В Беларуси немало спортивных дисциплин, подрастерявших былой потенциал. Гребля на байдарках и каноэ в их числе. После развала Союза что-то пошло у нее наперекосяк. С Игр в Атланте (1996 год) и в Сиднее (2000-й) земляки вернулись налегке. Форум в Афинах, кажется, стал поворотным: «бронза» и пять лодок в финалах. Дальше – больше, появились весомые достижения на чемпионатах и этапах Кубка планеты. Обнадежило и недавнее первенство континента – сразу 7 медалей (2—3—2). О проблемах этого вида спорта, его олимпийских перспективах — наша беседа с государственным тренером по гребле на байдарках и каноэ, двукратным чемпионом Игр Виктором Ренейским.
— Виктор Иосифович, многие отличившиеся на европейском первенстве в Рачице – вчерашние юниоры. Можно теперь сказать, что гребцы преодолели возрастную «яму», в которую угодили в суверенные годы?
— По большому счету, в нашем виде возрастной «провал» был не столь ощутимым. Другое дело, что в означенный период, когда результаты оставляли желать лучшего, у нас проходила болезненная смена поколений. Ветераны уже не могли, а молодежь еще не созрела... И этот процесс наблюдался тогда во всех республиках бывшего Союза. Белорусская молодежь в своих возрастах и в те годы постоянно была в «призах» на крупных соревнованиях. Наставники не форсировали рост ее мастерства ради сиюминутного успеха, вели целенаправленную подготовку. И вот пошла весомая отдача. Каждому воспитаннику, подвигу в его спортивной карьере — свое время!
— Каким потенциалом сегодня обладает гребля?
— С развалом Союза ряд позиций был утрачен. Прежде всего это коснулось кадров. Многие специалисты поменяли сферу деятельности из-за хронического безденежья и иных трудностей. Однако в последние годы опытные наставники стали возвращаться. Сегодня в Беларуси уже более 300 специалистов по гребле на байдарках и каноэ. И они не «варятся в собственном соку». Каждый год часть тренеров проходит курсы повышения квалификации, проводятся у нас международные семинары, регулярно участвуем и в конгрессах международной федерации. По возможности и при содействии спортивных организаций и спортшкол стараемся вывозить тренеров в ближнее зарубежье на крупные старты. В общем, стремимся быть в курсе новых веяний и свершений, держать руку на пульсе прогресса нашей дисциплины.
— В приснопамятные времена были утеряны и традиционные базы подготовки, что, с учетом сезонной специфики гребли, сказалось особо существенно. Сократился, как шагреневая кожа, и соревновательный календарь для резерва национальной сборной…
— Плотность республиканского календаря ныне достигла достаточного уровня. К примеру, каждый год весной и летом проводим спартакиаду, в которой участвуют около 300 лучших воспитанников из более чем 30 ДЮСШ и отделений по гребле. Кроме этого, организуются другие республиканские, региональные состязания, выступаем также в зарубежных турнирах по разным возрастам. Удалось поправить положение и с базами зимней подготовки, на которых закладывается фундамент подготовки на весь сезон. Если раньше они были в Средней Азии, Закавказье, других теплых краях, то теперь готовимся в Молдове, Хорватии, Чехии. Причем учебно-тренировочные сборы в Молдове обходятся белорусам дешевле, чем дома, даже с учетом проезда. Балканы, конечно, дороже, но с учетом того, что там собираются представители десяти и более стран, лучшего спарринга и не пожелаешь. В общении с друзьями-соперниками удается многое почерпнуть.
— «Ахиллесовой пятой» гребцов стала и материально-техническая база. Об этом «Р» рассказал еще два года назад олимпийский чемпион, директор СДЮШОР в Рогачеве Николай Горбачев. Правда, после выступления газеты дела ее пошли на поправку благодаря местным властям.
— К сожалению, за исключением ряда спортшкол, изменения здесь оставляют желать лучшего. Если на уровне национальной сборной все вопросы решены, то вот в низшем звене они еще остаются. Больше всего беспокоит изношенность спортинвентаря: гоночных лодок, катеров, весел и т.д. Обновление его идет, но очень медленными темпами. Положение здесь также неоднозначно. ДЮСШ с более высоким КПД соответственно имеют и лучшие возможности обеспечения своих питомцев. Правда, многое зависит не только от достижений этих учебных заведений и профессионализма руководителей, но и от их расторопности и сноровки.
— В Беларуси есть производство байдарок, каноэ, весел. Удовлетворяет ли их качество и, разумеется, цена?
— Стоимость инвентаря вполне приемлемая, а вот качество еще уступает ведущим зарубежным компаниям Польши и Португалии. Для республиканских соревнований и тренировочного процесса спортшкол отечественные каноэ и байдарки вполне годятся. Можно на них выступать и на крупных международных турнирах. Но результаты будут похуже, чем у соперников. Правда, уже и земляки начинают осваивать производство по современным технологиям.
— Произошли ли изменения в гребле на байдарках и каноэ с приходом на пост руководителя федерации Александра Иванкова?
— Александр Иванович уже помог сдвинуть с места такой актуальный для многих спортивных дисциплин вопрос, как спонсорство. Осталось только оформить его должным образом. Оказал содействие он и в приобретении техники для журнала «Спорт на воде», который, как известно, освещает тематику всех водных дисциплин. У Иванкова также есть ряд интересных идей, которые теперь прорабатываются. Их воплощение поможет вывести наш вид спорта на новые высоты.
— И в первую очередь они будут связаны с предстоящей в Пекине в 2008 году Олимпиадой?
— На перспективу стараюсь не загадывать. Хотя перед федерацией и поставлена задача-прогноз – одна медаль. Перевыполним его — будет здорово. Нашим же гребцам постоянно говорю, что самая лучшая память об этом форуме – маленький круглый кусочек металла.