От поля до прилавка: могут ли «местечковые» мясные бренды конкурировать с республиканскими гигантами
28.11.2024 07:33:00
Андрей ЗАХАРОВ
Производители сельхозпродукции не всегда довольны закупочными ценами на свое сырье. Поэтому в основу эффективной аграрной экономики обычно ставилось наращивание объемов и качества за счет оптимизации производственного процесса через инновации. Но есть еще одно, казалось бы, простое и очевидное решение — организовать собственную переработку и предложить потребителю готовый продукт с добавленной стоимостью. В каждом регионе Беларуси есть сельхозорганизации, имеющие свои перерабатывающие цеха и магазины. Самое популярное направление — мясное. Как правило, переработку развивают хозяйства, которые смогли сохранить свиноводство. Насколько стратегия эффективна?
Не случайно на апрельском совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли Президент поставил задачу: «Перерабатываться должно все без исключения, и даже поросячий визг. Рынок дает нашим переработчикам шанс для расширения ассортимента и географии поставок, закрепления в маржинальных сегментах…»
В этих целях государством применяются серьезные меры против необоснованных посредников на данном рынке. Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода запрещена выдача посредникам экспортных ветеринарных документов на мясную и молочную продукцию. Мясокомбинатам и райпо — продажа непереработанного мясного сырья (туши, полутуши и четвертины). В том числе и за счет этих мер в стране увеличивается производство и реализация продукции с высокой добавленной стоимостью.
Возможности выбора мясных продуктов сегодня широки. Даже любителям испанского хамона, пармской ветчины или прошутто белорусский производитель предлагает аналоги, которые по качественным и вкусовым характеристикам не уступают импортным деликатесам. Очевидно, что разработать импортозамещающую продукцию могут высокотехнологичные производства с высококвалифицированными специалистами, большими сырьевыми зонами. На них сегодня делается основная ставка по насыщению внутреннего рынка и расширению экспортного потенциала. Однако при доступности огромного ассортимента вместе с крупным производителем на внутреннем рынке достойно представлена и продукция хозяйств, которые выстроили технологическую цепочку «от поля до прилавка».
Хозяйства, которые имеют перерабатывающие цеха и собственную товаропроводящую сеть, — флагманы аграрных производств в своих районах. Их отличает особая культура земледелия, и они занимают высокие позиции в республиканском рейтинге по производству сельхозпродукции. Так, известны жителям столицы и Минской области мясные и колбасные изделия СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района, где, к слову, не только это хозяйство практикует переработку и развивает торговлю. Например, в агрогородке Старые Новоселки на экорынке «Валерьяново» открыты магазины ЗАО «Агрокомбинат Несвижский». В прошлом году Глава государства, посещая агрокомбинат «Юбилейный» в Оршанском районе, распробовал сальтисон и зельц. Это предприятие сегодня имеет 18 магазинов в районе и два в Горках. Продукция пользуется спросом не только у жителей Оршанщины, но и у многочисленных гостей из приграничных районов России, которые приезжают закупиться продовольствием этого бренда.
Начальник цеха мясопереработки ОАО «Агрокомбинат «Юбилейный» Оршанского района Олег Федько.
Более 15 лет назад инвестировать в собственную переработку рискнул еще один лидер агропроизводства северного региона — ОАО «Шайтерово» Верхнедвинского района, торговая сеть которого представлена 17 магазинами — в Верхнедвинском районе, Полоцке, Новополоцке, Витебске плюс выездная торговля, обслуживающая не только своих сельчан, но и соседей — Миорский и Полоцкий районы. В переработке задействовано 44 человека и 63 работника торговой сети. В день на убой идет до 110 голов свиней. В октябре, например, предприятие произвело 65 тонн готовой продукции. В ассортименте — более 100 наименований на любой вкус и кошелек, одних копченостей только 20 видов. Предприятие постоянно работает над развитием этого направления.
— В 2020‑м установили новую линию с энергосберегающими технологиями, современными холодильниками, — рассказывает главный экономист ОАО «Шайтерово» Елена Бондаренок. — В 2023‑м закупили куттеры для производства вареных колбас. В этом году приобрели оборудование для вакуумной упаковки.
Рентабельность производства свинины с учетом своей развитой переработки — 14,8 процента, в 2023-м — 17,7. Были времена, когда она составляла 30 процентов и выше. Затраты на производство значительно выросли. И все же директор хозяйства Михаил Гуменков уверен, что стратегия «от поля до прилавка» дает сельчанину больше возможностей, чем продажа мясокомбинатам сырья. Найти доверие у потребителя непросто, но бренду «Шайтеровский кумпячок» это удалось. В планах — модернизация убойного цеха, где сегодня ежедневно идет на убой до 110 голов свиней.
Магазин марки «Шайтеровский кумпячок» в агрогородке Шайтерово.
— Сегодня работникам нужно платить достойную зарплату. Производство качественной продукции требует больших затрат, в том числе на сырье. Ситуация на внутреннем рынке, связанная со сложностями в свиноводстве, регулированием цен, подталкивает скорректировать бизнес.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Линевич считает, что в стране ниши распределены с пользой для потребителя. На пресс-конференции, приуроченной ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, руководитель ведомства отметил:
— Если успешные руководители сельхозорганизаций сумели создать перерабатывающее предприятие с нуля, то почет им и уважение. Все это требует и серьезных вложений, и компетенций. В агросекторе это делать можно и нужно, но не все способны, не у всех есть ресурсы, чтобы создать переработку, выполнив санитарные и прочие условия, организовать торговлю. При этом надо понимать, что в стране достаточное количество крупных, современных высокотехнологичных предприятий, которые обеспечивают широкой линейкой продуктов внутренний и внешний рынок. И хозяйствам проще работать в кооперации с ними.
Однако те, кто смог грамотно организовать собственную переработку, показывают ее экономическую эффективность. За счет своего сырья себестоимость получается выгодной, и при грамотной маркетинговой стратегии предприятие остается в выигрыше. Конкуренция, представленная у нас производителями разной формы собственности, идет на пользу потребителю и стране, повышая качество продукции.В ТЕМУ
Согласно информации Россельхознадзора, за девять месяцев 2024 года Российская Федерация поставила в Беларусь 63,3 тысячи тонн свинины от общего экспорта 146,1 тысячи тонн. Закупки сырья у соседей необходимы для загрузки наших переработчиков. Назревшие проблемы в отрасли свиноводства, которая в последние годы демонстрирует отрицательную динамику, сегодня решаются на самом высоком уровне. Напомним, что в апреле на совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли Александр Лукашенко поставил задачу разработать 10‑летнюю стратегию развития ультрасовременного свиноводства в Беларуси. Прежде всего для усиления позиций страны на внешнем рынке. В ней должно быть все: прогрессивная генетика, корма, экологичность. «Цели сверхмасштабные — максимальное углубление переработки и наша экспортная экспансия», — потребовал Президент. Но и наши потребитель и производитель от ее реализации внакладе не останутся.
zakharov@sb.by