Протест как спектакль. Как из белорусов делали марионеток для уличной массовки
23.03.2021 23:46:00
Впору нервно закурить в сторонке даже старику Шарпу: подоспели новые политтехнологии, которые оказались поэффективнее его «мягкой силы». Во всем мире они набирают популярность у сетевых «революционеров», онлайн‑активистов и ивент‑специалистов, чей профиль — продвигать идеи «либерализма и демократии», разрушая традиции, переписывая историю, расшатывая государственные устои. Такие технологии позволяют «мягко, нежно и совершенно добровольно» втянуть в жесткое политическое противостояние тех, кто действительно просто гуляет и предпочел бы наблюдать за происходящим со стороны, но… на то они и технологии. Именно о новых способах влияния на людей я поговорила с экспертами‑психологами.
Любите ли вы спектакли? А такие — разрушение Грозного, бомбежки Югославии, Афганистан, Украина, попытка «беломайдана»?.. Все это грандиозные, хорошо организованные и щедро проплаченные театрализованные представления. Как вам такой угол зрения? Да‑да, вы не ослышались и мы не ошиблись: весь мир превратился в театр. Вот и нас, хотим мы этого или нет, ведут в массовку, затем на сцену, дают в руки какой‑то символ… Что дальше? Мы достаточно быстро перестаем понимать, где реальность, а где иллюзия, с трудом отличаем постановочное шоу от настоящей жизни. Это льется краска или кровь? А вон те люди, что упали, они играют смерть или на самом деле погибли?
Августовские события 2020-го кому-то казались веселым карнавалом...
А что насчет терактов, поджогов, избиений людей, угроз, уничтожения их имущества? Да, это тоже часть представления. По замыслу «заказчика», здесь зритель должен был злорадствовать и сопереживать преступникам.
А где карнавал, там всегда есть ряженые и клоуны...
Все мы видели, как через конкретные медиа еще задолго до выборов раскручивали нужных персон. Тот же Тихановский (теперь фигурант уголовного дела), который, используя возможности предвыборной кампании, на самом деле ездил по стране, вербуя сообщников и взращивая в людях недовольство, злость, агрессию. Чтобы потом направить эту силу против сторонников стабильного государства.
Для людей успешных, среднего класса включили бывшего топ‑менеджера банка, для айтишников и части чиновников — беглого экс‑дипломата и в прошлом главу Парка высоких технологий. Когда эти фигуры исчезли с политического поля, стали раскручивать женское трио, тоже с применением символики, жестов, нарядов и постановочных выступлений. Это было настоящее реалити‑шоу. Вот троица едет в машине, кушает гамбургеры, говорит о своем, о женском... Они такие простые, такие свои, такие классные. Вроде как и ты, зритель, являешься частью этого шоу, стоит лишь руку протянуть. Однако уже известны и другие сцены, для узкого круга. Как, к примеру, встреча 5 августа прошлого года, где Тихановская и сообщники обсуждают планы по захвату административных зданий и совершение других преступлений.
Элементами грандиозного спектакля также стали различные видеообращения, как бы интервью из мест заключения, «вечера поэзии», лжешахтеры, лжемедики, лжемилиционеры, липовые эксперты и педагоги (хотя для убедительности, надо признать, встречались и настоящие — те, кто поверил актерам, таковы законы жанра). Подключались известные деятели из спортивной сферы, культуры, журналистики и других. Не забывая создавать новые картинки, которые тут же выбрасывали в сеть.
В 2014 году события в Киеве начинались как шоу, а закончилось...
По мнению психологов, не случайно именно Беларусь с ее стремительно развивающейся IT‑сферой стала площадкой для обкатки таких политтехнологий, широко задействующих ресурс цифровой инфраструктуры и интернет‑коммуникаций. Сразу же вслед за нами эти технологии распространились на Польшу, Казахстан, Россию и далее.
Не случайно и то, что столь специфический подход к «революционной трансформации» общества, как интерактивный форум‑театр, родился и апробировался именно в стране карнавальной культуры (основатель технологии — бразильский режиссер Аугусто Боаль, свои первые спектакли он проводил в местных деревнях). Форум‑театр как метод работы с аудиторией используется и в современной педагогике, поэтому внешне может показаться безобидным и даже полезным, реально решая на определенном этапе некие проблемы. Однако у этой медали есть и другая сторона: так могут и навязывать проблемы, создавать их в сознании публики, а затем втягивать ее в их решение. Технология используется и как манипулятивный способ трансформации общества, своеобразный коктейль психологии, психотерапии, культуры и политики. Он становится все более популярным в мире для подталкивания людей к активным действиям.
Из этой же серии культурный хаб «Ок16», созданный в Минске «прекрасной флейтисткой» Марией Колесниковой сразу же по приезде из Германии (именно там, напомним, она проживала много лет до того, как вдруг озаботилась проблемами белорусов). На этой площадке, используя технологии интерактивного театра в чистом виде, тоже готовили к протестной активности молодежь и так называемый креативный класс. Те же подходы применяли и устроители абсолютно безобидных на первый взгляд дворовых чаепитий, различных флешмобов, фотосессий с протестной символикой и прочего.
Сколько еще таких арт‑перформансов в разных сферах?
Вот оно, шоу. Однако стоит снять обертку — и увидим совсем другую картину...
Ну что ж. Вся информация об этом есть. Мыслящий читатель и сам увидит параллели в развитии протестного сюжета в Беларуси. Увидит оборудованную сцену, символы, увидит джокеров и актеров. Кстати, а знаете, почему такие артисты нашлись и не уходят? Просто уличные перформансы оказались для них интереснее, ярче реальной жизни. Вопрос в том, смогут ли люди, охваченные навязанными иллюзиями, выбраться из зазеркалья? Смогут ли очнуться и увидеть наконец реальный мир, осознать его хрупкость? Только от зрелости общества и ответственности каждого из нас зависит, какой спектакль мы в итоге сыграем.
gladkaya@sb.by
Любите ли вы спектакли? А такие — разрушение Грозного, бомбежки Югославии, Афганистан, Украина, попытка «беломайдана»?.. Все это грандиозные, хорошо организованные и щедро проплаченные театрализованные представления. Как вам такой угол зрения? Да‑да, вы не ослышались и мы не ошиблись: весь мир превратился в театр. Вот и нас, хотим мы этого или нет, ведут в массовку, затем на сцену, дают в руки какой‑то символ… Что дальше? Мы достаточно быстро перестаем понимать, где реальность, а где иллюзия, с трудом отличаем постановочное шоу от настоящей жизни. Это льется краска или кровь? А вон те люди, что упали, они играют смерть или на самом деле погибли?
Протест сегодня — это мероприятие организуемое, с многоуровневой системой менеджмента, затратным финансированием, пиар-подтанцовками и медийно-информационными ресурсами.Какие представления были в нашей стране? Сначала, казалось бы, безобидные. Кормление голубей, Цой «требует перемен», а женщины в белых одеждах с цветами поют «Купалинку» и «калыханкi», бабушка вяжет бчб‑носок, девушка демонстрирует наряд в «политической гамме» и шлет подружке селфи, прочая карнавальная уличная театрализация… Были подобраны актеры, подготовлены яркие мизансцены, образы, музыкальное сопровождение, инвентарь — цветы, платья, плакаты, ленты, чучела и прочее. Были выбраны протестные цвета — бело‑красно‑белый. И никто особо не задумывался, шлейф каких страшных преступлений за ним тянется, кем и почему выбран именно он: «это не важно, главное, нам хорошо вместе, мы такие классные и невероятные». Спектакли пытались устроить в институтах и на госпредприятиях, возле министерств и других административных зданий, даже в судах. Помните?
Августовские события 2020-го кому-то казались веселым карнавалом...
Огромную роль, утверждают эксперты, в смешении реальности и спектакля играет насилие. Чем страшнее, тем лучше: тем легче перепутать реальности и вовлечься в искреннее сопереживание, даже зная, что это игра актеров. Вы же были в театре? Это искусство вызывать живые эмоции, актерская технология.Примерим эту кальку на Беларусь. Мы ведь слышали упреки в адрес правоохранителей по поводу якобы чрезмерной жестокости. Слышали жуткие рассказы, как оказывалось потом, о вымышленных историях. Показывали нам и нужные, специально подготовленные фотографии, фильмы, клипы. В одном из них (на песню «Выходи гулять») льются реки крови, много окровавленных тел, силовики представлены врагами, а преступники — героями, жертвами. В финале мы видим на их лицах злобное презрение и решимость мстить.
А что насчет терактов, поджогов, избиений людей, угроз, уничтожения их имущества? Да, это тоже часть представления. По замыслу «заказчика», здесь зритель должен был злорадствовать и сопереживать преступникам.
Все это — фрагменты одной мозаики, одного большого спектакля. Сцена — вся Беларусь. Цель — развалить государство. Да, наживкой изначально стали проблемы, которые действительно тревожат общество. Однако очень быстро они ушли на десятый план. На первый вывели грамотно подобранных модераторов и актеров.Технология известна давно — это так называемый форум‑театр и «театр угнетенных» Аугусто Боаля. Вот только современные цифровые массмедиа и сетевые ресурсы дали ей новое дыхание, наделив поистине разрушительным для сознания людей потенциалом.
А где карнавал, там всегда есть ряженые и клоуны...
Все мы видели, как через конкретные медиа еще задолго до выборов раскручивали нужных персон. Тот же Тихановский (теперь фигурант уголовного дела), который, используя возможности предвыборной кампании, на самом деле ездил по стране, вербуя сообщников и взращивая в людях недовольство, злость, агрессию. Чтобы потом направить эту силу против сторонников стабильного государства.
Для людей успешных, среднего класса включили бывшего топ‑менеджера банка, для айтишников и части чиновников — беглого экс‑дипломата и в прошлом главу Парка высоких технологий. Когда эти фигуры исчезли с политического поля, стали раскручивать женское трио, тоже с применением символики, жестов, нарядов и постановочных выступлений. Это было настоящее реалити‑шоу. Вот троица едет в машине, кушает гамбургеры, говорит о своем, о женском... Они такие простые, такие свои, такие классные. Вроде как и ты, зритель, являешься частью этого шоу, стоит лишь руку протянуть. Однако уже известны и другие сцены, для узкого круга. Как, к примеру, встреча 5 августа прошлого года, где Тихановская и сообщники обсуждают планы по захвату административных зданий и совершение других преступлений.
Элементами грандиозного спектакля также стали различные видеообращения, как бы интервью из мест заключения, «вечера поэзии», лжешахтеры, лжемедики, лжемилиционеры, липовые эксперты и педагоги (хотя для убедительности, надо признать, встречались и настоящие — те, кто поверил актерам, таковы законы жанра). Подключались известные деятели из спортивной сферы, культуры, журналистики и других. Не забывая создавать новые картинки, которые тут же выбрасывали в сеть.
В 2014 году события в Киеве начинались как шоу, а закончилось...
Неудивительно, ведь основные исполнители заказного карнавала — профессиональные ивент‑агентства, специализировавшиеся на организации корпоративов (кстати, традиционно их основные заказчики — IT, банки и частный бизнес). Представители местного шоу‑бизнеса даже хвастались, что могли бы продавать билеты на уличные спектакли. Настолько удачно, по их мнению, все складывалось.Аудитория тоже просчитывалась. Зачастую люди ведь не интересуются политикой (по крайней мере, так было раньше). Поэтому в правильности нужных «заказчику» взглядов, идей их убеждают через сферу интересов. Делят общество на группы, каждой предлагают свои мессенджеры, формы подачи информации и посылы. Например, ресурс ориентирован на спортсменов и болельщиков, но он также проводит в статьях идеи агрессивного белорусского национализма, критики власти, постепенно вкладывая в головы граждан конкретные мысли. Свои крючки и на других площадках — для айтишников, стилистов, психологов, молодых мам, художников и т.д.
По мнению психологов, не случайно именно Беларусь с ее стремительно развивающейся IT‑сферой стала площадкой для обкатки таких политтехнологий, широко задействующих ресурс цифровой инфраструктуры и интернет‑коммуникаций. Сразу же вслед за нами эти технологии распространились на Польшу, Казахстан, Россию и далее.
Не случайно и то, что столь специфический подход к «революционной трансформации» общества, как интерактивный форум‑театр, родился и апробировался именно в стране карнавальной культуры (основатель технологии — бразильский режиссер Аугусто Боаль, свои первые спектакли он проводил в местных деревнях). Форум‑театр как метод работы с аудиторией используется и в современной педагогике, поэтому внешне может показаться безобидным и даже полезным, реально решая на определенном этапе некие проблемы. Однако у этой медали есть и другая сторона: так могут и навязывать проблемы, создавать их в сознании публики, а затем втягивать ее в их решение. Технология используется и как манипулятивный способ трансформации общества, своеобразный коктейль психологии, психотерапии, культуры и политики. Он становится все более популярным в мире для подталкивания людей к активным действиям.
Особенно подвержены такому давлению подростки, молодежь с учетом возрастной эмоциональности. Собственно, что мы и видели в Беларуси, когда дети буквально высыпали на улицу «играть в революцию». Они с удовольствием участвовали в протестном карнавале, абсолютно не понимая целей «заказчика» жуткого спектакля и не осознавая своей роли — массовки для красочных фото и видео, а реально — разменных пешек в чьей‑то большой игре.Как готовят массовку? Сначала подогревают, стимулируют индивидуальную активность, работают над развитием актерского мастерства. Затем учат доверять, учат командности, создают позитивную атмосферу в группе: мол, тут друзья, хорошо, уютно. Далее публика получает поведенческий и коммуникативный опыт, развивает навыки транслирования эмоций. Играет в марионеток…
К слову, в интернете я обнаружила подробную методичку к технологии форум‑театра, разработанную МГО «М.АРТ IH‑клуб» (Макеевка, Донецкая область) и правозащитным центром «Поступ» (Луганск). Ни о чем не говорит?…И вот сцена готова, мизансцены продуманы и зрителей втягивают в начатое «актерами» представление. Делают публику как бы создателем сюжета и участником действа, которое должно завершиться театрализованным освобождением от «гнета» власти. Технология не требует ни изначального сюжета, ни режиссера.
Есть джокер, модератор, он должен довести ситуацию до пика конфликтности и вовремя спровоцировать резкую спонтанную эмоциональную реакцию зрителей, вывести их на сцену. Актеры спускаются в зал и либо исчезают, либо подогревают новых актеров. Им внушают, что так они решают проблему.Мне кажется, сегодня уже всем понятно, что «белорусский спектакль» готовили давно и основательно. Ждали сигнала к началу. Например, узкому кругу «ценителей жанра» хорошо известна персона Николая Халезина — давнего основателя так называемого «Белорусского свободного театра» (БСТ) в Минске, а заодно и программного директора Creative politics Hub.
С 2011 года Н. Халезин живет в Великобритании и в Беларуси не появляется, зато активно участвует в работе «политэмигрантских» структур. Он широко представлен в интернет‑пространстве и продвигает собственный телеграм‑канал, собирает и комментирует информацию о деятельности финансовых учреждений и госорганов в Беларуси. Работает этот «культурный деятель» с супругой Натальей Колядой и дочерью Марией Халезиной, вместе продвигают инициативы по блокированию сотрудничества с белорусскими компаниями. С февраля 2021 года — участник так называемого Белорусского фонда культурной солидарности НАУ, отвечает там за разработку культурных реформ, постоянно взаимодействуя со СМИ.Постановки БСТ — сплошная спекуляция на тему протеста, жертв режима, в тренде продвижение ЛГБТ‑ценностей, спектакль‑суицид... Халезин с удовольствием рассказывал «независимым» СМИ, что обучался у самого Джина Шарпа, рассуждал о жанрах и качестве режиссуры оппозицией протестных акций.
Из этой же серии культурный хаб «Ок16», созданный в Минске «прекрасной флейтисткой» Марией Колесниковой сразу же по приезде из Германии (именно там, напомним, она проживала много лет до того, как вдруг озаботилась проблемами белорусов). На этой площадке, используя технологии интерактивного театра в чистом виде, тоже готовили к протестной активности молодежь и так называемый креативный класс. Те же подходы применяли и устроители абсолютно безобидных на первый взгляд дворовых чаепитий, различных флешмобов, фотосессий с протестной символикой и прочего.
Сколько еще таких арт‑перформансов в разных сферах?
Вот оно, шоу. Однако стоит снять обертку — и увидим совсем другую картину...
Ну что ж. Вся информация об этом есть. Мыслящий читатель и сам увидит параллели в развитии протестного сюжета в Беларуси. Увидит оборудованную сцену, символы, увидит джокеров и актеров. Кстати, а знаете, почему такие артисты нашлись и не уходят? Просто уличные перформансы оказались для них интереснее, ярче реальной жизни. Вопрос в том, смогут ли люди, охваченные навязанными иллюзиями, выбраться из зазеркалья? Смогут ли очнуться и увидеть наконец реальный мир, осознать его хрупкость? Только от зрелости общества и ответственности каждого из нас зависит, какой спектакль мы в итоге сыграем.
Сакраментальное «Весь мир — театр, а люди в нем актеры» перестает быть литературной классикой. В современном мире даже культура становится политическим оружием.Именно креативные театральные труппы и коллективы, имеющие опыт публичных выступлений и эмоциональных перформансов, удерживания внимания публики и «вызывания слез», должны были по замыслу кукловодов «невероятных» составить авангард, или, если хотите, «комиссаров» улицы. Но что‑то пошло не так... Сценарий был слишком примитивен. И маски удалось сорвать в первом акте.
gladkaya@sb.by