Вера Полякова: я уже давно не даю обещаний, которые не смогу выполнить
21.05.2022 14:16:00
Популярная актриса, а с недавних пор — директор Театра юного зрителя Вера Полякова обещает приложить все усилия для того, чтобы ТЮЗ вновь стал востребованным театральным адресом
В начале апреля Мингорисполком принял волевое решение о новом кадровом назначении — минский ТЮЗ возглавила Вера Полякова. Распоряжение действительно нерядовое: театр давно нуждался в серьезной творческой и финансово-хозяйственной перезагрузке. Задача получилась со звездочкой. С одной стороны, искали человека, который взял бы ответственность за художественную политику ТЮЗа, определил его творческий вектор. С другой стороны, новый руководитель должен быть эффективным менеджером, который в состоянии провести ревизию, выявить проблемные участки и — самое важное! — сделать театр рентабельным. У Веры Поляковой такой опыт есть: на днях ее собственная театральная компания «ТриТФормаТ» отметила 10-летний юбилей.
— Вера, главный вопрос: как вы собираетесь совмещать ТЮЗ и «ТриТФормаТ» и не пострадает ли при этом хотя бы один из коллективов?
— Управление театральной компанией я полностью передала старшему сыну. Проекту уже 10 лет, там сложилась сильная команда, которая будет работать без моего участия. В «ТриТФормаТ» я остаюсь исключительно как актриса. Потому что моя главная в жизни любовь — заниматься творчеством, выходить на сцену. И у меня это, смею надеяться, неплохо получается.
— А на сцене ТЮЗа мы вас увидим?
— Нет, моя задача — руководить и помогать, а не играть. Самое главное, что я успела сделать для театра за полтора месяца, — поднять уровень продаж. Чего скрывать: театр был в застое, посещаемость нулевая. В прошлом году она составила 27,8 процента — это разве нормально? Это мало, учитывая, что у ТЮЗа заключены договоры в том числе с комитетом по образованию Мингорисполкома. Вся труппа с техническим персоналом — 162 человека. И возникает вопрос: как они кормились, как выживали?
— Не боюсь, потому что знаю: мне это по плечу. Я уже давно не даю обещаний, которые не смогу выполнить.
— На каких условиях вы приняли эту должность? Слышала, будто бы вы категорически отказались от наличия худрука в театре.
— Да, это было мое главное условие. Я считаю эту позицию пережитком прошлого. В театре должен быть хороший менеджер в первую очередь. Человек, который понимает, что сейчас продается и что важно для зрителей. Первый спектакль, который я выпускаю в качестве директора, — сказка «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду. Мое мнение: эта постановка просто необходима белорусскому зрителю. Она учит доброте, милосердию, любви. Это произведение — о христианских ценностях, о которых мы порой забываем в ежедневной беготне. И нам нужно напомнить об этом молодому поколению. Премьера — 1 июня. В этот день даем два спектакля, все билеты уже проданы.
— А что касается позиции главного режиссера?
— У нас есть режиссер Анна Козлова (она же поставила «Кентервильское привидение»), которая занимается в том числе вводами и репертуаром. Но будут и приглашенные режиссеры. Недавно я была на переговорах в ТЮЗе им. А. Брянцева в Санкт-Петербурге. Там познакомилась с великолепным итальянским режиссером Ферруччо Меризи, который выпустил спектакль по пьесе Карло Гольдони в стиле комедии дель арте. Над постановкой работала итальянская команда, все маски изготавливались в Венеции. Хочу что-то подобное сделать в Минске. Почему нет? Можно привлечь спонсоров и людей, влюбленных в искусство, найти деньги. Над этим в том числе я сейчас работаю.
— В кулуарах говорят еще и о ребрендинге ТЮЗа. Мол, у вас есть планы сделать не просто детский театр, а театр для детей и молодежи.
— Все верно. Мы будем вносить изменения в устав. Это даст нам возможность ставить спектакли для молодежи, чего сейчас категорически не хватает не только в Минске, но и в стране.
— К молодежи вы кого причисляете?
— Людей от 16 и до 99. Не важно, какая цифра в паспорте, человек может быть молод в душе. Если мы будем делать хорошие вечерние спектакли для взрослых, чем плохо? И такие планы есть. Мой любимый режиссер из «ТриТформаТ» Татьяна Самбук ко дню начала Великой Отечественной войны готовит концерт-реквием. 18 июня сыграем его у минской Ратуши, 24 июня — в Несвижском замке, а 22 июня дадим концерт в ТЮЗе. В его основе — сюжет из «Альпийской баллады» Василя Быкова. Кроме того, в июле в Минск приезжает московский режиссер Александр Баркар, который поставит у нас «Фигаро» Бомарше. Но есть проблема: в театре нет актера, который мог бы исполнить роль Фигаро. Вероятно, кого-то будем приглашать. В сентябре Татьяна Самбук также возьмется за «Евгения Онегина». Музыку к спектаклю напишет московский композитор Дарья Гарбузняк, а сыграют артисты Президентского оркестра. Таким образом, получится три серьезных молодежных проекта.
— Конечно. Более того, я считаю, что театр для детей и молодежи должны делать молодые режиссеры и драматурги. Но пока я не увидела ничего такого, что мне захотелось бы поставить.
— После вашего назначения оппозиционные СМИ выдали «новость», якобы вы искореняете в театре белорусский язык. Давайте еще раз проговорим этот момент: что будет со спектаклями на «мове»?
— Спектакли на «мове» как шли, так и будут идти. Проблема в том, что люди, написавшие, будто я убиваю белорусский язык, просто не знакомы с репертуаром ТЮЗа. Афиши мы печатаем на белорусском языке. На русском идет 40 процентов спектаклей. Так что обращаюсь ко всем, кто пытается меня этим лягнуть: ребята, читайте на афишах в скобочках, на каком языке идет спектакль.
— В репертуаре по-прежнему значится спектакль «З нагоды мёртвых душ», небезызвестные авторы которого не устают критиковать власть в соцсетях. Будете ли вы из-за этого снимать спектакль из репертуара?
— Давайте откровенно: спектакль великолепный. Режиссер Александр Баркар сделал прекрасную постановку, поднял важную тему о том, как приучать людей читать книги. Но в связи с тем, что театром давно никто не занимался, а вводы делали сами артисты, спектакль развалился. Поэтому первое, о чем я договорилась с Баркаром, когда он приедет, — восстановить спектакль. А что касается его авторов… Бог им судья. Они решили, что будут заниматься политикой, — значит, это их выбор. А мой выбор — делать хорошие спектакли. Я не считаю, что его нужно убирать из репертуара.
— Ваша медийность театру мешает или помогает?
— Я абсолютно уверена в том, что уровень моей популярности театру только в плюс. И это тоже было моим условием: чтобы мне дали возможность продолжать играть в театре, работать на телевидении. Мы уже вышли на 64 процента продаж, на май поставили планку в 70 процентов. И это происходит в том числе потому, что люди знают меня. Я звоню, а в ответ слышу: «О, мы с вами и «Нашим утром» каждый день просыпаемся вместе».
В начале апреля Мингорисполком принял волевое решение о новом кадровом назначении — минский ТЮЗ возглавила Вера Полякова. Распоряжение действительно нерядовое: театр давно нуждался в серьезной творческой и финансово-хозяйственной перезагрузке. Задача получилась со звездочкой. С одной стороны, искали человека, который взял бы ответственность за художественную политику ТЮЗа, определил его творческий вектор. С другой стороны, новый руководитель должен быть эффективным менеджером, который в состоянии провести ревизию, выявить проблемные участки и — самое важное! — сделать театр рентабельным. У Веры Поляковой такой опыт есть: на днях ее собственная театральная компания «ТриТФормаТ» отметила 10-летний юбилей.
— Вера, главный вопрос: как вы собираетесь совмещать ТЮЗ и «ТриТФормаТ» и не пострадает ли при этом хотя бы один из коллективов?
— Управление театральной компанией я полностью передала старшему сыну. Проекту уже 10 лет, там сложилась сильная команда, которая будет работать без моего участия. В «ТриТФормаТ» я остаюсь исключительно как актриса. Потому что моя главная в жизни любовь — заниматься творчеством, выходить на сцену. И у меня это, смею надеяться, неплохо получается.
— А на сцене ТЮЗа мы вас увидим?
— Нет, моя задача — руководить и помогать, а не играть. Самое главное, что я успела сделать для театра за полтора месяца, — поднять уровень продаж. Чего скрывать: театр был в застое, посещаемость нулевая. В прошлом году она составила 27,8 процента — это разве нормально? Это мало, учитывая, что у ТЮЗа заключены договоры в том числе с комитетом по образованию Мингорисполкома. Вся труппа с техническим персоналом — 162 человека. И возникает вопрос: как они кормились, как выживали?
Так вот я хочу, чтобы мои актеры не выживали, а стали звездами. И я обещаю, что через два года это будет самый популярный театр в стране.— Смело. Не боитесь давать такие громкие обещания?
— Не боюсь, потому что знаю: мне это по плечу. Я уже давно не даю обещаний, которые не смогу выполнить.
— На каких условиях вы приняли эту должность? Слышала, будто бы вы категорически отказались от наличия худрука в театре.
— Да, это было мое главное условие. Я считаю эту позицию пережитком прошлого. В театре должен быть хороший менеджер в первую очередь. Человек, который понимает, что сейчас продается и что важно для зрителей. Первый спектакль, который я выпускаю в качестве директора, — сказка «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду. Мое мнение: эта постановка просто необходима белорусскому зрителю. Она учит доброте, милосердию, любви. Это произведение — о христианских ценностях, о которых мы порой забываем в ежедневной беготне. И нам нужно напомнить об этом молодому поколению. Премьера — 1 июня. В этот день даем два спектакля, все билеты уже проданы.
— А что касается позиции главного режиссера?
— У нас есть режиссер Анна Козлова (она же поставила «Кентервильское привидение»), которая занимается в том числе вводами и репертуаром. Но будут и приглашенные режиссеры. Недавно я была на переговорах в ТЮЗе им. А. Брянцева в Санкт-Петербурге. Там познакомилась с великолепным итальянским режиссером Ферруччо Меризи, который выпустил спектакль по пьесе Карло Гольдони в стиле комедии дель арте. Над постановкой работала итальянская команда, все маски изготавливались в Венеции. Хочу что-то подобное сделать в Минске. Почему нет? Можно привлечь спонсоров и людей, влюбленных в искусство, найти деньги. Над этим в том числе я сейчас работаю.
— В кулуарах говорят еще и о ребрендинге ТЮЗа. Мол, у вас есть планы сделать не просто детский театр, а театр для детей и молодежи.
— Все верно. Мы будем вносить изменения в устав. Это даст нам возможность ставить спектакли для молодежи, чего сейчас категорически не хватает не только в Минске, но и в стране.
— К молодежи вы кого причисляете?
— Людей от 16 и до 99. Не важно, какая цифра в паспорте, человек может быть молод в душе. Если мы будем делать хорошие вечерние спектакли для взрослых, чем плохо? И такие планы есть. Мой любимый режиссер из «ТриТформаТ» Татьяна Самбук ко дню начала Великой Отечественной войны готовит концерт-реквием. 18 июня сыграем его у минской Ратуши, 24 июня — в Несвижском замке, а 22 июня дадим концерт в ТЮЗе. В его основе — сюжет из «Альпийской баллады» Василя Быкова. Кроме того, в июле в Минск приезжает московский режиссер Александр Баркар, который поставит у нас «Фигаро» Бомарше. Но есть проблема: в театре нет актера, который мог бы исполнить роль Фигаро. Вероятно, кого-то будем приглашать. В сентябре Татьяна Самбук также возьмется за «Евгения Онегина». Музыку к спектаклю напишет московский композитор Дарья Гарбузняк, а сыграют артисты Президентского оркестра. Таким образом, получится три серьезных молодежных проекта.
Смелая работа с молодой аудиторией, современной проблематикой, новыми текстами и идеями — таков новый художественный вектор, предложенный Верой Поляковой.— Быков, Бомарше, Пушкин. А где новые авторы? Готовы ли вы открывать новые имена?
— Конечно. Более того, я считаю, что театр для детей и молодежи должны делать молодые режиссеры и драматурги. Но пока я не увидела ничего такого, что мне захотелось бы поставить.
— После вашего назначения оппозиционные СМИ выдали «новость», якобы вы искореняете в театре белорусский язык. Давайте еще раз проговорим этот момент: что будет со спектаклями на «мове»?
— Спектакли на «мове» как шли, так и будут идти. Проблема в том, что люди, написавшие, будто я убиваю белорусский язык, просто не знакомы с репертуаром ТЮЗа. Афиши мы печатаем на белорусском языке. На русском идет 40 процентов спектаклей. Так что обращаюсь ко всем, кто пытается меня этим лягнуть: ребята, читайте на афишах в скобочках, на каком языке идет спектакль.
— В репертуаре по-прежнему значится спектакль «З нагоды мёртвых душ», небезызвестные авторы которого не устают критиковать власть в соцсетях. Будете ли вы из-за этого снимать спектакль из репертуара?
— Давайте откровенно: спектакль великолепный. Режиссер Александр Баркар сделал прекрасную постановку, поднял важную тему о том, как приучать людей читать книги. Но в связи с тем, что театром давно никто не занимался, а вводы делали сами артисты, спектакль развалился. Поэтому первое, о чем я договорилась с Баркаром, когда он приедет, — восстановить спектакль. А что касается его авторов… Бог им судья. Они решили, что будут заниматься политикой, — значит, это их выбор. А мой выбор — делать хорошие спектакли. Я не считаю, что его нужно убирать из репертуара.
— Ваша медийность театру мешает или помогает?
— Я абсолютно уверена в том, что уровень моей популярности театру только в плюс. И это тоже было моим условием: чтобы мне дали возможность продолжать играть в театре, работать на телевидении. Мы уже вышли на 64 процента продаж, на май поставили планку в 70 процентов. И это происходит в том числе потому, что люди знают меня. Я звоню, а в ответ слышу: «О, мы с вами и «Нашим утром» каждый день просыпаемся вместе».
В апреле следующего года впервые с начала 1980-х на гастроли в Минск приедет театр «Балтийский дом». Этой договоренности Полякова достигла по итогам командировки в Санкт-Петербург.leonovich@sb.by