Система межведомственного сотрудничества в проведении внешней политики доказывает свою работоспособность
03.12.2024 08:20:00
Вадим ГИГИН
С уверенностью можно констатировать растущую динамику внешней политики Республики Беларусь. Наша страна выходит на новые международные рубежи. Отрадно, что это уже не отдельные прорывы, а последовательная и системная работа, включающая в себя несколько уровней.
Перед началом визита Президента в Пакистан.
Безусловно, внимание привлек недавний очень продуктивный, хотя и непродолжительный визит Президента Александра Лукашенко в Пакистан. Однако не только этот факт подтверждает устойчивость, а главное, успешность внешнеполитического курса. Приведем конкретный пример.
Мы специально выбрали в качестве примера такое географически удаленное государство Юго‑Восточной Азии для демонстрации того, что в современном мире нет далеких и неизвестных уголков.
То есть мы наблюдаем полноценную реализацию многовекторной стратегии отечественной внешней политики. В белорусском подходе используется комплексный метод, когда непосредственное участие в достижении успеха в каком‑либо регионе планеты или же в отдельно взятой стране является общей задачей для различных ведомств, предприятий и даже общественных организаций.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.
Перед началом визита Президента в Пакистан.
Безусловно, внимание привлек недавний очень продуктивный, хотя и непродолжительный визит Президента Александра Лукашенко в Пакистан. Однако не только этот факт подтверждает устойчивость, а главное, успешность внешнеполитического курса. Приведем конкретный пример.
2 декабря Глава белорусского государства в своем поздравлении, направленном лаосскому коллеге Тхонглуну Сисулиту в связи с Днем провозглашения Республики, отметил, что «Минск и Вьентьян заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества и практической реализации значительного экономического потенциала белорусско‑лаосских связей». И это не просто слова из лексикона дипломатической вежливости.Недавно оба лидера встречались на саммите БРИКС, который проходил 22 — 24 октября в Казани. Тогда состоялся конструктивный обмен мнениями по стратегическим направлениям. А буквально накануне саммита Лаос посетила белорусская парламентская делегация во главе с председателем Палаты представителей Национального собрания Игорем Сергеенко. Парламентарии участвовали в заседании Межпарламентской ассамблеи АСЕАН, а также встретились с руководством Лаоса. В данный момент мы наблюдаем активизацию отношений с этой страной. Уже в скором времени ожидается заседание межправительственной комиссии, которая не собиралась семь лет. На нем планируется обсудить конкретную программу торгово‑экономического взаимодействия, в частности, в сфере использования природных ресурсов.
Мы специально выбрали в качестве примера такое географически удаленное государство Юго‑Восточной Азии для демонстрации того, что в современном мире нет далеких и неизвестных уголков.
Наш Президент постоянно подчеркивает, что нужно идти со своими предложениями ко всем странам, открытым для сотрудничества, а дорогу осилит идущий.
Эффект многовекторности
Эту аксиому подтвердил в недавнем интервью телеканалу «Беларусь 1» Премьер‑министр Роман Головченко. По его данным, белорусский экспорт вырос по сравнению с показателем 2020 года в 5,5 раза. Важной задачей была и остается переориентация рынков. Если Евросоюз и Украина пошли по пути незаконных санкций, то мы ищем новых, более надежных партнеров. И за прошедший период удалось не только заместить утраченный экспорт в недружественные страны, но и нарастить показатели. Сейчас доля дальней дуги в общем объеме экспорта выросла с 11 процентов до 20, хотя и с европейского рынка Беларусь не собирается уходить.То есть мы наблюдаем полноценную реализацию многовекторной стратегии отечественной внешней политики. В белорусском подходе используется комплексный метод, когда непосредственное участие в достижении успеха в каком‑либо регионе планеты или же в отдельно взятой стране является общей задачей для различных ведомств, предприятий и даже общественных организаций.
Президент как верховный руководитель всей внешней политики выступает в качестве локомотива продвижения национальных интересов на международной арене.Правительство координирует усилия различных министерств и местных властей. МИД является настоящим штабом, который определяет приоритетные направления и через посольства осуществляет системную работу за рубежом. Парламент не только ограничивается законодательным сопровождением, но и включается в различного рода дипломатические усилия. Предприятия и организации должны непосредственно выстраивать взаимодействие со своими иностранными партнерами.
Образцовые отношения
Только такая последовательная работа может принести успех. И мы видим уже реальные результаты. 2 декабря Александр Лукашенко поздравил Президента Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда бен Заида аль-Нахайяна с национальным праздником — Днем создания федерации. Отношения Беларуси с этим государством могут считаться образцовыми. Регулярно проходят встречи и переговоры как руководителей двух стран, так и министров, предпринимателей, деятелей культуры. Экономический результат не заставляет себя ждать.Достаточно сказать, что за 2023 год объем торгового оборота ненефтяными товарами между двумя странами превысил уровень 2022‑го в пять раз. Беларусь играет заметную роль в реализации одной из первоочередных целей ОАЭ — достижении продовольственной безопасности.Таким образом, за последние несколько лет в нашей стране выстроилась система межведомственного сотрудничества в проведении внешней политики. Она демонстрирует свою работоспособность. А это, в свою очередь, привлекает зарубежных партнеров, поскольку Беларусь на практике доказывает свою надежность.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.