут на студии. Ходят слухи, даже готовили петицию, чтобы им позволили работать в выходные.
— Никаких петиций не было, — возражает Александр Ленкин, хотя и подтверждает фанатизм коллег. — Добровольная работа ночью, в выходные здесь для всех обычное дело. Требования у нас достаточно высокие, сроки строгие, труд ручной. Пик популярности «тридэшного» компьютерного кино прошел, и сейчас во всем мире восстанавливается классическая рисованная анимация, обычное кукольное кино. Смотрели японского «Чебурашку и крокодила Гену» корейского производства? А знаете, что все подготовительные работы проводились в Минске? По тем же технологиям, которые использовал Роман Качанов в 1971 году, создавая своего канонического Чебурашку для советских детей. Компьютер в анимации — всего лишь инструмент, как кисточка или карандаш. И это миф, что компьютерные технологии удешевляют или ускоряют производство. Такой же, как мнение, будто современной публике нужны головокружительные спецэффекты. Главное в кино — цепляющая история. Без нее даже продолжение «Звездных войн» с многомиллионным бюджетом и армией поклонников во всем мире обречено на провал.
На очередной конкурс кинопроектов Министерства культуры студия анимационных фильмов готовит 13 новых историй. В работе на столах у аниматоров 10 мультфильмов. О приключениях картошки, тайнах океанов, белорусских мифах, современных рисках... Шесть из них должны быть завершены в ближайшие недели. Некоторые уже заявлены на фестивали. Но ждут их не только там.
К телезрителям новые белорусские мультфильмы попадают в основном с «Калыханкай». Предлагать свою мультпродукцию специализированному детскому телевидению для «Беларусьфильма» означает выход за пределы страны, ведь своих каналов для несовершеннолетней аудитории у нас нет. Вот только с «семечками» — даже с мешком коротких мультяшек на большой телевизионный рынок пробиться сложно. И кинопрокату мультсборники не особенно интересны. Не по пиратским же видео в интернете создавать себе репутацию у зрителей — украденные с фестивалей, эти кадры далеко не всегда достойного качества. А те легальные дистрибьюторы в сети, с которыми сотрудничает киностудия, — капля в море. Точнее, в мировой паутине.
Так или иначе, от создания собственной полнометражной анимации нам никуда не деться — в противном случае не выжить. Как это осуществить, здесь ломали головы давно. Нащупывая правильную дорогу, выпустили мультсериал «Приключения Нестерки» — несколько отдельных мультфильмов с одним героем. И вот теперь проверенным путем запустили целый локомотив.
Первая часть будущего часового мультфильма «Звезды седьмого неба» по сценарию Геннадия Давыдько были готовы еще в прошлом году, но до завершения работы над всем проектом их никто не увидит. Вторая часть будет сдана в августе, третья появится к декабрю. Всего их будет пять, поэтому дату премьеры полнометражной анимационной картины Елены Туровой тут пока не называют. Но скрывать свою тайну студии все сложнее: слишком много народа задействовано в этой рисованной истории. Юрий Ващук, больше известный как Тео, «Дядя Ваня» Иван Вабищевич, Светлана Залесская–Бень — Бенька из кабаре–бэнда «Серебряная свадьба», Денис Дудинский, Елена Дубровская и другие звезды нашей эстрады и «поющие» актеры. Музыку для анимационного мюзикла о том, как в мире компьютерных зомби звезды (те, которые в небе, а не на сцене) пытаются научить людей мечтать, написал Леонид Ширин. И, к слову, это не такой уж эксперимент — за 45 лет своей истории наша мультстудия выпустила не один мюзикл. «Кваку–задаваку» с «Песнярами», «Про кота Васю» — с «Верасами». Хотя, конечно, полный метр — это впервые. С ним можно и в мировой прокат, и на телеканалы.
Впрочем, пока лучше трижды сплюнуть через плечо — мало ли. Хотя звезды, похоже, действительно начали складываться в пользу нашей студии анимационных фильмов. Не так давно, увидев белорусские мультфильмы на одном из фестивалей, французская дистрибьюторская компания предложила долговременное сотрудничество с покупкой прав на прокат по территории Франции, Бельгии и Люксембурга. Подобные переговоры сейчас ведутся с Польшей. Похоже, после 40 жизнь только начинается не только у целеустремленных киногероинь.
Титулованный андерграунд
Встретившись с Александром Ленкиным, художественным руководителем студии анимационных фильмов киностудии «Беларусьфильм», я даже не успеваю сформулировать свой вопрос до конца:
— Наши аниматоры приезжают на очередной кинофорум, получают там ожидаемую награду, возвращаются домой и...
— Делают следующие фильмы.
Действительно, пока все выглядит именно так. Хотя посмотреть, чему рукоплещет фестивальная публика, не так и сложно, для этого достаточно позвонить на студию и сообщить, когда вам будет удобно туда прийти. Белорусские мультипликаторы — люди не гордые, если свободны, всегда готовы пожертвовать часом своего времени, чтобы устроить кинопоказ.
— А чего вы удивляетесь? — переспрашивает Ленкин. — Если людям это интересно — почему нет? Приходят небольшие компании, бывает, что и целые экскурсии. Последний раз собралась группа человек из 40 взрослых. Все остались очень довольны. Мы ведь тоже заинтересованы, чтобы о нас знало как можно больше людей. Потому что действительно выпускаем довольно много продукции, и она очень хорошего качества.
«Деда» Александра Ленкина в 2011–м наградили на каждом из фестивалей, в которых он участвовал, а по итогам года официально признали одним из лучших мультфильмов мира. Но кроме его коллег, об этом никто не то что не вспомнит — даже не знает.
— Наверное, самая показательная история была с моей мамой, — продолжает режиссер. — Помню, смотрела однажды «Приключения реактивного поросенка» и не удержалась от восклицания: «Вот если бы мой сын делал такие мультфильмы!» Пошли титры — а там моя фамилия.
Родная — главная публика, для которой работают белорусские аниматоры, все еще плохо представляет, что у них происходит. Тем временем уже в августе наша студия анимационных фильмов выпустит целую партию новых проектов. И сделает еще один многообещающий шаг к своим зрителям.
Компьютер vs карандаш
Как и полвека назад, создание мультфильма — процесс небыстрый. Одна минута на экране — это более 4 тысяч рисунков. 13–минутная «анимашка» требует 8 — 9 месяцев кропотливой работы. И уложиться в этот срок не так просто — аниматоры буквально живут на студии. Ходят слухи, даже готовили петицию, чтобы им позволили работать в выходные.
— Никаких петиций не было, — возражает Александр Ленкин, хотя и подтверждает фанатизм коллег. — Добровольная работа ночью, в выходные здесь для всех обычное дело. Требования у нас достаточно высокие, сроки строгие, труд ручной. Пик популярности «тридэшного» компьютерного кино прошел, и сейчас во всем мире восстанавливается классическая рисованная анимация, обычное кукольное кино. Смотрели японского «Чебурашку и крокодила Гену» корейского производства? А знаете, что все подготовительные работы проводились в Минске? По тем же технологиям, которые использовал Роман Качанов в 1971 году, создавая своего канонического Чебурашку для советских детей. Компьютер в анимации — всего лишь инструмент, как кисточка или карандаш. И это миф, что компьютерные технологии удешевляют или ускоряют производство. Такой же, как мнение, будто современной публике нужны головокружительные спецэффекты. Главное в кино — цепляющая история. Без нее даже продолжение «Звездных войн» с многомиллионным бюджетом и армией поклонников во всем мире обречено на провал.
На очередной конкурс кинопроектов Министерства культуры студия анимационных фильмов готовит 13 новых историй. В работе на столах у аниматоров 10 мультфильмов. О приключениях картошки, тайнах океанов, белорусских мифах, современных рисках... Шесть из них должны быть завершены в ближайшие недели. Некоторые уже заявлены на фестивали. Но ждут их не только там.
Споемте, друзья
К телезрителям новые белорусские мультфильмы попадают в основном с «Калыханкай». Предлагать свою мультпродукцию специализированному детскому телевидению для «Беларусьфильма» означает выход за пределы страны, ведь своих каналов для несовершеннолетней аудитории у нас нет. Вот только с «семечками» — даже с мешком коротких мультяшек на большой телевизионный рынок пробиться сложно. И кинопрокату мультсборники не особенно интересны. Не по пиратским же видео в интернете создавать себе репутацию у зрителей — украденные с фестивалей, эти кадры далеко не всегда достойного качества. А те легальные дистрибьюторы в сети, с которыми сотрудничает киностудия, — капля в море. Точнее, в мировой паутине.
Так или иначе, от создания собственной полнометражной анимации нам никуда не деться — в противном случае не выжить. Как это осуществить, здесь ломали головы давно. Нащупывая правильную дорогу, выпустили мультсериал «Приключения Нестерки» — несколько отдельных мультфильмов с одним героем. И вот теперь проверенным путем запустили целый локомотив.
Первая часть будущего часового мультфильма «Звезды седьмого неба» по сценарию Геннадия Давыдько были готовы еще в прошлом году, но до завершения работы над всем проектом их никто не увидит. Вторая часть будет сдана в августе, третья появится к декабрю. Всего их будет пять, поэтому дату премьеры полнометражной анимационной картины Елены Туровой тут пока не называют. Но скрывать свою тайну студии все сложнее: слишком много народа задействовано в этой рисованной истории. Юрий Ващук, больше известный как Тео, «Дядя Ваня» Иван Вабищевич, Светлана Залесская–Бень — Бенька из кабаре–бэнда «Серебряная свадьба», Денис Дудинский, Елена Дубровская и другие звезды нашей эстрады и «поющие» актеры. Музыку для анимационного мюзикла о том, как в мире компьютерных зомби звезды (те, которые в небе, а не на сцене) пытаются научить людей мечтать, написал Леонид Ширин. И, к слову, это не такой уж эксперимент — за 45 лет своей истории наша мультстудия выпустила не один мюзикл. «Кваку–задаваку» с «Песнярами», «Про кота Васю» — с «Верасами». Хотя, конечно, полный метр — это впервые. С ним можно и в мировой прокат, и на телеканалы.
Впрочем, пока лучше трижды сплюнуть через плечо — мало ли. Хотя звезды, похоже, действительно начали складываться в пользу нашей студии анимационных фильмов. Не так давно, увидев белорусские мультфильмы на одном из фестивалей, французская дистрибьюторская компания предложила долговременное сотрудничество с покупкой прав на прокат по территории Франции, Бельгии и Люксембурга. Подобные переговоры сейчас ведутся с Польшей. Похоже, после 40 жизнь только начинается не только у целеустремленных киногероинь.
cultura@sb.by