В Германии разгорается скандал, связанный с исследованиями на людях воздействия дизельных выхлопов
31.01.2018 08:52:08
В Германии разгорается новый большой скандал: выяснилось, что Европейская исследовательская группа по защите окружающей среды и здоровья в транспортном секторе (EUGT) несколько лет назад проводила опыты на людях и обезьянах, в ходе которых они подвергались воздействию дизельных выхлопов. Финансирование EUGT получала от крупнейших германских автопроизводителей — компаний «Фольксваген», «Даймлер» и БМВ. Правительство поспешило заявить, что таким опытам не может быть никакого оправдания, и затребовало полную информацию об экспериментах. Представитель канцлера Штеффен Зайбер сказал: «Эти тесты на обезьянах и даже на людях не могут быть оправданы этически ни в коем случае». Партия «зеленых» потребовала призвать канцлера Меркель к ответу.
Поспешили откреститься от экспериментаторов и автопроизводители. В компании «Даймлер» заявили: «Мы потрясены масштабом исследований и их методом реализации. Мы решительно осуждаем эти эксперименты». «Фольксваген» извинился и за себя, и за того парня: «Мы признаем, что научные методы, используемые EUGT, были неправильными, и приносим за это свои искренние извинения».
Группа EUGT (в прошлом году она была ликвидирована) разработала это исследование для сбора доказательств, необходимых для того, чтобы оспорить принятое в 2012 году решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о классификации дизельных выхлопов в качестве канцерогена. Федеральный министр охраны окружающей среды Барбара Хендрикс сказала: она потрясена тем, что нашлись ученые, которые согласились такие эксперименты проводить. Нашлись. В 2014 году в лаборатории в Нью–Мексико десять помещенных в клетки обезьян дышали выхлопами автомобиля «Фольксваген Жук». Само по себе звучит неприятно, но на днях выяснилось, что выхлопами дышали не только братья наши меньшие: в течение месяца в университетской лаборатории в Аахене девятнадцать мужчин и шесть женщин каждый день по три часа подряд вдыхали токсичный оксид азота NO2 в разной концентрации (дизельные выхлопы — основной источник NO2). Немецкие СМИ сообщают, что результаты исследования были опубликованы еще в 2016 году, но скандал вызвали только сейчас.
Ссылаясь на полученные в этих экспериментах результаты (но не слишком интересуясь способом их получения), автопроизводители смело заявляли: с помощью современных технологий вред от дизельных двигателей снизился настолько, что они стали практически безопасными. Но, как выяснилось позже,
устраивающие всех показатели достигались не за счет улучшения двигателей и снижения выбросов вредных веществ, а за счет специального программного обеспечения, которое «Фольксваген» установил на своих автомобилях: оно просто улучшало цифры при тестировании. Тогда разгорелся жуткий скандал, названный «дизельгейтом», в который оказались втянуты и другие производители. «Фольксвагену» пришлось согласиться заплатить огромный штраф потребителям в США. И вот новый скандал. «Некоторые, видимо, не усвоили урок «дизельного скандала», — написал в своем Твиттере федеральный министр юстиции Хайко Мас. Видимо, да.
Проводивший эксперимент профессор Томас Краус из университетской клиники Аахена от «дизельгейта» поспешил откреститься, заявив, что его исследование проходило до него (что на самом деле не отменяет использование его результатов в качестве аргументов — И.П.) и ставило целью исследовать допустимые концентрации оксида азота на рабочем месте. К тому же, заверяет Краус, это исследование (как и любое другое подобное исследование в Германии) было одобрено университетской комиссией по этике. И еще один аргумент в свою пользу: негативных последствий для здоровья участников эксперимента не выявлено.
Не знаю, помогло ли это заявление спасти репутацию клиники в Аахене, но репутацию автопроизводителей, кажется, уже ничто не спасет. Руководитель Института экономического анализа и коммуникации в Мюнхене, бывший главный экономист БМВ Гельмут Бекер сказал, что тестирование отравляющих
газов на людях по заказу автопроизводителей особенно ужасает, учитывая прошлое Германии. Именно так. Понесет ли за это кто–то серьезную ответственность? Бекер сомневается: «Все закончится безрезультатно — к ответственности будут привлечены лишь отдельные лица, но не из высшего руководящего звена». Поиски и наказание «стрелочника» — это ведь спорт без границ. Виновным за «дизельгейт» признали бывшего менеджера «Фольксвагена» в США Оливера Шмидта. Признали и посадили. Все довольны (кроме разве что самого Оливера). Ох, не зря руководители «Фольксвагена» и «Даймлера» поспешили осудить экспериментаторов.
Но потребителям, похоже, на эти скандалы наплевать: прошлый год был рекордным для «Фольксвагена». Да и «Даймлер» с БМВ не жалуются на продажи. Немецкие автомобили по–прежнему считаются лучшими в мире. Эксперименты на людях и животных? Этика? Нет, не слышали. Вернее, не так: «Фольксваген» пообещал впредь эксперименты на животных не проводить. О людях, заметьте, ни слова.
sbchina@mail.ru
Поспешили откреститься от экспериментаторов и автопроизводители. В компании «Даймлер» заявили: «Мы потрясены масштабом исследований и их методом реализации. Мы решительно осуждаем эти эксперименты». «Фольксваген» извинился и за себя, и за того парня: «Мы признаем, что научные методы, используемые EUGT, были неправильными, и приносим за это свои искренние извинения».
Ссылаясь на полученные в этих экспериментах результаты (но не слишком интересуясь способом их получения), автопроизводители смело заявляли: с помощью современных технологий вред от дизельных двигателей снизился настолько, что они стали практически безопасными. Но, как выяснилось позже,
Проводивший эксперимент профессор Томас Краус из университетской клиники Аахена от «дизельгейта» поспешил откреститься, заявив, что его исследование проходило до него (что на самом деле не отменяет использование его результатов в качестве аргументов — И.П.) и ставило целью исследовать допустимые концентрации оксида азота на рабочем месте. К тому же, заверяет Краус, это исследование (как и любое другое подобное исследование в Германии) было одобрено университетской комиссией по этике. И еще один аргумент в свою пользу: негативных последствий для здоровья участников эксперимента не выявлено.
Не знаю, помогло ли это заявление спасти репутацию клиники в Аахене, но репутацию автопроизводителей, кажется, уже ничто не спасет. Руководитель Института экономического анализа и коммуникации в Мюнхене, бывший главный экономист БМВ Гельмут Бекер сказал, что тестирование отравляющих
Но потребителям, похоже, на эти скандалы наплевать: прошлый год был рекордным для «Фольксвагена». Да и «Даймлер» с БМВ не жалуются на продажи. Немецкие автомобили по–прежнему считаются лучшими в мире. Эксперименты на людях и животных? Этика? Нет, не слышали. Вернее, не так: «Фольксваген» пообещал впредь эксперименты на животных не проводить. О людях, заметьте, ни слова.
sbchina@mail.ru