Как в годы Великой Отечественной войны с оккупантами сражались журналисты
17.11.2023 09:36:00
Владимир БИБИКОВ
В начале Великой Отечественной войны московский драматург и писатель Константин Симонов стал военкором и получил задание прибыть в Минск. Однако смог добраться лишь до Борисова, откуда и начал свой фронтовой журналистский путь до Берлина. Его репортажи с могилевского рубежа, где стойко держали оборону советские войска, снимки десятков подбитых немецких танков, сделанные фотокорреспондентом Павлом Трошкиным, убедительно развенчивали миф о непобедимости гитлеровских орд. Вступили в непримиримое идеологическое противостояние с оккупантами и белорусские журналисты. Об их вкладе в освобождение БССР, 80‑летие которого будет отмечаться в следующем году, и Великую Победу «СОЮЗу» рассказывает историк белорусской печати, доцент факультета журналистики Белорусского госуниверситета Петр Дорощенок.
Петр Дорощенок.
— Петр Леонидович, уже на седьмой день войны пришлось оставить Минск. Не парализовало ли это деятельность прессы?
— Действительно, в первую неделю войны печать республики, особенно западных областей, сильно пострадала. Коллективы редакций и типографий республиканских и местных газет и журналов столкнулись с колоссальными трудностями при эвакуации. Многие журналисты и типографские работники были призваны в действующую армию. Однако сегодняшнему читателю, особенно молодому, привыкшему к интернету и телевидению, нужно понимать, что газета в те годы была едва ли не единственным источником достоверной информации о положении на фронтах, в тылу, в складывающейся антигитлеровской коалиции. Поэтому руководство республики приложило все силы, чтобы возобновить издание и распространение республиканских газет «Звязда» и «Советская Белоруссия». Местом их выхода временно стал Гомель, там же выпускались остросатирический плакат «Раздавим фашистскую гадину», агитационные листовки.
— Однако и Гомель пришлось оставить...
— Эшелон с белорусскими журналистами и полиграфистами двинулся в глубь России, и уже 9 октября 1941 года в городке Болхов Орловской области на белорусском языке вышел первый номер газеты «Савецкая Беларусь». Со временем она переместилась в типографию газеты «Известия» в Москве, поскольку в столице СССР разместилось и руководство Белоруссии (там она издавалась до освобождения республики в 1944‑м).
Обстановку партизанской типографии воссоздали сотрудники Кличевского краеведческого музея.
— Это ведь далеко от фронта, от набиравшего силу партизанского движения...
— Львиная доля тиража, а он составлял 50 тысяч экземпляров, предназначалась для временно оккупированной Беларуси. Задача доставки газет оказалась непростой. Тогдашний редактор «СБ» М. К. Осташов, видимо, не в полной мере ее решал, и в 1942 году газету возглавил секретарь ЦК компартии Белоруссии Тимофей Горбунов. Практически весь тираж самолетами доставлялся на партизанские аэродромы, откуда распространялся по всей республике. Газеты там зачитывали до дыр! К слову, к тому времени «Савецкая Беларусь» стала издаваться на русском и белорусском языках. В советском тылу выходили и другие газеты: «За Савецкую Беларусь» (ее редактировал писатель Михась Лыньков) и «За свабодную Беларусь» (редактором был писатель и журналист Илья Гурский). Сегодня их имена носят улицы Минска.
— Что стало главной темой прессы в этот период?
— Конечно, борьба с ненавистным врагом. Публицистические статьи и стихи классиков белорусской литературы Якуба Коласа и Янки Купалы, репортажи с фронта и из партизанских отрядов, письма бойцов и командиров поднимали народ на борьбу. Жгли врага острые фельетоны и памфлеты писателя Кузьмы Чорного — их за годы войны вышло более ста. Рассказы жителей временно оккупированной территории разоблачали так называемый новый порядок, главной целью которого было превратить Белоруссию в экономический придаток «фатерлянда», а ее население — в бесправных рабов.
— И, пожалуй, ничто так не пробуждало ненависть к врагу, как острая сатира...
— В этом смысле интересно, как появилось название плаката «Раздавим фашистскую гадину». Фактически идею заголовка предложил молодой художник Виталий Букатый — к сожалению, впоследствии юноша погиб при выполнении боевого задания. Долгое время считалось, что редактором издания был белорусский драматург Кондрат Крапива. Однако недавно выяснилось, что до 1943 года редактировал газету-плакат Михаил Чаусский, бывший директор БЕЛТА. Ярким было и сатирическое издание «Партизанская дубинка», которое возглавлял Илья Гурский. В нем публиковались известные художники Иван Ахремчик, Евгений Зайцев, Борис Ефимов. Тот самый, который сотрудничал с Кукрыниксами и за острые карикатуры на Гитлера стал его личным врагом.
— А что в это время издавалось на временно оккупированной территории?
— Патриотам-журналистам приходилось вести острейшую информационную войну с оккупантами и их приспешниками. Только на территории Белоруссии ими издавалось около ста газет, журналов и т.п. Аж из Гамбурга (!) на белорусском языке выходили пропагандистские радиопередачи. Гитлеровцы под страхом смерти приказали населению сдать радиоприемники, чтобы лишить жителей и слова правды о ситуации на фронтах. Не вышло! На улицах городов с первых недель оккупации сначала в рукописном, а затем отпечатанные разными способами появились листовки со сводками Совинформбюро.
— Интересно, кто редактировал подпольные газеты, ведь профессиональных журналистов наверняка не хватало...
— Тем не менее для многих эта работа стала определяющей на всю жизнь. Так, редактор любанской газеты «Народный мститель» Николай Достанко после войны стал заведующим кафедрой нашего факультета. Считалось, что редакторами подпольных изданий были только мужчины. Но нам удалось выяснить, что редактировали их и женщины. Елизавета Попова и Екатерина Буканова подготовили в 1943 — 1944 годах 24 выпуска газеты Барановичского ГК КПБ «За Родину» (к сожалению, их послевоенную судьбу прояснить не удалось). В Белыничах редактировала газету «Народные мстители» Зоя Черкас — известны семь подобных случаев.
Группа советских военных корреспондентов у рейхстага. Берлин, 5 мая 1945 года.
— Где же партизаны брали бумагу, типографскую краску, шрифты, оборудование? Ведь тиражи были приличными: 100, 200, 500 экземпляров...
— Приходилось использовать все, что было под рукой: ученические тетради, оберточную бумагу, канцелярские книги, обои. Партизаны снаряжали гонцов в города, чтобы в разоренных типографиях найти хоть что-то. Вместо краски использовали порой сажу. В декабре 1942 года механик Федор Пильтиенко изобрел портативную типографию — ЦК Компартии Белоруссии рассчитывал направить в партизанские зоны не менее 300 таких печатных машин.
— Расхожая фраза: к штыку приравняли перо. А бывало ли наоборот, когда журналисту приходилось брать в руки оружие?
— Редактора коллаборантской «Беларускай газэты» Владислава Козловского было решено казнить. Но как сделать это в центре Минска, где полно оккупантов и полицаев? Вызвался журналист Алесь Матусевич, знавший предателя лично, и еще один патриот. Они пробрались на квартиру Козловского, но открыл им известный своими преступлениями коллаборант Фабиан Акинчиц. Тут его и настигла партизанская кара. Не ушел от нее впоследствии и Козловский.
Традиции белорусской, российской прессы военной поры и сегодня актуальны. Ведь современным журналистам приходится противостоять попыткам переписать историю Великой Отечественной, обелить военных преступников.
sob@sb.by
Петр Дорощенок.
— Петр Леонидович, уже на седьмой день войны пришлось оставить Минск. Не парализовало ли это деятельность прессы?
— Действительно, в первую неделю войны печать республики, особенно западных областей, сильно пострадала. Коллективы редакций и типографий республиканских и местных газет и журналов столкнулись с колоссальными трудностями при эвакуации. Многие журналисты и типографские работники были призваны в действующую армию. Однако сегодняшнему читателю, особенно молодому, привыкшему к интернету и телевидению, нужно понимать, что газета в те годы была едва ли не единственным источником достоверной информации о положении на фронтах, в тылу, в складывающейся антигитлеровской коалиции. Поэтому руководство республики приложило все силы, чтобы возобновить издание и распространение республиканских газет «Звязда» и «Советская Белоруссия». Местом их выхода временно стал Гомель, там же выпускались остросатирический плакат «Раздавим фашистскую гадину», агитационные листовки.
— Однако и Гомель пришлось оставить...
— Эшелон с белорусскими журналистами и полиграфистами двинулся в глубь России, и уже 9 октября 1941 года в городке Болхов Орловской области на белорусском языке вышел первый номер газеты «Савецкая Беларусь». Со временем она переместилась в типографию газеты «Известия» в Москве, поскольку в столице СССР разместилось и руководство Белоруссии (там она издавалась до освобождения республики в 1944‑м).
Обстановку партизанской типографии воссоздали сотрудники Кличевского краеведческого музея.
— Это ведь далеко от фронта, от набиравшего силу партизанского движения...
— Львиная доля тиража, а он составлял 50 тысяч экземпляров, предназначалась для временно оккупированной Беларуси. Задача доставки газет оказалась непростой. Тогдашний редактор «СБ» М. К. Осташов, видимо, не в полной мере ее решал, и в 1942 году газету возглавил секретарь ЦК компартии Белоруссии Тимофей Горбунов. Практически весь тираж самолетами доставлялся на партизанские аэродромы, откуда распространялся по всей республике. Газеты там зачитывали до дыр! К слову, к тому времени «Савецкая Беларусь» стала издаваться на русском и белорусском языках. В советском тылу выходили и другие газеты: «За Савецкую Беларусь» (ее редактировал писатель Михась Лыньков) и «За свабодную Беларусь» (редактором был писатель и журналист Илья Гурский). Сегодня их имена носят улицы Минска.
— Что стало главной темой прессы в этот период?
— Конечно, борьба с ненавистным врагом. Публицистические статьи и стихи классиков белорусской литературы Якуба Коласа и Янки Купалы, репортажи с фронта и из партизанских отрядов, письма бойцов и командиров поднимали народ на борьбу. Жгли врага острые фельетоны и памфлеты писателя Кузьмы Чорного — их за годы войны вышло более ста. Рассказы жителей временно оккупированной территории разоблачали так называемый новый порядок, главной целью которого было превратить Белоруссию в экономический придаток «фатерлянда», а ее население — в бесправных рабов.
— И, пожалуй, ничто так не пробуждало ненависть к врагу, как острая сатира...
— В этом смысле интересно, как появилось название плаката «Раздавим фашистскую гадину». Фактически идею заголовка предложил молодой художник Виталий Букатый — к сожалению, впоследствии юноша погиб при выполнении боевого задания. Долгое время считалось, что редактором издания был белорусский драматург Кондрат Крапива. Однако недавно выяснилось, что до 1943 года редактировал газету-плакат Михаил Чаусский, бывший директор БЕЛТА. Ярким было и сатирическое издание «Партизанская дубинка», которое возглавлял Илья Гурский. В нем публиковались известные художники Иван Ахремчик, Евгений Зайцев, Борис Ефимов. Тот самый, который сотрудничал с Кукрыниксами и за острые карикатуры на Гитлера стал его личным врагом.
|
|
|
— Патриотам-журналистам приходилось вести острейшую информационную войну с оккупантами и их приспешниками. Только на территории Белоруссии ими издавалось около ста газет, журналов и т.п. Аж из Гамбурга (!) на белорусском языке выходили пропагандистские радиопередачи. Гитлеровцы под страхом смерти приказали населению сдать радиоприемники, чтобы лишить жителей и слова правды о ситуации на фронтах. Не вышло! На улицах городов с первых недель оккупации сначала в рукописном, а затем отпечатанные разными способами появились листовки со сводками Совинформбюро.
А 18 мая 1942 года вышел первый номер газеты Минского подпольного горкома компартии Беларуси газеты «Звязда». Его редактором был бывший студент Коммунистического института журналистики Владимир Омельянюк. Гитлеровцы выследили его и подло убили выстрелом в спину.
После войны патриоту присвоено звание Героя Советского Союза. Его дело продолжили минские подпольщики — всего вышло четыре номера газеты, подготовленный к печати пятый номер напечатать не удалось. А в январе 1943‑го на партизанский аэродром в Минской области самолет доставил с Большой земли довоенного редактора белорусской молодежной газеты «Чырвоная змена» Михаила Барашкова, минимальный запас бумаги, шрифтов, типографской краски. И началось издание партизанской «Звязды» уже на новом уровне. Как и молодежной газеты «Чырвоная змена». Вскоре на временно оккупированной территории Белоруссии начали издаваться девять областных и десятки районных газет — всего более 170. Плюс к этому в некоторых партизанских отрядах выходили печатные и даже рукописные боевые листки, журналы, листовки.
— Интересно, кто редактировал подпольные газеты, ведь профессиональных журналистов наверняка не хватало...
— Тем не менее для многих эта работа стала определяющей на всю жизнь. Так, редактор любанской газеты «Народный мститель» Николай Достанко после войны стал заведующим кафедрой нашего факультета. Считалось, что редакторами подпольных изданий были только мужчины. Но нам удалось выяснить, что редактировали их и женщины. Елизавета Попова и Екатерина Буканова подготовили в 1943 — 1944 годах 24 выпуска газеты Барановичского ГК КПБ «За Родину» (к сожалению, их послевоенную судьбу прояснить не удалось). В Белыничах редактировала газету «Народные мстители» Зоя Черкас — известны семь подобных случаев.
Группа советских военных корреспондентов у рейхстага. Берлин, 5 мая 1945 года.
— Где же партизаны брали бумагу, типографскую краску, шрифты, оборудование? Ведь тиражи были приличными: 100, 200, 500 экземпляров...
— Приходилось использовать все, что было под рукой: ученические тетради, оберточную бумагу, канцелярские книги, обои. Партизаны снаряжали гонцов в города, чтобы в разоренных типографиях найти хоть что-то. Вместо краски использовали порой сажу. В декабре 1942 года механик Федор Пильтиенко изобрел портативную типографию — ЦК Компартии Белоруссии рассчитывал направить в партизанские зоны не менее 300 таких печатных машин.
— Расхожая фраза: к штыку приравняли перо. А бывало ли наоборот, когда журналисту приходилось брать в руки оружие?
— Редактора коллаборантской «Беларускай газэты» Владислава Козловского было решено казнить. Но как сделать это в центре Минска, где полно оккупантов и полицаев? Вызвался журналист Алесь Матусевич, знавший предателя лично, и еще один патриот. Они пробрались на квартиру Козловского, но открыл им известный своими преступлениями коллаборант Фабиан Акинчиц. Тут его и настигла партизанская кара. Не ушел от нее впоследствии и Козловский.
Традиции белорусской, российской прессы военной поры и сегодня актуальны. Ведь современным журналистам приходится противостоять попыткам переписать историю Великой Отечественной, обелить военных преступников.
sob@sb.by