Народный праздник «Саракі» в белорусских обрядах и традициях
19.03.2021 08:44:00
Неделя начинается с «прысвятка», особенно почитаемого у белорусов. 22 марта, в день весеннего равноденствия, праздновали «Саракi» в память о 40 мучениках севастийских в народно-христианской традиции славян.
В старину говорили: «Дзень з ноччу мераецца». Во всех обрядах особым смыслом наделялось число 40, которое было важным в определении погоды.
Чтобы ускорить приход весны, нужно было убрать с ее дороги все преграды. Для этого до восхода солнца мальчишки перебрасывали через «страху» 40 щепочек. Девушки разрывали столько же шнурков и веревочек. Верили, что в этот день птица сорока приносит для гнезда ровно 40 прутиков. В разных регионах Беларуси нужно было в течение всего дня съесть 40 вареников, 40 галушек или 40 клецек.
В народе говорили: «Саракi саху ў поле валаклi». Больше появлялось проталин на полях. «Гаспадынi» выпекали для своих мужчин пироги в виде разных «гаспадарчых прылад» как свидетельство того, что все ближе работы на земле.
Если до «Саракоў» кора на деревьях была тусклой, будто присыпанной пеплом, то после считалось, что «дрэвы адпушчаюцца», их поверхность становилась блестящей и влажной. Говорили: «На Саракi з зямлi iдуць сакi». Чтобы природа поскорее ожила, девушки в лесу их-под снега выкапывали веточки вереска и забрасывали их на ветки деревьев. На Полесье роль этих «стимуляторов» расцвета играли стебли клюквы с яркими ягодами.
С приближением тепла начиналось половодье. В юго-западных регионах во многих деревнях народ запасался к этому времени лодками, всегда держал их в рабочем состоянии. Предостерегали: «На Саракi не падыходзь блiзка да ракi».
В старину говорили: «Дзень з ноччу мераецца». Во всех обрядах особым смыслом наделялось число 40, которое было важным в определении погоды.
Считалось, что в наших широтах в этот день прилетают из-за морей 40 стай птиц. Поэтому белорусы называли «Саракi» птичьим праздником.Во всех обрядах «заклiкання» весны принимали участие подростки и молодежь. Это подчеркивало младость самой поры года. Девушки, собравшись небольшими группами, забирались на возвышенности, крыши сараев и пели песни-«заклiчкi». Это были особые призывы, обращенные к весне, с просьбой поскорее прийти и принести дары: «маладзiцам па сыночку, бабулькам па кiёчку, дзяўчатам па вяночку». Каждая группа девушек пела свою партию, и это многоголосие перекликалось между собой.
Чтобы ускорить приход весны, нужно было убрать с ее дороги все преграды. Для этого до восхода солнца мальчишки перебрасывали через «страху» 40 щепочек. Девушки разрывали столько же шнурков и веревочек. Верили, что в этот день птица сорока приносит для гнезда ровно 40 прутиков. В разных регионах Беларуси нужно было в течение всего дня съесть 40 вареников, 40 галушек или 40 клецек.
В народе говорили: «Саракi саху ў поле валаклi». Больше появлялось проталин на полях. «Гаспадынi» выпекали для своих мужчин пироги в виде разных «гаспадарчых прылад» как свидетельство того, что все ближе работы на земле.
Для деток мамы пекли особые сладкие пирожки в виде птичек с маком и медом и глазком-изюминкой, называя выпечку «жавароначкамi». В некоторые из них клали монетку на счастье. На «Саракi» была традиция подбрасывать эти пирожки вверх с призывом: «Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!» Первое пение этой маленькой «шэрай птушачкi» считалось своеобразным сигналом готовности к полевым работам. По преданию, Бог создал «жаўрука», подбросив вверх «камячок» земли. Его полет как бы подтверждает это: птичка то взлетает к небу, то стремительно падает, как тот самый «камячок». Про его пение говорили так: «Жаўручок у нябёсах Бога хвалiць».
Если в период от «Грамнiц» до «Саракоў» наблюдалась ясная погода, то летом ожидали засуху. Снег на крышах домов в этот день показывал, что он задержится еще до Благовещения. Лужицы у порога предвещали, что май будет с дождями.В этот день и детям, и взрослым обязательно нужно было качаться на качелях. Верили, что так происходит своеобразное очищение от разных болезней.
Если до «Саракоў» кора на деревьях была тусклой, будто присыпанной пеплом, то после считалось, что «дрэвы адпушчаюцца», их поверхность становилась блестящей и влажной. Говорили: «На Саракi з зямлi iдуць сакi». Чтобы природа поскорее ожила, девушки в лесу их-под снега выкапывали веточки вереска и забрасывали их на ветки деревьев. На Полесье роль этих «стимуляторов» расцвета играли стебли клюквы с яркими ягодами.
С приближением тепла начиналось половодье. В юго-западных регионах во многих деревнях народ запасался к этому времени лодками, всегда держал их в рабочем состоянии. Предостерегали: «На Саракi не падыходзь блiзка да ракi».