Какие изменения грядут в сфере такси
13.07.2024 21:31:00
Анна КУРАК
С 1 августа сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах начнут включать в единый реестр автомобильных перевозок пассажиров. С ноября те, чьих данных не будет на информационном ресурсе, не смогут продолжить работу. Эти меры направлены на обеспечение безопасности, создание условий для добросовестной конкуренции, повышение качества услуг.
![](https://storage01.sb.by/iblock/d43/d433cd78ea624db5c7e9ce68e1ed9ab7/c39c7fce2d237e3d1f164256fb596e36.jpg)
Четкие требования
По поручению Главы государства продолжается совершенствование сферы пассажирских перевозок. Вот-вот в соответствии с Указом Президента № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» запустят в работу информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В нем должны пройти регистрацию все службы такси и маршруток, которые хотят работать в правовом поле. При этом с августа по октябрь данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах будут включаться в систему без взимания госпошлины, а вот потом за это придется платить.Что необходимо сделать, чтобы попасть в реестр и продолжать работу на законных основаниях? Например, выполнить требования по оформлению и оснащению транспортных средств.
— Все они будут прописаны в постановлении Совета Министров, находящемся на юридической экспертизе, — поясняет начальник управления автомобильного и городского транспорта Минтранса Андрей Гладкий.
По обновленным правилам водитель должен состоять в трудовых отношениях с перевозчиком, то есть договор подряда в данной ситуации исключается. Еще один нюанс: на машинах, которые оформлены как такси, нельзя будет осуществлять поездки по личным делам. На дачу в выходной поехать не выйдет. В такси обязательно должно быть и видеонаблюдение — как за дорогой, так и в салоне. Отснятый материал нужно хранить минимум 15 дней.
— Если машина оформлена как такси, то по правилам перевозки пассажиров существует норма, обязывающая хранить такие транспортные средства на охраняемых стоянках, — рассказывает первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк. — В ином случае подобные действия будут нарушением.
При этом все вопросы, которые связаны с выполнением административных процедур, станут решаться непосредственно через Транспортную инспекцию, так как именно она является владельцем реестра. Ожидается, что включение перевозчиков будет проходить одним днем и не доставит проблем, если все документы будут в порядке.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fdf/fdf10938d20996f89147d58423431980/108d59fdd8b6222ff16f3093451c8292.jpg)
Особое внимание — к водителям
Качественно выполнять свою работу должны и шоферы. Их в реестр будут включать по удостоверению, стажу, документам по обучению в качестве водителя такси, а также документам по курсам повышения квалификации и так далее.— Медицинская справка водителей является одним из обязательных пунктов. При принятии решения о включении в реестр сотрудник Транспортной инспекции оценивает все данные, указанные в справке, — подчеркивает Андрей Гладкий.
Новый информационный ресурс — еще один шаг на пути к цифровизации.
— Прежде чем садиться в автомобиль, пассажиры смогут посмотреть, находятся ли в системе водитель и транспортное средство, — обращает внимание Андрей Гладкий. — При этом для перевозчика предусмотрена расширенная версия, в которой можно будет увидеть сведения о своих водителях и автомобилях. Например, планируемая дата гостехосмотра, регистрационные знаки и другое. В отношении водителей будет возможность узнать, к примеру, когда заканчивается срок действия водительского удостоверения и пройдены ли курсы повышения квалификации, а также много другой информации.
Вывести из тени
Новые правила — это стремление устранить пробелы в законодательстве и защитить интересы как пассажиров, так и компании, таксистов-частников, добросовестно работающих на пользу экономике нашей страны. Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич говорит:— В последние годы такси плотно вошло в нашу жизнь, потому что цена, которую сегодня предлагают в этой сфере, конкурентоспособна как с маршрутными транспортными средствами, так и с общественным транспортом, субсидирующимся государством.
Усиление контроля закономерно. Эксперт подчеркивает, что в течение полугода Транспортная инспекция проводила масштабную разъяснительную работу:
— Я была практически на всех собраниях, которые организовывали для специалистов этой сферы. Больше всего поразило то, что для многих водителей и действующие нормы были открытием. Конечно, это недопустимо. Тем более что речь идет о таком виде деятельности, где используется источник повышенной опасности — автомобиль.
Некоторые таксисты в штыки восприняли то, что абсолютно все машины должны быть оформлены соответствующим образом.
— Почему? Привыкли быть на дорогах незаметными и тем самым избегать контроля. Однако нужно понимать: желтая полоса на автомобилях появилась не на пустом месте. Международная практика доказывает, что с машинами оранжевого, желтого цвета меньше всего ДТП, — объясняет эксперт.
У некоторых вызвал вопросы и тот факт, что по новым нормам рабочий автомобиль запрещено использовать в личных целях. Традиционно такси было сферой, куда люди приходили в том числе для подработки. Кроме того, не стоит забывать и о таксистах, которые работали сами на себя, — это распространено в небольших городах. Многие использовали как раз личный транспорт.
— Уйдут ли эти люди с рынка или для них найдется компромиссное решение? Время покажет, — отмечает эксперт.
Обязательное использование средств видеофиксации — еще один ключевой пункт новых правил.
— Сомнений в том, что это необходимо, ни у кого не возникает. Однако по закону записи нужно хранить всего 15 дней. Мы с коллегами предлагали расширить этот период до 30. Ведь срок рассмотрения жалоб тоже составляет 15 дней, поэтому если пассажир подаст заявление на следующий день после поездки, то доказательств может и не дождаться — они попросту будут стерты. Кроме того, длительное время хранения записей было бы на руку и правоохранителям.
В ТЕМУ
Отдельный вопрос — зарубежные онлайн-сервисы для вызова такси.
![](https://storage01.sb.by/iblock/4aa/4aa3518434266286995d32171e9db088/8cc6a4545460794dc45bcb490c82034c.jpg)
КСТАТИ
Нередка ситуация, когда водитель такси отказывает пассажирам с детьми в поездке, обосновывая это тем, что в автомобиле нет специальных кресел. Насколько это правомерно?
![](https://storage01.sb.by/iblock/646/646b74734c813674cdd61eb0b45b7080/9e38eba4f60cee25e8e3557bfd97f6a2.jpg)
В свою очередь необоснованный отказ в выполнении перевозки пассажиров водителем автомобиля-такси является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
kurak@sb.by