В Минске прошли дни ВГИКа
01.12.2018 08:05:23
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
В Белорусской государственной академии искусств на этой неделе прошли дни ВГИКа им. С.А.Герасимова, посвященные предстоящему 100–летию прославленного института. Ведущие преподаватели вуза делились опытом с белорусскими студентами и преподавателями, показывали работы своих мастерских, высказывали свое видение существующих киношных проблем. А их, конечно, немало... Внушительный вгиковский десант заметно оживил наш скучный декабрьский киноландшафт.
— Официально мы отметим столетие 1 сентября 2019 года, — рассказал ректор института Владимир Малышев. — И цель нашего приезда — показать, что ВГИК не постарел, что у нас работают хорошие мастера и учатся талантливые студенты. Такие же встречи до Беларуси прошли в Армении, Сыктывкаре, Казахстане, Узбекистане, Румынии, Италии. Всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы проводим мастер–классы, показываем наши работы. ВГИК — это особая семья. И мы хотим, чтобы наше старшее поколение передавало вгиковские традиции молодежи.
— Владимир Сергеевич, режиссер Владимир Грамматиков на своем мастер–классе сказал, что большинство его студентов из глубинки. Это какая–то принципиальная политика вуза по привлечению талантливых провинциалов?
— Это большой миф, что ВГИК какой–то элитный, московский, — вздыхает Малышев, — что там учатся только москвичи, дети известных режиссеров... Только из Беларуси у нас учатся 25 человек. Я вообще не против творческих династий. Почему могут быть династии врачей или сталеваров и не может быть творческих? Наоборот, я точно знаю, что профессионал — режиссер или актер — никогда не отдаст своего ребенка в творческий вуз, если не будет видеть в нем хотя бы минимальных задатков. У нас ежегодно поступают ребята из 50 — 60 российских регионов. Конечно, москвичам легче. Они больше видят, больше знают. Сколько стоит сегодня перелет с Дальнего Востока? Поэтому мы открыли три филиала — в Ростове–на–Дону, Иркутске, Сергиевом Посаде. Но я на приемных экзаменах присутствовать не могу: мне всех абитуриентов жалко. В первые годы ректорства ходил, теперь уже нет. По–прежнему сумасшедший конкурс: до 2.500 — 3.000 человек на место. Все время думаешь: как мастера понимают, кого брать? Но вот умеют. Потом ни один мастер никого не отчисляет за профнепригодность... Очень–очень редко. Для меня это загадка.
— У нас есть выдающийся педагог по сценической речи Алла Дмитриевна Егорова, — вступает в разговор режиссер культовых советских детективов «Сыщик» и «ТАСС уполномочен заявить...» Владимир Фокин. — Так вот она мне сказала: «Володя, вы собрали у себя на курсе все говоры России! Теперь их надо ломать через колено, все исправлять и учить русскому языку». У меня на курсе учатся ребята из 16 городов.
— У вас нет страха за их завтрашний день в профессии?
— У меня есть не просто страх, а ужас! — признается Фокин. — Актерский рынок чудовищно переполнен! Ежегодно вбрасывает — уж простите за такую терминологию — огромное количество молодых актеров. И все, естественно, хотят работать в московских театрах. И тогда начинается еще один конкурс...
— Есть железная статистика: с курса в профессии остается 4 человека. И когда они только приходят ко мне, на первом же занятии я им про это говорю, — профессор кафедры актерского мастерства, режиссер знаменитой комедии «Усатый нянь» Владимир Грамматиков подтверждает, что вопрос трудоустройства сложный. — В нем есть момент конкуренции. Но это тоже часть нашей профессии: здесь тоже надо проявить и талант, и рвение. Шанс есть у каждого.
Грамматиков учит студентов на Шмелеве
На своем мастер–классе Владимир Грамматиков признался, что современным студентам все сложнее сконцентрироваться:
— Мы столкнулись с проблемой, когда они не могут убедительно произнести литературный текст на камеру. Их можно понять: они все время куда–то бегут, не успевают сосредоточиться, все время хотят быть на кого–то похожими, а от литературы и слова отвыкли. Я предложил им создать отрывки по роману не самого простого русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне». Шмелева сегодня вообще не читают, и, к великому моему сожалению, он ни разу не был экранизирован, а это — золотой фонд великой русской литературы. Для меня было великим удивлением, что ребята органично в его мир вошли... Я думал, эта проза к ним не приклеится с ее неторопливостью. Попутно мы читали дневники Лескова, Некрасова. Они много для себя узнали нового. Например, что Пасха и Рождество отличаются друг от друга (смеется). Позже взяли 11 отрывков из русской литературы — самые знаменитые сцены признания в любви — и тоже их сняли.
Профессор кафедры операторского мастерства, народный артист России, оператор знаменитых картин «Транссибирский экспресс», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты», «Ширли–мырли» и многих других Вадим Алисов предостерег будущих белорусских кинематографистов от чрезмерного увлечения технологиями. Впереди, по мнению Алисова, должна идти мысль:
— Цифровая съемка сегодня дает возможность молодым кинематографистам снимать кино бесконечно. И им уже не нужен оператор. Им кажется, что из этой бесконечности можно смонтировать гениальное кино. Но это не так. Я часто говорю своим студентам: «А как ты будешь из всего этого выбирать? Самое сложное в нашей профессии — это выбор».
Котт призвал к конкретике
Режиссер Александр Котт поделился соображениями о подводных камнях в работе над коротким метром и призвал будущих постановщиков быть предельно конкретными в своих замыслах:
— Если мы говорим о коротком метре, то в нем очень важен первый кадр и последний. Правил не существует. Кино — вещь чувственная: зрителя надо удивлять. Чем больше странностей, тем лучше. Как в сказке Кэрролла «Алиса в стране чудес». Умейте видеть неожиданное в банальном. Если обычный человек видит стол в аудитории, вы как режиссеры должны прежде всего видеть трещины на нем.
В эти же дни ВГИК и академия искусств подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи поставили ректор БГАИ Михаил Борозна и ректор ВГИКа Владимир Малышев.
— Такое соглашение подписывается не впервые, — напомнил Михаил Борозна. — Подобный договор уже существовал, наступило время его обновить. Никаких кардинальных изменений в нашем добром и многолетнем сотрудничестве не будет. ВГИК — ведущая киношкола мира. И наша совместная история начинается с момента образования в Минске театрально–художественного института. Наши режиссеры Виктор Туров, Маргарита Касымова, Александр Ефремов, многие известные белорусские кинематографисты других специальностей — выпускники ВГИКа.
Завершились дни ВГИКа в Минске роскошным творческим вечером звезды картин «Любовь и голуби», «Мужики!..», «Одиноким предоставляется общежитие» Александра Михайлова в Доме Москвы, который прошел при аншлаге.
pepel@sb.by
Творческая встреча Владимира Грамматикова со студентами.
Ректор на приемные экзамены не ходит— Официально мы отметим столетие 1 сентября 2019 года, — рассказал ректор института Владимир Малышев. — И цель нашего приезда — показать, что ВГИК не постарел, что у нас работают хорошие мастера и учатся талантливые студенты. Такие же встречи до Беларуси прошли в Армении, Сыктывкаре, Казахстане, Узбекистане, Румынии, Италии. Всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы проводим мастер–классы, показываем наши работы. ВГИК — это особая семья. И мы хотим, чтобы наше старшее поколение передавало вгиковские традиции молодежи.
— Владимир Сергеевич, режиссер Владимир Грамматиков на своем мастер–классе сказал, что большинство его студентов из глубинки. Это какая–то принципиальная политика вуза по привлечению талантливых провинциалов?
— Это большой миф, что ВГИК какой–то элитный, московский, — вздыхает Малышев, — что там учатся только москвичи, дети известных режиссеров... Только из Беларуси у нас учатся 25 человек. Я вообще не против творческих династий. Почему могут быть династии врачей или сталеваров и не может быть творческих? Наоборот, я точно знаю, что профессионал — режиссер или актер — никогда не отдаст своего ребенка в творческий вуз, если не будет видеть в нем хотя бы минимальных задатков. У нас ежегодно поступают ребята из 50 — 60 российских регионов. Конечно, москвичам легче. Они больше видят, больше знают. Сколько стоит сегодня перелет с Дальнего Востока? Поэтому мы открыли три филиала — в Ростове–на–Дону, Иркутске, Сергиевом Посаде. Но я на приемных экзаменах присутствовать не могу: мне всех абитуриентов жалко. В первые годы ректорства ходил, теперь уже нет. По–прежнему сумасшедший конкурс: до 2.500 — 3.000 человек на место. Все время думаешь: как мастера понимают, кого брать? Но вот умеют. Потом ни один мастер никого не отчисляет за профнепригодность... Очень–очень редко. Для меня это загадка.
— У нас есть выдающийся педагог по сценической речи Алла Дмитриевна Егорова, — вступает в разговор режиссер культовых советских детективов «Сыщик» и «ТАСС уполномочен заявить...» Владимир Фокин. — Так вот она мне сказала: «Володя, вы собрали у себя на курсе все говоры России! Теперь их надо ломать через колено, все исправлять и учить русскому языку». У меня на курсе учатся ребята из 16 городов.
— У вас нет страха за их завтрашний день в профессии?
— У меня есть не просто страх, а ужас! — признается Фокин. — Актерский рынок чудовищно переполнен! Ежегодно вбрасывает — уж простите за такую терминологию — огромное количество молодых актеров. И все, естественно, хотят работать в московских театрах. И тогда начинается еще один конкурс...
— Есть железная статистика: с курса в профессии остается 4 человека. И когда они только приходят ко мне, на первом же занятии я им про это говорю, — профессор кафедры актерского мастерства, режиссер знаменитой комедии «Усатый нянь» Владимир Грамматиков подтверждает, что вопрос трудоустройства сложный. — В нем есть момент конкуренции. Но это тоже часть нашей профессии: здесь тоже надо проявить и талант, и рвение. Шанс есть у каждого.
Грамматиков учит студентов на Шмелеве
— Мы столкнулись с проблемой, когда они не могут убедительно произнести литературный текст на камеру. Их можно понять: они все время куда–то бегут, не успевают сосредоточиться, все время хотят быть на кого–то похожими, а от литературы и слова отвыкли. Я предложил им создать отрывки по роману не самого простого русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне». Шмелева сегодня вообще не читают, и, к великому моему сожалению, он ни разу не был экранизирован, а это — золотой фонд великой русской литературы. Для меня было великим удивлением, что ребята органично в его мир вошли... Я думал, эта проза к ним не приклеится с ее неторопливостью. Попутно мы читали дневники Лескова, Некрасова. Они много для себя узнали нового. Например, что Пасха и Рождество отличаются друг от друга (смеется). Позже взяли 11 отрывков из русской литературы — самые знаменитые сцены признания в любви — и тоже их сняли.
Профессор кафедры операторского мастерства, народный артист России, оператор знаменитых картин «Транссибирский экспресс», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты», «Ширли–мырли» и многих других Вадим Алисов предостерег будущих белорусских кинематографистов от чрезмерного увлечения технологиями. Впереди, по мнению Алисова, должна идти мысль:
— Цифровая съемка сегодня дает возможность молодым кинематографистам снимать кино бесконечно. И им уже не нужен оператор. Им кажется, что из этой бесконечности можно смонтировать гениальное кино. Но это не так. Я часто говорю своим студентам: «А как ты будешь из всего этого выбирать? Самое сложное в нашей профессии — это выбор».
Котт призвал к конкретике
— Если мы говорим о коротком метре, то в нем очень важен первый кадр и последний. Правил не существует. Кино — вещь чувственная: зрителя надо удивлять. Чем больше странностей, тем лучше. Как в сказке Кэрролла «Алиса в стране чудес». Умейте видеть неожиданное в банальном. Если обычный человек видит стол в аудитории, вы как режиссеры должны прежде всего видеть трещины на нем.
В эти же дни ВГИК и академия искусств подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи поставили ректор БГАИ Михаил Борозна и ректор ВГИКа Владимир Малышев.
— Такое соглашение подписывается не впервые, — напомнил Михаил Борозна. — Подобный договор уже существовал, наступило время его обновить. Никаких кардинальных изменений в нашем добром и многолетнем сотрудничестве не будет. ВГИК — ведущая киношкола мира. И наша совместная история начинается с момента образования в Минске театрально–художественного института. Наши режиссеры Виктор Туров, Маргарита Касымова, Александр Ефремов, многие известные белорусские кинематографисты других специальностей — выпускники ВГИКа.
Завершились дни ВГИКа в Минске роскошным творческим вечером звезды картин «Любовь и голуби», «Мужики!..», «Одиноким предоставляется общежитие» Александра Михайлова в Доме Москвы, который прошел при аншлаге.
pepel@sb.by