Молодой учитель химии об источнике подзарядки, форматах работы и о том, как привить ученикам любовь к предмету
23.03.2023 15:25:00
Диана ШЕСТАКЕВИЧ
В свои 22 Тимофей Сибирцев привык, что чаще к нему обращаются по имени-отчеству, потому при знакомстве представляется официально – Тимофеем Глебовичем. В начале нынешнего учебного года он, выпускник Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, пришел по распределению преподавать химию в среднюю школу № 21 имени Н. Ф. Гастелло Минска. Слушая, с каким трепетом молодой специалист рассказывает о своем предмете, не сомневаешься: с химией у них действительно химия.
Следуй за солнечными зайчиками
С Тимофеем встречаемся в холле школы. Пока поднимаемся на четвертый этаж в кабинет химии, молодой учитель рассказывает:– Перед выпускным курсом вуза решил, что пора полученные знания и навыки применять на практике. В 21-й школе с радостью отозвались на предложение взять студента. Так весь четвертый курс и отработал здесь, а в августе 2022-го пришел уже по распределению.
Почему выбор молодого специалиста пал именно на это учреждение образования? Тимофей называет несколько причин:
– С первого дня работы меня, тогда еще неопытного студента, отлично принял коллектив. Администрация и коллеги помогали адаптироваться, решать любые вопросы – такая поддержка очень важна. Удобное расположение: метро в пешей доступности и от дома ходит прямой транспорт. А еще у здания школы своя атмосфера. Чего только стоят витражи на окнах лестничных пролетов. В ясные дни, когда свет льется сквозь узоры на стеклах, по ступенькам бегают разноцветные солнечные зайчики – красота!
– Не случалось и дня, чтобы, проснувшись утром, подумал: как же не хочется на работу. Да, уходит много сил, физических и моральных. Но усталость, которая ощущается к концу дня, больше приятная. А еще важно найти свой источник подзарядки. У меня это музыка.
– Представьте, что вас попросили описать работу учителя каким-то музыкальным жанром. Какой бы выбрали? – интересуемся у Тимофея.
– Скорее всего, рок: драйва в нашей профессии достаточно.
Успех и его слагаемые
Тимофей приглашает пройти в кабинет и вспоминает, как робко переступал его порог на первом в карьере уроке:
– Волновался так, что, когда раздавал тетради ученикам, руки тряслись. «Будут ли слушать? Получится ли найти общий язык?» – в голове тогда роился тысяча и один вопрос. Но быстро успокоился, подумал, что педагог с дрожащими руками и голосом вряд ли заслужит уважение ребят.
Тимофей – единственный преподаватель химии в школе, поэтому ведет этот учебный предмет с 7-го по 11-й класс. Также молодой педагог организовал кружок для восьмиклашек, готовит участников олимпиады и помогает учащимся в написании исследовательских работ. И Тимофею Глебовичу уже есть чем гордиться: в прошлом году его ученик занял призовое место на городском конкурсе исследовательских работ.
За время работы Тимофей вывел для себя формулу хорошего педагога. Первое слагаемое в ней – опыт, поясняет молодой специалист:
– Получить диплом не равно стать профессионалом. Только непосредственный контакт с ребятами поможет подобрать к ним ключик. Еще одна составляющая – знания: учитель, плохо разбирающийся в предмете, не сможет качественно преподавать. Важна и методика подачи материала. Какому подростку захочется слушать сухой пересказ текста параграфа из учебника? Тем более когда в свободном доступе дешевый дофамин в виде гаджетов и интернета. Стараюсь использовать необычные подходы, например перевернутый класс. Его смысл в том, что ученики на время урока становятся учителями: готовят выступления на определенную тему и рассказывают ее товарищам.
Любовь к предмету учителя передается и детям, уверен Тимофей:
– В восьмом классе пропустил несколько тем по химии, наверстать самостоятельно не получилось. Педагог не был заинтересован в том, чтобы помочь. Двигаться дальше по программе оказалось сложно – пробел не позволял понять новый материал. На этом наши теплые отношения с химией прекратились. Вернуть интерес к предмету помог репетитор – Святослав Владимирович Куликов. Благодаря ему и решил связать жизнь с этой наукой. Кстати, тяга к химии, как и к педагогике, у меня в крови: я учитель в пятом поколении и химики в роду тоже были.
Чудеса чистой воды
В школьные годы мне было интересно, как лаборантская выглядит изнутри, так что, воспользовавшись служебным положением, попросила Тимофея провести экскурсию. Плоско- и круглодонные колбы, приборы для электролиза и мерные стаканы, воронки и пробирки – о назначении каждого предмета Тимофей Глебович готов рассказывать часами. А бонусом корреспондентам «Знаменки» провел эксперимент. Мы наблюдали, как жидкость в мерном стакане после добавления каких-то веществ стала зеленой, а после красной и, наконец, синей. Тимофей объяснил: это реакция нейтрализации в присутствии индикатора.
– Химия – крайне интересная наука. Она любит внимательных и не терпит небрежности.
– Так, получается, у вас химия с химией.
– Выходит, так. Уверен: наши дороги пересеклись всерьез и надолго.