Национальная безопасность — дело общенародное
18.01.2024 07:15:00
Вадим ГИГИН
В основе отечественного понимания стратегии обеспечения национальной безопасности лежит сотрудничество государства, общества и гражданина
Заседание Совета Безопасности в нашей стране никогда не бывает рядовым мероприятием. И не только потому, что на него собираются люди с большими генеральскими погонами. В компетенции этого коллегиального органа — принятие ключевых решений по обеспечению безопасности государства и граждан. В минувший вторник на обсуждение в Совбез были вынесены документы, которые призваны во многом определить направление развития страны на долгие годы вперед.
Концепция прошла широкое общественное обсуждение, экспертиза включала не одну научную конференцию. На ежемесячные дни информирования в качестве основных тем для разъяснения гражданам выносились отдельные сферы национальной безопасности.
И все же Военная доктрина — особый документ. Это не инструкция и не устав. Ее текст содержит задачи политические и военные. А цель едина — обеспечить высокий уровень обороноспособности нашей страны. Требования времени сейчас предельно высоки. Президент Республики Беларусь с сожалением констатировал: «Военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений».
Потому в новом варианте доктрины обозначены источники военных угроз нашей стране. Очевидно, что агрессивная политика блока НАТО, гегемонистские устремления США, авантюристический и безответственный курс, проводимый киевским режимом, шовинизм официальной Варшавы никак не способствуют улучшению взаимопонимания между народами.
Учитывает текст доктрины и расширение средств ведения активной обороны в случае агрессии. Речь прежде всего о тактическом ядерном оружии, которое уже размещено в Беларуси. Его появление стало важнейшим фактором сдерживания потенциального агрессора. Это позволяет нам без серьезного увеличения военного бюджета существенно нарастить свой военный потенциал.
После совещания у Президента и в Военную доктрину, и в Концепцию национальной безопасности будут внесены некоторые правки. И только затем проекты поступят во вновь сформированное Всебелорусское народное собрание.
Многие зарубежные эксперты отмечают важную особенность реагирования высшего руководства Беларуси на тревожное развитие ситуации в мире. В Минске действуют на опережение. В этом контексте следует рассматривать и состоявшееся обсуждение важнейших военно-политических документов у Главы государства. И в этом также залог сохранения мира на нашей земле. Ведь холодный рассудок и трезвый расчет всегда являются залогом успеха.
Заседание Совета Безопасности в нашей стране никогда не бывает рядовым мероприятием. И не только потому, что на него собираются люди с большими генеральскими погонами. В компетенции этого коллегиального органа — принятие ключевых решений по обеспечению безопасности государства и граждан. В минувший вторник на обсуждение в Совбез были вынесены документы, которые призваны во многом определить направление развития страны на долгие годы вперед.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— К сожалению, мы вернулись во времена, когда военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений… Обеспечение национальной безопасности — это наша общая задача. Каждого гражданина Беларуси.
На заседании Совета Безопасности, 16 января 2024 года.
— К сожалению, мы вернулись во времена, когда военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений… Обеспечение национальной безопасности — это наша общая задача. Каждого гражданина Беларуси.
На заседании Совета Безопасности, 16 января 2024 года.
Масштабные тенденции
В центре обсуждения оказались Концепция национальной безопасности и Военная доктрина. Здесь стоит приподнять завесу над их подготовкой. И сотрудники Государственного секретариата Совбеза, и все причастные готовились к состоявшемуся совещанию давно. Хотя слово «завеса» в данном случае не совсем точное.Концепция прошла широкое общественное обсуждение, экспертиза включала не одну научную конференцию. На ежемесячные дни информирования в качестве основных тем для разъяснения гражданам выносились отдельные сферы национальной безопасности.
Масштаб сравним разве что со всенародным обсуждением проекта Конституции накануне референдума в феврале 2022 года. Концепции и доктрине также предстоит еще один экзаменационный этап, завершающий — утверждение Всебелорусским народным собранием.В этом, кстати, проявление новых тенденций отечественной политической системы, в которой большие полномочия переданы высшему органу народного представительства.
И все же Военная доктрина — особый документ. Это не инструкция и не устав. Ее текст содержит задачи политические и военные. А цель едина — обеспечить высокий уровень обороноспособности нашей страны. Требования времени сейчас предельно высоки. Президент Республики Беларусь с сожалением констатировал: «Военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений».
Мы, белорусы — мирные люди
Несмотря на все вызовы современности, наша страна по-прежнему остается миролюбивой. Это подчеркивается и в обновленной Военной доктрине. В этом заключается главный принцип нашей внешней политики.Вооруженные Силы должны находиться в таком состоянии, чтобы у возможного противника даже мысли не возникло о нападении на Беларусь. Оппоненты в качестве упрека зачастую приводят тезис о том, что трудно судить о качестве подготовки белорусских военнослужащих, поскольку они нигде не воевали. Так ведь это уже само по себе большое достижение!
В наше время, когда военные конфликты полыхают у самого порога, удержаться от втягивания в войну — проявление не только политического мастерства, но и военного искусства.Вместе с тем корректировки нужны. В Беларуси долго избегали того, чтобы конкретно обозначить, откуда для нас исходит угроза. Это даже часть нашего национального характера: не обострять, стремиться сгладить углы. Однако в нынешней обстановке, когда вокруг уже не просто бряцают оружием, а полыхает война, дальнейшее избежание определенности означало бы только уход от реальности.
Потому в новом варианте доктрины обозначены источники военных угроз нашей стране. Очевидно, что агрессивная политика блока НАТО, гегемонистские устремления США, авантюристический и безответственный курс, проводимый киевским режимом, шовинизм официальной Варшавы никак не способствуют улучшению взаимопонимания между народами.
В противовес политике Запада в Беларуси умеют отделить заявления и действия политиков и натовской военщины от обычного народа, простых тружеников.Министр обороны нашей страны Виктор Хренин, раскрывая основные положения Военной доктрины, сказал: «Мы четко подчеркиваем и говорим, что Республика Беларусь не рассматривает ни один народ как своего врага, несмотря на действия их правительств. Это ключевой посыл». Наше требование к другим странам элементарно: не вмешиваться в наши дела. Об этом же идет речь и в Концепции национальной безопасности.
Учитывает текст доктрины и расширение средств ведения активной обороны в случае агрессии. Речь прежде всего о тактическом ядерном оружии, которое уже размещено в Беларуси. Его появление стало важнейшим фактором сдерживания потенциального агрессора. Это позволяет нам без серьезного увеличения военного бюджета существенно нарастить свой военный потенциал.
Дело всенародное
За последнее время были приняты и другие важные меры, направленные на усиление нашего военного потенциала. Это и совершенствование системы территориальной обороны, и принятие Закона «О народном ополчении». Наши военные постоянно отслеживают изменения, происходящие в военном деле в ходе проведения специальной военной операции в Украине.Важно и то, что свое военное строительство мы ведем вместе с братской Россией. В ноябре 2021 года была утверждена Военная доктрина Союзного государства. У нас осуществляется самое тесное взаимодействие в разработке планов вооруженной защиты Союзного государства.Cовместное вооруженное строительство идет на основе единых принципов. Полным ходом осуществляется кооперация оборонно-промышленного комплекса в интересах двух стран. Созданы и действуют учебно-боевые центры для военнослужащих.
После совещания у Президента и в Военную доктрину, и в Концепцию национальной безопасности будут внесены некоторые правки. И только затем проекты поступят во вновь сформированное Всебелорусское народное собрание.
Но есть еще одна, пожалуй, самая важная инстанция — это сами граждане нашей страны. В основе отечественного понимания стратегии обеспечения национальной безопасности лежит сотрудничество государства, общества и гражданина. Цель у всех общая — сохранение независимости и суверенитета Беларуси.И концепция, и доктрина предусматривают прямое участие граждан в защите национальной безопасности. Всенародный характер нашей обороны также должен весьма отрезвляюще воздействовать на наших противников.
Многие зарубежные эксперты отмечают важную особенность реагирования высшего руководства Беларуси на тревожное развитие ситуации в мире. В Минске действуют на опережение. В этом контексте следует рассматривать и состоявшееся обсуждение важнейших военно-политических документов у Главы государства. И в этом также залог сохранения мира на нашей земле. Ведь холодный рассудок и трезвый расчет всегда являются залогом успеха.