Товарооборот на БУТБ вырос с начала года на 73 процента, превысив 6 млрд рублей
21.10.2021 21:46:00
Биржевой товарооборот демонстрирует стабильно высокую положительную динамику по всем товарным направлениям. Вопреки пессимистичным прогнозам, как и в случае с электронной коммерцией, пандемия коронавируса скорее поспособствовала развитию биржевого сегмента товарного рынка, нежели затормозила его. В условиях закрытых границ и работы на удаленке компании стали активнее использовать современные онлайн-инструменты и решения, в том числе и биржевую площадку. Для многих белорусских экспортеров биржа стала альтернативным каналом сбыта, благодаря которому они смогли не только сохранить показатели продаж на допандемийном уровне, но и улучшить их. Об этом в интервью «Р» рассказал председатель правления Белорусской универсальной товарной биржи Александр Осмоловский.
Экспортные продажи на БУТБ по итогам 9 месяцев составили 564,3 миллиона долларов.
— Для начала отмечу, что прошедшие девять месяцев лишний раз подтвердили, что будущее торговли — за электронной коммерцией, а пандемия только ускорила процессы диджитализации в этой сфере, сделав выбор в пользу цифры практически безальтернативным. В результате даже самым закоренелым консерваторам и ретроградам пришлось осваивать современные инструменты ведения бизнеса и адаптироваться к условиям новой реальности. В этой ситуации биржевая площадка смогла предложить эффективное решение для многих проблем, с которыми столкнулись отечественные и зарубежные компании. Например, белорусским экспортерам сельхозпродукции мы помогли выйти на новые рынки сбыта, когда на традиционных был объявлен тотальный локдаун, а высокая концентрация продавцов на торгах металлом позволила промышленным гигантам из Беларуси дешевле закупать необходимое им сырье. Разумеется, это поспособствовало как притоку новых участников биржевой торговли, так и активизации уже аккредитованных на бирже компаний, а их у нас на сегодня почти 27 тысяч из 68 стран. Как следствие, за январь — сентябрь биржевой товарооборот вырос на 73 процента, превысив 6 миллиардов рублей. Причем положительная динамика была характерна для всех товарных секций. В частности, объемы реализации лесопродукции увеличились в два раза до 2,9 миллиарда рублей, металлопродукции — на 57 процентов до 1,5 миллиарда, сельхозпродукции — на 52 процента до 1,1 миллиарда. Отдельно хотелось бы отметить экспортные продажи: по итогам девяти месяцев они составили 564,3 миллиона долларов, что на 76 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о том, что из обычной электронной площадки мы превратились в удобный и, что важно, почти беззатратный инструмент маркетинга, которым регулярно пользуются и государственные организации, и частный бизнес.
— Насколько известно, значительно увеличилась сумма дополнительной выручки и экономии белорусских организаций, совершавших сделки на Белорусской универсальной товарной бирже. За счет чего произошел этот рост?
— Мы используем термин «дополнительная выручка» для обозначения финансовой выгоды, которую получают от участия в биржевых торгах белорусские компании — в первую очередь экспортеры. То есть если, скажем, отечественный лесхоз намеревался продать 50 кубометров пиломатериалов по 220 евро за кубометр, а в ходе биржевых торгов цена поднялась до 230, то дополнительная выручка будет равна разнице между планируемой и реальной суммами сделки. В данном случае это 500 евро. Поэтому сумма дополнительной выручки прежде всего зависит от уровня конкуренции, физических объемов сделок и динамики цен на экспортные товарные позиции. Все эти показатели в 2021-м были в большом плюсе. Так, с начала года на биржу пришли почти 2 тысячи новых компаний, включая 435 нерезидентов. Одновременно поднялись продажи таких востребованных за рубежом товаров, как пиломатериалы, металлопрокат, молокопродукты, продукция переработки масличных культур. Например, экспорт рапсового масла в натуральном выражении вырос в четыре раза, стальной арматуры — на 27 процентов, сухого молока и сливочного масла — на 8 процентов. Что касается ценовой конъюнктуры, то для экспортеров она была более чем благоприятная. Так, котировки на поставляемое за пределы страны рапсовое масло увеличились с начала года на 40 процентов, а на свекловичный жом — в 1,6 раза.
После рекордного роста в 1-м полугодии в III квартале произошел разворот ценового тренда и котировки на продукцию деревообработки начали снижаться.
— В зависимости от направления торгов предпочтения покупателей различаются. На внутреннем рынке самыми востребованными группами товаров являются черные металлы и изделия из них, круглые лесоматериалы, шроты масличных, кормовые добавки и мясное сырье. На них приходится около 55 процентов совокупного биржевого товарооборота. В экспорте наибольшим спросом пользуются отечественные пиломатериалы, рапсовое масло, молочная продукция, а также лом и отходы металлов. Эти позиции обеспечивают примерно 77 процентов от всего объема экспортных продаж.
— А какие новые товарные позиции появились в последнее время и какие прорабатываются?
— Возможно, вы удивитесь, но новые товары появляются на бирже буквально каждый день. В первую очередь это касается нашей B2B-площадки промышленных и потребительских товаров, которая действует в круглосуточном режиме по принципу электронного маркетплейса. На ней можно оперативно купить или продать практически любую стандартизированную продукцию, за исключением сложнотехнического оборудования, требующего проведения пусконаладочных работ. При этом не важно, присутствует ли нужный вам товар в биржевой торговой системе или нет. Достаточно подать заявку на покупку или продажу, а наши специалисты не только занесут новую товарную позицию в электронный каталог, но и помогут найти контрагентов, в том числе за рубежом. Чтобы дать представление об ассортименте товаров, представленных на биржевой B2B-площадке, перечислю предметы крупнейших сделок за сентябрь 2021-го: дорожные ограждения канатного типа, бетон, конвективная сушильная камера, заготовки банковских платежных карточек, каток на пневмошинном ходу, полка для хранения и созревания сыра, мебель для детского сада… В целом номенклатура широчайшая.
Однако все это не сессионные биржевые торги, а разовые, которые проводятся при наличии заявок от продавцов и покупателей. Организация регулярных еженедельных или даже ежедневных торговых сессий — гораздо более трудоемкий процесс. Например, сейчас у всех на слуху наш пилотный проект по торгам плодоовощной продукцией, который мы реализуем при поддержке Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Уже провели во всех областных центрах обучающие семинары для потенциальных продавцов — крупных фермерских хозяйств и СПК. Кстати, интерес к биржевому механизму оказался очень высокий. Некоторые фермеры были готовы сразу после семинара подать документы на аккредитацию. Теперь осталось привлечь на биржевую площадку покупателей — розничные торговые сети. Сейчас ведем с ними на этот счет переговоры. Ну а первые торги, как и планировалось, рассчитываем организовать до конца октября.
— Недавно активно обсуждалась тема роста цен на пиломатериалы. Какой прогноз у БУТБ?
— Следует сказать, что ситуация на рынке меняется настолько быстро, что сделанный сегодня прогноз может уже завтра потерять актуальность. Одно я могу утверждать с полной уверенностью: биржа сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить белорусских потребителей пилопродукцией в нужном количестве и по приемлемым ценам. С этой целью мы расширили круг продавцов ресурса, убедили их выставлять лоты большего объема и ввели дополнительную ежедневную торговую сессию для внутреннего рынка. В результате после рекордного роста в первом полугодии в III квартале произошел разворот ценового тренда — и котировки на продукцию деревообработки начали снижаться. В частности, обрезные пиломатериалы хвойных пород в сентябре по сравнению с июнем подешевели на 11 процентов, а необрезные — на семь. С учетом принятых мер по насыщению внутреннего рынка наиболее востребованными видами пилопродукции в ближайшее время серьезных ценовых колебаний мы не предвидим.
— Наша биржа является активным участником процесса создания в рамках Евразийского экономического союза единого биржевого товарного рынка, в том числе по таким позициям, как нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия и сельхозпродукция. Кроме того, мы непосредственно вовлечены в подготовку и проведение мероприятий, направленных на формирование и использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен на территории ЕАЭС. Однако, к сожалению, под влиянием ряда факторов макроэкономической неопределенности многие программы, реализация которых планировалась в 2020 году, были перенесены на 2025-й, а по некоторым принципиальным для стран-участниц вопросам идет достаточно сложный процесс согласований.
Тем не менее работа продолжается, и я уверен, что постепенно нам удастся перевести все достигнутые договоренности в практическую плоскость. Тем более это тот случай, когда игра действительно стоит свеч. Ведь единый биржевой рынок предполагает ряд весомых преимуществ: взаимный допуск брокеров и дилеров, взаимное признание и допуск финансовых инструментов, общую систему раскрытия информации, электронное взаимодействие по унифицированным форматам и интегрированную систему расчетов и клиринга. Все это, безусловно, не только упростит межбиржевое сотрудничество, но и обеспечит равные права и возможности для участников биржевых торгов из всех государств ЕАЭС.
sichevich@sb.by
Экспортные продажи на БУТБ по итогам 9 месяцев составили 564,3 миллиона долларов.
Адаптация к новым условиям
— Александр Григорьевич, как сработала БУТБ за девять месяцев этого года?— Для начала отмечу, что прошедшие девять месяцев лишний раз подтвердили, что будущее торговли — за электронной коммерцией, а пандемия только ускорила процессы диджитализации в этой сфере, сделав выбор в пользу цифры практически безальтернативным. В результате даже самым закоренелым консерваторам и ретроградам пришлось осваивать современные инструменты ведения бизнеса и адаптироваться к условиям новой реальности. В этой ситуации биржевая площадка смогла предложить эффективное решение для многих проблем, с которыми столкнулись отечественные и зарубежные компании. Например, белорусским экспортерам сельхозпродукции мы помогли выйти на новые рынки сбыта, когда на традиционных был объявлен тотальный локдаун, а высокая концентрация продавцов на торгах металлом позволила промышленным гигантам из Беларуси дешевле закупать необходимое им сырье. Разумеется, это поспособствовало как притоку новых участников биржевой торговли, так и активизации уже аккредитованных на бирже компаний, а их у нас на сегодня почти 27 тысяч из 68 стран. Как следствие, за январь — сентябрь биржевой товарооборот вырос на 73 процента, превысив 6 миллиардов рублей. Причем положительная динамика была характерна для всех товарных секций. В частности, объемы реализации лесопродукции увеличились в два раза до 2,9 миллиарда рублей, металлопродукции — на 57 процентов до 1,5 миллиарда, сельхозпродукции — на 52 процента до 1,1 миллиарда. Отдельно хотелось бы отметить экспортные продажи: по итогам девяти месяцев они составили 564,3 миллиона долларов, что на 76 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о том, что из обычной электронной площадки мы превратились в удобный и, что важно, почти беззатратный инструмент маркетинга, которым регулярно пользуются и государственные организации, и частный бизнес.
— Насколько известно, значительно увеличилась сумма дополнительной выручки и экономии белорусских организаций, совершавших сделки на Белорусской универсальной товарной бирже. За счет чего произошел этот рост?
— Мы используем термин «дополнительная выручка» для обозначения финансовой выгоды, которую получают от участия в биржевых торгах белорусские компании — в первую очередь экспортеры. То есть если, скажем, отечественный лесхоз намеревался продать 50 кубометров пиломатериалов по 220 евро за кубометр, а в ходе биржевых торгов цена поднялась до 230, то дополнительная выручка будет равна разнице между планируемой и реальной суммами сделки. В данном случае это 500 евро. Поэтому сумма дополнительной выручки прежде всего зависит от уровня конкуренции, физических объемов сделок и динамики цен на экспортные товарные позиции. Все эти показатели в 2021-м были в большом плюсе. Так, с начала года на биржу пришли почти 2 тысячи новых компаний, включая 435 нерезидентов. Одновременно поднялись продажи таких востребованных за рубежом товаров, как пиломатериалы, металлопрокат, молокопродукты, продукция переработки масличных культур. Например, экспорт рапсового масла в натуральном выражении вырос в четыре раза, стальной арматуры — на 27 процентов, сухого молока и сливочного масла — на 8 процентов. Что касается ценовой конъюнктуры, то для экспортеров она была более чем благоприятная. Так, котировки на поставляемое за пределы страны рапсовое масло увеличились с начала года на 40 процентов, а на свекловичный жом — в 1,6 раза.
После рекордного роста в 1-м полугодии в III квартале произошел разворот ценового тренда и котировки на продукцию деревообработки начали снижаться.
Спрос и предложение
— Какие товары наиболее востребованы на биржевых торгах?— В зависимости от направления торгов предпочтения покупателей различаются. На внутреннем рынке самыми востребованными группами товаров являются черные металлы и изделия из них, круглые лесоматериалы, шроты масличных, кормовые добавки и мясное сырье. На них приходится около 55 процентов совокупного биржевого товарооборота. В экспорте наибольшим спросом пользуются отечественные пиломатериалы, рапсовое масло, молочная продукция, а также лом и отходы металлов. Эти позиции обеспечивают примерно 77 процентов от всего объема экспортных продаж.
— А какие новые товарные позиции появились в последнее время и какие прорабатываются?
— Возможно, вы удивитесь, но новые товары появляются на бирже буквально каждый день. В первую очередь это касается нашей B2B-площадки промышленных и потребительских товаров, которая действует в круглосуточном режиме по принципу электронного маркетплейса. На ней можно оперативно купить или продать практически любую стандартизированную продукцию, за исключением сложнотехнического оборудования, требующего проведения пусконаладочных работ. При этом не важно, присутствует ли нужный вам товар в биржевой торговой системе или нет. Достаточно подать заявку на покупку или продажу, а наши специалисты не только занесут новую товарную позицию в электронный каталог, но и помогут найти контрагентов, в том числе за рубежом. Чтобы дать представление об ассортименте товаров, представленных на биржевой B2B-площадке, перечислю предметы крупнейших сделок за сентябрь 2021-го: дорожные ограждения канатного типа, бетон, конвективная сушильная камера, заготовки банковских платежных карточек, каток на пневмошинном ходу, полка для хранения и созревания сыра, мебель для детского сада… В целом номенклатура широчайшая.
Однако все это не сессионные биржевые торги, а разовые, которые проводятся при наличии заявок от продавцов и покупателей. Организация регулярных еженедельных или даже ежедневных торговых сессий — гораздо более трудоемкий процесс. Например, сейчас у всех на слуху наш пилотный проект по торгам плодоовощной продукцией, который мы реализуем при поддержке Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Уже провели во всех областных центрах обучающие семинары для потенциальных продавцов — крупных фермерских хозяйств и СПК. Кстати, интерес к биржевому механизму оказался очень высокий. Некоторые фермеры были готовы сразу после семинара подать документы на аккредитацию. Теперь осталось привлечь на биржевую площадку покупателей — розничные торговые сети. Сейчас ведем с ними на этот счет переговоры. Ну а первые торги, как и планировалось, рассчитываем организовать до конца октября.
— Недавно активно обсуждалась тема роста цен на пиломатериалы. Какой прогноз у БУТБ?
— Следует сказать, что ситуация на рынке меняется настолько быстро, что сделанный сегодня прогноз может уже завтра потерять актуальность. Одно я могу утверждать с полной уверенностью: биржа сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить белорусских потребителей пилопродукцией в нужном количестве и по приемлемым ценам. С этой целью мы расширили круг продавцов ресурса, убедили их выставлять лоты большего объема и ввели дополнительную ежедневную торговую сессию для внутреннего рынка. В результате после рекордного роста в первом полугодии в III квартале произошел разворот ценового тренда — и котировки на продукцию деревообработки начали снижаться. В частности, обрезные пиломатериалы хвойных пород в сентябре по сравнению с июнем подешевели на 11 процентов, а необрезные — на семь. С учетом принятых мер по насыщению внутреннего рынка наиболее востребованными видами пилопродукции в ближайшее время серьезных ценовых колебаний мы не предвидим.
По общим правилам
— В ЕАЭС предполагается создание единого биржевого пространства. Какие преимущества даст этот шаг?— Наша биржа является активным участником процесса создания в рамках Евразийского экономического союза единого биржевого товарного рынка, в том числе по таким позициям, как нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия и сельхозпродукция. Кроме того, мы непосредственно вовлечены в подготовку и проведение мероприятий, направленных на формирование и использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен на территории ЕАЭС. Однако, к сожалению, под влиянием ряда факторов макроэкономической неопределенности многие программы, реализация которых планировалась в 2020 году, были перенесены на 2025-й, а по некоторым принципиальным для стран-участниц вопросам идет достаточно сложный процесс согласований.
Тем не менее работа продолжается, и я уверен, что постепенно нам удастся перевести все достигнутые договоренности в практическую плоскость. Тем более это тот случай, когда игра действительно стоит свеч. Ведь единый биржевой рынок предполагает ряд весомых преимуществ: взаимный допуск брокеров и дилеров, взаимное признание и допуск финансовых инструментов, общую систему раскрытия информации, электронное взаимодействие по унифицированным форматам и интегрированную систему расчетов и клиринга. Все это, безусловно, не только упростит межбиржевое сотрудничество, но и обеспечит равные права и возможности для участников биржевых торгов из всех государств ЕАЭС.
sichevich@sb.by