Домашняя утварь и продукты из супермаркета. Гомельская фотохудожница создает натюрморты в духе XVII века
07.09.2023 12:43:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Возьмите рыбку из супермаркета, разделочную доску, отрез ткани – и создайте из этого натюрморт в духе XVII века. Спойлер: получится не у всякого. Фотохудожница из Гомеля Янина Черпухина-Андреева знает главный секрет: чтобы снимок ожил и заворожил зрителя, за ним должен стоять интересный сюжет. А еще она рассказала, зачем встает в 03:40, мокнет в холодной воде и куда делся карп с ее натюрморта.
– У нас дома было очень много книг об искусстве, живописи. Я листала эти альбомы с замечательной полиграфией и думала, насколько это красиво, какие потрясающие цвета, краски, тени, как художник на картине создает целый мир. На картинах грозовые облака сменялись солнцем. Казалось, еще секунда – и все начнет двигаться, оживать. Я была в восторге от того, что на абсолютно пустом белом листе можно создать кусочек собственной реальности.
Яна продолжила рисовать и после переезда в Гомель, но победила страсть к литературе. Девушка добавила к филологическому образованию обучение по специальности «коммуникация в сфере общественных связей», стажировку по искусству фотографии в Белорусской государственной академии искусств, занялась дизайном и рекламой. Но тяга к созданию собственной реальности никуда не делась, только вместо холста и красок Янина выбрала объектив и карту памяти:
– Оказалась в нужное время в нужном месте. Я заядлая велосипедистка, кататься люблю рано утром. Был август, очень холодно, солнце всходило над рекой через туман. Когда я увидела этот розовый струящийся свет, огромный шар, залитое неземными красками пространство, в котором сложно понять, где заканчивается вода и начинается берег, просто начала снимать. Мне показалось этого мало, в следующие три дня я ходила на этот рассвет как на работу.
– Пара птиц прилетела на Сож в феврале. Опустились на лед. Лебедь, желавшая ополоснуться с дороги, в недоумении замерла. Ее спутник, как истинный джентльмен, продолбил клювом лунку, чтобы у нее был доступ к воде. Я наблюдала за ними месяцами. Когда перед Днем защиты детей вылупились птенцы, очень за них порадовалась.
Через год новое увлечение позволило организовать маленькую, но душевную персональную выставку. Еще через год жители Гомеля смогли полюбоваться новым направлением в фотохудожественном творчестве Янины Черпухиной-Андреевой – натюрмортами. Она тщательно изучала историю натюрморта в изобразительном искусстве, технику построения композиции и работу со светом. А потом начала создавать работы в духе голландских и фламандских живописцев с ноткой белорусской школы натюрморта. Никаких дорогущих декораций и музейных реликвий, только доступная домашняя утварь и продукты из ближайшего супермаркета, но остается ощущение, что над иными сюжетами пару месяцев корпел с кистью в руках какой-нибудь средневековый живописец.
– В натюрморте любой предмет неслучаен, каждый несет смысловую нагрузку. Я все время продумываю, каким мог быть хозяин этих вещей, сколько ему лет, чем он занимается, где живет.
Студии у фотохудожницы нет. Для съемок Янина отвела кусочек лоджии, сама сколотила стол из грубых досок, чтобы создать нужный антураж. Перед каждым новым сюжетом вооружается наждаком, шпатлевкой, краской и создает из стены подходящий по тону и фактуре задник, задавая на нем светотени. А потом фотохудожница начинает творить:
– Для натюрмортов банкетной тематики покупаю продукты в супермаркете возле дома. Пока лента на кассе едет, я их раскладываю, пытаясь подобрать композицию. Кассир говорит: «Красиво. Пробиваем или смотрим?»
Репа, лук, дольки чеснока, свежий хлеб, груши на одном «полотне» рассказывают общую историю. Для прилавка рыбного рынка понадобилась салака и живой карп, которого только-только выловили из магазинного аквариума. Рыбину Яна держала на льду: специально замораживала воду в пакете, а потом колола так, чтобы кусочки были неодинаковой формы – ну не было у средневекового продавца пластиковых формочек. Кстати, зоозащитники фотохудожницей были бы довольны:
– Карпа я реанимировала! Снимок сделала быстро, а затем поместила рыбину в ведерко, она там стала бодро плавать, а потом была отправлена в ближайшее озеро. Надеюсь, карп не стал жертвой наших рыбаков!
Семейное столовое серебро, глиняный кувшин, купленный мамой и бабушкой полвека назад в турпоездке, ракушки с моря, кадушка, приобретенная у бондаря, деревянные ложки и доски с кухни – все это можно найти в фотонатюрмортах. Драпировку Янина покупает в магазине тканей. Однажды экстренно делала вышивку на салфетке, потому что она просто «просилась» в определенный угол композиции. Если нужны свежие колокольчики, фотомастер садится на велосипед, берет корзину, в которую ставит ведро с водой, и крутит педали на ближайшее поле. В одной из картин задействован кот Яны Шкипер, который играет роль хитрого питомца, наслаждающегося близостью рыбных продуктов. Причем он сам выбрал себе теплое место на столе, был накормлен и терпеливо перенес все тяготы фотосессии.
Этим, наверное, фотонатюрморты и прельстили Янину. Здесь все настоящее. Если по сюжету нужна бабочка, ее не рисуют, ее привозят с луга и слезно просят попозировать. Фотохудожница уверена:
– Никакого сверхбюджета и трудоемких декораций на это не нужно. Есть натюрморты, которые люди создают из пяти стручков гороха, и это работы с огромным рейтингом. Главное то, какую историю ты хочешь рассказать.
valchenko@sb.by
Фото из архива Янины Черпухиной-Андреевой.
На рассвет как на работу
Художником Янина хотела стать с самого детства. Родилась и до 12 лет жила в городе Североморске Мурманской области России. Здесь же она получила образование в художественной школе-студии городского Дворца офицеров:– У нас дома было очень много книг об искусстве, живописи. Я листала эти альбомы с замечательной полиграфией и думала, насколько это красиво, какие потрясающие цвета, краски, тени, как художник на картине создает целый мир. На картинах грозовые облака сменялись солнцем. Казалось, еще секунда – и все начнет двигаться, оживать. Я была в восторге от того, что на абсолютно пустом белом листе можно создать кусочек собственной реальности.
Яна продолжила рисовать и после переезда в Гомель, но победила страсть к литературе. Девушка добавила к филологическому образованию обучение по специальности «коммуникация в сфере общественных связей», стажировку по искусству фотографии в Белорусской государственной академии искусств, занялась дизайном и рекламой. Но тяга к созданию собственной реальности никуда не делась, только вместо холста и красок Янина выбрала объектив и карту памяти:
– Оказалась в нужное время в нужном месте. Я заядлая велосипедистка, кататься люблю рано утром. Был август, очень холодно, солнце всходило над рекой через туман. Когда я увидела этот розовый струящийся свет, огромный шар, залитое неземными красками пространство, в котором сложно понять, где заканчивается вода и начинается берег, просто начала снимать. Мне показалось этого мало, в следующие три дня я ходила на этот рассвет как на работу.
Лебеди и Сож
Янина уверена: белорусская природа похожа на сказку, ее красоту нужно запечатлевать и делиться ею с окружающим миром. Она вставала в 03:40, чтобы не пропустить ни единого лучика света, ни одного художественного взмаха крыла птицы и даже медленно-величавого ползания улитки. По полчаса проводила в холодном Соже, чтобы поймать момент раскрытия кувшинки, а с семьей диких лебедей практически породнилась:– Пара птиц прилетела на Сож в феврале. Опустились на лед. Лебедь, желавшая ополоснуться с дороги, в недоумении замерла. Ее спутник, как истинный джентльмен, продолбил клювом лунку, чтобы у нее был доступ к воде. Я наблюдала за ними месяцами. Когда перед Днем защиты детей вылупились птенцы, очень за них порадовалась.
Через год новое увлечение позволило организовать маленькую, но душевную персональную выставку. Еще через год жители Гомеля смогли полюбоваться новым направлением в фотохудожественном творчестве Янины Черпухиной-Андреевой – натюрмортами. Она тщательно изучала историю натюрморта в изобразительном искусстве, технику построения композиции и работу со светом. А потом начала создавать работы в духе голландских и фламандских живописцев с ноткой белорусской школы натюрморта. Никаких дорогущих декораций и музейных реликвий, только доступная домашняя утварь и продукты из ближайшего супермаркета, но остается ощущение, что над иными сюжетами пару месяцев корпел с кистью в руках какой-нибудь средневековый живописец.
Карп ожил
Будущая работа всегда начинается с истории, раскрывает секрет Янина:– В натюрморте любой предмет неслучаен, каждый несет смысловую нагрузку. Я все время продумываю, каким мог быть хозяин этих вещей, сколько ему лет, чем он занимается, где живет.
Студии у фотохудожницы нет. Для съемок Янина отвела кусочек лоджии, сама сколотила стол из грубых досок, чтобы создать нужный антураж. Перед каждым новым сюжетом вооружается наждаком, шпатлевкой, краской и создает из стены подходящий по тону и фактуре задник, задавая на нем светотени. А потом фотохудожница начинает творить:
– Для натюрмортов банкетной тематики покупаю продукты в супермаркете возле дома. Пока лента на кассе едет, я их раскладываю, пытаясь подобрать композицию. Кассир говорит: «Красиво. Пробиваем или смотрим?»
Репа, лук, дольки чеснока, свежий хлеб, груши на одном «полотне» рассказывают общую историю. Для прилавка рыбного рынка понадобилась салака и живой карп, которого только-только выловили из магазинного аквариума. Рыбину Яна держала на льду: специально замораживала воду в пакете, а потом колола так, чтобы кусочки были неодинаковой формы – ну не было у средневекового продавца пластиковых формочек. Кстати, зоозащитники фотохудожницей были бы довольны:
– Карпа я реанимировала! Снимок сделала быстро, а затем поместила рыбину в ведерко, она там стала бодро плавать, а потом была отправлена в ближайшее озеро. Надеюсь, карп не стал жертвой наших рыбаков!
Семейное столовое серебро, глиняный кувшин, купленный мамой и бабушкой полвека назад в турпоездке, ракушки с моря, кадушка, приобретенная у бондаря, деревянные ложки и доски с кухни – все это можно найти в фотонатюрмортах. Драпировку Янина покупает в магазине тканей. Однажды экстренно делала вышивку на салфетке, потому что она просто «просилась» в определенный угол композиции. Если нужны свежие колокольчики, фотомастер садится на велосипед, берет корзину, в которую ставит ведро с водой, и крутит педали на ближайшее поле. В одной из картин задействован кот Яны Шкипер, который играет роль хитрого питомца, наслаждающегося близостью рыбных продуктов. Причем он сам выбрал себе теплое место на столе, был накормлен и терпеливо перенес все тяготы фотосессии.
Этим, наверное, фотонатюрморты и прельстили Янину. Здесь все настоящее. Если по сюжету нужна бабочка, ее не рисуют, ее привозят с луга и слезно просят попозировать. Фотохудожница уверена:
– Никакого сверхбюджета и трудоемких декораций на это не нужно. Есть натюрморты, которые люди создают из пяти стручков гороха, и это работы с огромным рейтингом. Главное то, какую историю ты хочешь рассказать.
valchenko@sb.by
Фото из архива Янины Черпухиной-Андреевой.