Опытные пиарщики понимают: чтобы привлечь внимание к объекту, нужно «упаковать» его в красивую обертку, добавить флера уникальности. «А поехали на водопад!» — говорят мне в Миорском районе, и звучит это предложение гораздо более заманчиво, чем на озеро, которых здесь превеликое множество. Ведь где еще в Беларуси увидишь подобное? «Замануха» — отличная, природа — наикрасивейшая, местечко — уединенное. Только особым вниманием его туристы не балуют. Не слышали? Не нравится? Не доезжают? Корреспонденты «СБ» съездили и разузнали.
Хорошо, что в путь мы отправились не одни, а со знающими провожатыми. Могли бы заблудиться. Указателей не видать, навигаторы сбиты с толку. В интернете, впрочем, если словить в этих краях нормальную связь, описаний, как добраться, полно. В какую деревню заехать, возле какого столба свернуть... Нам к тому же повезло: ведущая к природной достопримечательности гравийка была прогрейдирована, буквально накануне на водопад возили огромный автобус с четырьмя десятками организованных туристов.
— Далеко еще до водопада? Он вообще здесь? — мы уже возвращаемся к машине, которую оставили на горке, метров за двести до природной достопримечательности, а любопытные приезжие все еще пытаются пройти географический квест. Подсказываем: всего пара шагов осталось, неужели не слышите, как журчит?
Фотосессию, конечно, на водопаде можно устроить знатную. Несколько раз искупнуться в реке Вята, прямо у обрыва. Затем спуститься по ступенькам вниз и устроить себе этакий «гидромассаж». Между водопадом (высотой он, кстати, около двух метров, шириной — примерно 10) и отвесной каменной стеной есть ниша. Ныряешь туда — и можно стоять, прислонившись к стенке. Ни дать ни взять водный каскад из спа. Сами проверили! Поначалу вроде боязно, но ощущения непередаваемые. Даже порыбачить можно — клев будет. На берегу — скромная инфраструктура. Беседка для пикника под шум воды, биотуалет... Есть где поставить палатку. Но в жаркие дни здесь может быть тесно, как на одесском пляже в советские годы. Эксперты, с которыми удалось поговорить, сходятся во мнении: красиво, спору нет, только это достопримечательность не для долгого отдыха, а для свежих впечатлений. Заглянул, полюбовался, запечатлел на телефон — и езжай дальше. Осматривать храмы (всего в нескольких километрах — в агрогородке Идолта — красивейший костел), гулять по болоту Ельня, знакомиться с Дисной — самым маленьким городком страны... Агроусадьбу здесь не построишь, зону отдыха не сделаешь, хотя общепитовский ларек с хот–догами и лавка с сувенирами уж явно бы не помешали.
— Искали инвесторов, но не сложилось, — говорит о проблемах водопада
председатель Миорского райисполкома Игорь Кузнецов.
— Все, что мы можем сделать, — это размещать на всевозможных доступных нам бесплатных сайтах информацию, что это место отдыха для всех желающих. А кроме того, закрепить его за одной из работающих на территории района организаций и поддерживать в надлежащем виде. Присматривает, кстати, сейчас за ним и занимается там благоустройством совхоз «Миорский». И субботники там организовывали. Каждый год инфраструктуру обновляем полностью: делаем беседки, мангалы, раздевалки. Но за сезон, к сожалению, это все уничтожается. Следить тяжело — отдыхающие приезжают хаотично. Стыдно даже показывать... Держать специально сторожа? А на каком основании?
Да, от Минска далеко, и добираться гораздо менее удобно, нежели в Браславский край и уж тем более на лепельские озера. Да, территория расположена всего в трех километрах от границы, и до поры до времени без специального разрешения, которое нужно было предъявить пограничникам, сунуть нос сюда было чревато (некоторые, памятуя о возникавших проблемах, и сейчас не рискуют). Хотя говорить о полном отсутствии рекламы тоже нельзя. Сарафанное радио напомнит о водопаде едва ли не сразу, как только в поисковике введешь что–то вроде «необычные природные достопримечательности Беларуси». Туристические порталы писали о нем не раз, включали этот объект в маршруты выходного дня. Что, если поставить в районе вдоль оживленных республиканских дорог аншлаги с красотами родного края, заинтересовать водопадом агроусадьбы?
— На первое нужны деньги. Сегодня такой статьи в бюджете района нет. Агроусадьбы? Они друг другу конкуренты и даже ни в какой кластер объединяться не хотят. Мой клиент — и все. Никому никого не отдам, — объясняет Игорь Кузнецов.
— Может, «Интерсервис», который построил шикарный природный комплекс на территории соседних Верхнедвинского и Россонского районов, стал бы инвестором?
— Все это было сделано в те времена, когда были хорошие цены на нефть. Насколько мне известно, развиваться и приходить в другие районы они не планируют...
КОМПЕТЕНТНО
Алексей Яротов, председатель Белорусского географического общества:
— В данном случае речь все же идет о мифологизации туристического объекта. Да, для страны и ее привлекательности это выгодно. Похожих достопримечательностей, которые выглядят как естественные водопады, в Беларуси несколько. Только все они — и водопад на реке Вята в том числе — рукотворные, по сути, созданные человеком или в результате его вмешательства. В основном бывшие разрушенные и заброшенные мельницы. Такое же искусственное сооружение, например, есть в Ивьевском районе неподалеку от реки Неман. В Глушковичах (это в Лельчицком районе) водопады можно увидеть в карьере по добыче гранита, со стен которого падает грунтовая вода. Красота неописуемая — вы прямо попадаете в Скандинавию. Поблизости от деревни Налибоки спрямили реку, а она начала искать выход: образовался двухметровый котел. Были в свое время в Беларуси и водопады, созданные природой (для этого, любой географ вам расскажет, необходимо наличие кристаллических пород, подстилающих осадочный слой, наш же легко размывается и разрушается) — в районе поселка Руба в Витебской области. Но когда стали добывать там карбонаты, просто исчезли. Ближайший теперь — на реке Вента в Латвии. Шириной, к слову, около 260 метров. А вообще, достаточно много их в зоне экзарации — разрушения ледником поверхности земли.
Оксана Лагутенок, директор Миорского историко–этнографического музея:
— В начале века здесь была построена картонная фабрика. Ее возведение спонсировали тогдашние хозяева этих земель. Создали на реке Вята искусственную плотину, которая вырабатывала электричество. Но просуществовала она лишь до советских времен, потом на ее месте соорудили мельницу. По рассказам очевидцев, действовала она до 1950 — 1960–х годов. Затем появилась небольшая электростанция, которая снабжала электричеством не только ближайшие деревни, но и Миоры. Сейчас от «былой роскоши», по сути, остались лишь руины, а плотина превратилась в природную достопримечательность — водопад. С точки зрения туристической привлекательности — экспонат ценный. Его посещают гости из России, Латвии, белорусы, само собой. О нем знают, но больше негласно. Доезжают «дикарями».