Педагог-психолог о воспитании усидчивости и интереса к учебе
24.08.2024 21:16:00
Алена ЯСКО
Педагог‑психолог из Березы Елена КОЗЕКА оказывает психологическую помощь детям с особенностями в развитии, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поддерживает и обучает родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, проводит семинары для педагогов, помогая им найти подход к особенным детям. Несмотря на то что диагноз СДВГ ставится еще в дошкольном возрасте, именно в первом классе наиболее остро возникают проблемы, связанные с такой особенностью. Говорят, что в последнее время таких детей стало больше. Чем могут помочь в нелегкой ситуации адаптации к школьной жизни такому малышу родители, педагоги и другие школьники, мы узнали у специалиста.
— Елена Михайловна, довольно типичные черты ребенка с СДВГ — неусидчивость и непослушность. С чего посоветуете начать родителю, который столкнулся с этой проблемой?
— Как правило, признаки повышенной активности у ребенка родители могут наблюдать уже в раннем возрасте. Взрывы эмоций, неуправляемое поведение, неусидчивость, импульсивность, приступы агрессии на ровном месте — это сигнал просьбы о помощи. В решении таких проблем следует обратиться к педагогу‑психологу учреждения, где обучается или воспитывается ребенок. Из опыта могу сказать, что родитель приходит за помощью обессиленным и истощенным от постоянных нареканий в детском саду и школе. Отсутствие понимания и доверия между родителем и педагогом усугубляет проблемы. Градус напряжения падает, когда внимание фокусируется на проблемах ребенка, а не на выяснении отношений. Вначале специалистам важно понять, действительно ли подтверждается статус гиперактивности или это непослушание — издержка неправильного воспитания. Для постановки точного диагноза нужна консультация детского психиатра или невролога. Важно понимать, что гиперактивность — это нейроповеденческое расстройство, часто связанное с поражением центральной нервной системы. Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, то ему необходима комплексная помощь с привлечением к коррекционной работе всех специалистов: педагогов, в том числе психолога (нейропсихолога), медиков, сверстников и, конечно же, самих родителей.
— Какую линию поведения выбрать родителю, чтобы помочь трудному чаду?
— Самое лучшее ребенку дают родители. Через свою любовь, принятие на глубинном уровне они закладывают фундамент счастливой жизни. Родитель должен быть не только лояльным, но и требовательным. Необходимо уметь задавать рамки дозволенного поведения и удерживать контроль. Кроме того, нужно, чтобы и папа, и мама придерживались единства требований. Если что‑то под запретом у одного, другой родитель не должен давать на это разрешение. Такие дети испытывают дефицит поддержки. Они очень нуждаются в эмоциональной подпитке. В общении с таким первоклассником очень хорошо работает правило кулика, который хвалит свое болото. Озвучивайте успехи своего ребенка, хвалите не только за результаты, но и за усилия. Предположим, он приносит и показывает маме выполненное задание. Сначала похвалите ребенка за старание, потом укажите на ошибки, а затем поддержите верой в успех. Как правило, малышей с СДВГ часто ругают, одергивают, а хвалить вроде бы и не за что. Если положить их на весы, то чаша с упреками и негативом у них явно перевесит чашу одобрения. Для удержания баланса похвала должна превосходить негативные замечания в соотношении 3:1. На каждое критическое высказывание нужно найти три повода для похвалы: быстро сделал уроки, сам вымыл посуду, помог маме с приготовлением ужина. Важно подмечать хорошее и подчеркивать сильные стороны своего ребенка, потому как похвала в присутствии других людей чудодейственным образом воздействует на его поведение.
— Можете привести примеры, чтобы облегчить состояние младшего члена семьи и его истерики?
— На проявление истерик у ребенка влияет реакция родителей на его нежелательное поведение. Безэмоциональность — это тот инструмент, который позволяет родителям погасить проблемное поведение ребенка. Проявление агрессии у таких детей часто обусловлено отсутствием самоконтроля. Настольные командные игры учат ребенка соблюдать правила, ждать своей очереди, справляться с эмоциями при проигрыше. Малышу с СДВГ нужно придумать способы приемлемого выхода избыточного напряжения и негативных эмоций. К примеру, построил замок из песка — и разрушил его, разорвал газету на мелкие клочки, поколотил подушку. Можно сделать «Баночку для крика»: пусть кричит в нее, избавляясь от негативных эмоций. Для тренировки дисциплины и воли, расходования избыточной двигательной активности полезны спортивные секции (бассейн, теннис, бег). Нужно найти занятие, чтобы ребенок стал успешным в какой‑то другой сфере деятельности помимо учебы.
— Нередко дети с СДВГ не могут научиться полноценно читать и писать — сталкиваются с дисграфией и дислексией. Может быть, они недопонимают информацию из‑за особенностей нервной системы? Что в такой ситуации мама может ответить и предложить педагогу?
— Из‑за дисфункции головного мозга у ребенка с СДВГ может быть искажено восприятие букв и цифр, что вызывает проблемы с чтением и письмом. В таких случаях рекомендуются занятия с учителем‑дефектологом на пункте коррекционно‑педагогической помощи в школе. Своим поведением на уроке ребенок с гиперактивностью может поставить в замешательство и тупик любого педагога. Стандартные методы с ним не работают. Учителю приходится менять свои привычные педагогические подходы и подстраиваться под потребности ребенка. Так действовать готов не каждый педагог, это очень энергозатратно, одному с этим не справиться, поэтому родителям нужно стать его помощниками. Зная продуктивное время работы своего ребенка, можно попросить учителя спрашивать его на уроке в первые 10 минут, а через определенный интервал времени переключать внимание на общественные поручения. Не акцентировать внимание на неудачах, поскольку это может спровоцировать нежелательное поведение. Такому ученику действительно трудно вписаться в рамки установленных правил, поэтому нужно помочь ему адаптироваться.
— В чем заключается эта помощь?
— Мы применяем комплексный подход. Нельзя игнорировать помощь врача‑психиатра, который индивидуально подбирает медикаментозную терапию. А мы осуществляем психолого‑педагогическую коррекцию: учим ребенка контролировать свои действия, работаем над ослабленными функциями внимания, формируем навыки общения, чтобы он умел доносить до других свои мысли, а не добивался желаемого криком и истериками. Подключаем к совместной работе и его сверстников.
Очень важно в классе проводить «Уроки добра», где учитель задает ориентиры толерантного и понимающего отношения к особенностям друг друга, учит помогать и оказывать так называемое социальное шефство.
Если педагог и родители умеют договариваться, сидят в одной лодке, гребут в одну сторону, то прогноз решения проблем будет положительным.
5 лайфхаков для обучения детей с СДВГ
1. При проведении контрольных срезов ученику с гиперактивностью не нужно давать сразу весь тест с пятью задачами, лучше каждое задание дать на отдельном листке. Когда вопросов сразу слишком много, он не может сконцентрироваться на главном.
2. Посадить за парту ближе к учителю. Так внимание ребенка меньше рассеивается на внешние раздражители, а учителю легче управлять его поведением.
3. Можно заранее договориться: каждые 15 минут такой школьник встает, выходит из класса, проходит вперед‑назад по коридору и возвращается в класс. Так поддерживается его продуктивность в течение урока.
4. Для выполнения домашних заданий нужна «обедненная» среда: лишние предметы и яркие краски только отвлекают от дела.
5. Визуальные подсказки помогают в самоорганизации ребенка, делают учебную деятельность более понятной и предсказуемой. Помогают понять, к примеру, что сейчас 10 минут мы будем учиться, прикладывать усилия, а затем тебя ждет награда (можно поиграть). Контролировать время выполнения уроков можно с помощью таймера. Большинство людей с гиперактивностью отличаются такими качествами, как харизма, неиссякаемая энергия, гибкость ума, благожелательное чувство юмора. Благодаря поддержке окружающих они смогут добиться больших успехов в жизни.
Фото Алексея МАТЮША и из архива героини