О съемках единственного фильма Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть»
27.12.2016 20:02:51
В центре сюжета история матери и дочери, живущих в уютной старинной московской квартире. Мама (Екатерина Васильева) уже 10 лет не ходит, дочь все это время находится рядом, ухаживает за ней, совсем забыв про личную жизнь. Вдруг пожилая женщина говорит единственной дочери, что скоро умрет, но у нее на сердце камень из-за того, что та ни разу не была замужем. Дочка (Ирина Купченко) так бы и осталась старой девой, если бы на пороге их квартиры не появился Игорь (Олег Янковский) с шампанским и букетом роз. Он шел к своей любовнице, но случайно перепутал дом. Татьяна привела его к маме и выдала за своего жениха, Игорь от неожиданности подыграл ей. Но спустя неделю и он, и она поняли, что влюбились. Под бой курантов Игорь сделал Татьяне долгожданное предложение, а мама решила, что сможет пожить «еще годик, ну, может, два».
Идея снять фильм возникла во время съемок «Крейцеровой сонаты» в 1987 году, где Янковский сыграл главную роль, а будущий второй режиссер «Приходи на меня посмотреть» Михаил Агранович был оператором.
— Мы полетели доснимать «Сонату» в Рим, — дополняет деталями Михаил Леонидович. — И вот в скромном номере гостиницы, где мы с Олегом выпивали и закусывали привезенным из Москвы толстолобиком в томате, появились мысли снять кино с душевной историей. Но мы поговорили и забыли об этом, как часто бывает.
В фильме звучит пронзительный романс Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».
Только спустя 12 лет Янковский и Агранович вернулись к мыслям о фильме.
— После того как я посмотрел во МХАТе спектакль «Рождественские грезы», подумал: почему бы не снять фильм по этой пьесе, — продолжает Агранович. — Тем более персонажи пьесы попадали в канун праздника в комические ситуации, как и герои «Иронии судьбы». И сразу возникла мысль снять свое новогоднее кино, а то в нашей стране только одна «Ирония судьбы» по телевизору идет в канун Нового года. Тут же вспомнился наш с Олегом разговор, и я ему позвонил. Он посмотрел спектакль и сказал: «Давай попробуем».
«В потоке чудовищно черного кино, в то время снимали в основном такое, захотелось вдруг экранизировать какую-то добрую, светлую историю сказки», — так говорил при жизни о своей единственной режиссерской работе сам Олег Янковский.
Успех картины всегда зависит от подбора актеров. Не было сомнений, что Янковский сыграет главную роль, а вот женский состав долго подбирался. Исключением была только Наталья Щукина (сыграла лжедочку главных героев. — Авт.), с которой они служили в «Ленкоме».
— О том, что Олег Иванович собирается снимать кино, не знал никто, — уверяет Щукина. — Мне позвонила девушка: «Я ассистент Янковского по подбору актеров. Знаете такого?» Я спросила потом Олега Ивановича, мол, чего же вы сами ко мне не подошли в театре, а поручили звонить своему ассистенту. Он ответил, что не хотел мне предлагать роль в коридоре, решил, что я на общих основаниях должна пройти пробы.
На роль Софьи пробовались и Инна Чурикова, и Анна Каменкова, но когда режиссеры картины вспомнили про Екатерину Васильеву, поняли, что именно она подходит, как никто другой.
— Она поначалу отказывалась от нашего предложения, — продолжает Агранович. — Но потом сказала, что снимется, если мы получим благословение ее духовного отца. Мы с Олегом пошли к нему, и, слава Богу, он отпустил ее на съемки.
После премьеры фильма Олег Янковский получил «Нику» за лучшую мужскую роль.
— Я думала, что Янковский предложит мне роль Татьяны (дочки), — вспоминает Екатерина Васильева. — А он попросил меня сыграть старуху. Боялась, что не справлюсь с ролью и буду чувствовать себя некомфортно, а это сразу видно на экране... На что Олег мне, улыбаясь, сказал: «Ну не такая уж ты и молоденькая».
Конечно, без трудностей тоже не обошлось.
— Иногда у наших артисток что-то не получалось, с какими-то актерскими задачами они не соглашались. Например, Купченко говорила Олегу: «Я считаю, что так сыграть это нельзя. Ты считаешь — можно? Покажи!» И когда он показывал, все вопросы моментально снимались, — подчеркивает второй режиссер. — Самый большой конфликт у нас с Олегом возник по поводу пощечины. Я хотел, чтобы Янковский дал пощечину Купченко. Этот момент нужен для движения сюжета, что именно тогда героиня понимает: «Бьет — значит любит». Олег категорически отказывался бить женщину по лицу. Для него это было совершенно неприемлемо. Я считал, что для развития отношений героев этот эпизод совершенно необходим, и мне стоило огромных усилий все-таки убедить в этом Олега. В итоге пощечину снимали издалека, на общем плане, а Купченко и вовсе не было видно из-за двери. Зритель только слышал хлопок.
Наталия Блажиевская.
Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016