Художник-декоратор из Белыничей создает уникальные объемные картины из обычного гипса
24.02.2024 22:19:00
Светлана МАРКОВА
Блики солнца на листьях, росинка на лепестке роз, прожилки на папоротнике. В работах Олега Ковалева из Белыничей мир природы будто оживает, демонстрируя свою утонченную красоту. Трудно поверить, что созданы такие барельефы из гипса и строительных смесей с помощью обычных шпателей, резаков или стамесок. Чтобы задуманное воплотилось во всех деталях, мастеру приходится выверять каждое движение. И конечно, запастись терпением: технология объемных декоров требует немало времени и сил.
Олег КОВАЛЕВ и его старинный город.
— На одну такую работу может уйти несколько недель, а то и больше месяца, — признается художник. — Во многом это зависит от размера.
К слову, самый большой барельеф, который приходилось делать Ковалеву, — пять метров в длину и два с половиной в высоту. Украсил мастер и свой дом, создав на стене уголок Венеции. Старинные дома, волны канала, по которому плывут гондолы, — кажется, что можно сделать шаг, и ты тоже попадешь в этот необычный итальянский город, прогуляешься по древним улочкам, подышишь его воздухом.
— Идеальные барельефы для меня белые, — признался автор. — На них лучше всего проявляется игра света и тени. Но иногда тонирую в оттенки серого, зеленого, коричневого.
В основе работ Олега — как реальные мотивы вроде городских пейзажей, гор или цветущих садов, так и абстракции. Но в каждой чувствуется почерк мастера и та притягательность, которая выделяет его гипсовые картины в ряду других.
Замок из Средневековья.
У Олега талант художника проявился еще в раннем детстве. Сначала он развивал его в Белыничской школе искусств, потом в Могилевском государственном колледже искусств, где изучал керамику, лозоплетение. Затем поступил в Белорусский университет культуры и искусств. Свои силы пробовал в самых разных техниках: занимался резьбой по дереву, работал с сухоцветами, создавал гобелены. Но когда на одной из выставок в Минске увидел картину в технике терра (шпатлевка в сочетании с флористикой), понял: это то, чем хотел бы заниматься сам.
— Для того объемного коллажа автор брал природные материалы: листья, камушки, ракушки, шишки, — рассказал Олег. — А я решил использовать в таких целях гипс. Так появилась серия цветочных барельефов — с лилиями, розами, ирисами.
Сегодня в его активе персональная выставка в художественном музее имени Бялыницкого‑Бирули. Ковалев также в 2022 году стал финалистом республиканского конкурса мастеров‑декораторов «Золотая кельма».
— Когда цветы или другие растения становятся как бы частью пространства, приживаются в нем, это смотрится и воспринимается очень органично. В природе ведь не бывает двух одинаковых цветков, потому и на стене не может быть «штамповок». Каждая работа — это эксклюзив, у нее должны быть свои особенные черты.
Работа с гипсом требует большого терпения.
О новых творческих задумках Олег Ковалев рассказывать не спешит. О человеке лучше всего говорят реальные факты и работы, считает он.
Фото из личного архива Олега КОВАЛЕВА.
Все лишнее — отсечь
Как рождается «каменное фото»? Подсказки для сюжетов найти нетрудно: если внимательно присмотреться вокруг, можно увидеть много прекрасного. И первым делом — запечатлеть будущую работу в карандашных набросках. Потом с помощью гипса создать «выпуклые» контуры. На следующем этапе полости рисунка надо заполнить специальной смесью. Объем декора вырисовывается поэтапно: каждый из слоев в процессе должен хорошо просохнуть. Только после этого можно браться за кисть, чтобы добавить картине реальных красок.— На одну такую работу может уйти несколько недель, а то и больше месяца, — признается художник. — Во многом это зависит от размера.
К слову, самый большой барельеф, который приходилось делать Ковалеву, — пять метров в длину и два с половиной в высоту. Украсил мастер и свой дом, создав на стене уголок Венеции. Старинные дома, волны канала, по которому плывут гондолы, — кажется, что можно сделать шаг, и ты тоже попадешь в этот необычный итальянский город, прогуляешься по древним улочкам, подышишь его воздухом.
|
В основе работ Олега — как реальные мотивы вроде городских пейзажей, гор или цветущих садов, так и абстракции. Но в каждой чувствуется почерк мастера и та притягательность, которая выделяет его гипсовые картины в ряду других.
Талант по наследству
Чувство прекрасного Ковалеву вполне могло передаться по наследству: дедушка по матери тоже обладал даром художника. Хотя профессия Григория Якимовича ничего общего с творчеством не имела, он в любую свободную минуту не выпускал карандаша из рук, и его рисунки впечатляли родных и знакомых.У Олега талант художника проявился еще в раннем детстве. Сначала он развивал его в Белыничской школе искусств, потом в Могилевском государственном колледже искусств, где изучал керамику, лозоплетение. Затем поступил в Белорусский университет культуры и искусств. Свои силы пробовал в самых разных техниках: занимался резьбой по дереву, работал с сухоцветами, создавал гобелены. Но когда на одной из выставок в Минске увидел картину в технике терра (шпатлевка в сочетании с флористикой), понял: это то, чем хотел бы заниматься сам.
— Для того объемного коллажа автор брал природные материалы: листья, камушки, ракушки, шишки, — рассказал Олег. — А я решил использовать в таких целях гипс. Так появилась серия цветочных барельефов — с лилиями, розами, ирисами.
Сегодня в его активе персональная выставка в художественном музее имени Бялыницкого‑Бирули. Ковалев также в 2022 году стал финалистом республиканского конкурса мастеров‑декораторов «Золотая кельма».
Прекрасное — в несовершенстве
Свои объемные картины, которые могут достигать размера целой комнаты, автор создает исключительно вручную. «Автоматизация», конечно, может ускорить или облегчить процесс, но при этом лишит работу оригинальности. Тогда как именно в несовершенстве, по мнению мастера, и кроется прекрасное:— Когда цветы или другие растения становятся как бы частью пространства, приживаются в нем, это смотрится и воспринимается очень органично. В природе ведь не бывает двух одинаковых цветков, потому и на стене не может быть «штамповок». Каждая работа — это эксклюзив, у нее должны быть свои особенные черты.
О новых творческих задумках Олег Ковалев рассказывать не спешит. О человеке лучше всего говорят реальные факты и работы, считает он.
Примечательно, что художник сумел увлечь созданием панно и барельефов из гипса многих мальчишек и девчонок из Белыничского района. Самые первые юные последователи у мастера появились, когда он руководил Светиловичским сельским Домом ремесел. Вместе с детьми Ковалев оформил и само помещение, стилизовав его под деревенскую избу со старинной белорусской утварью и произведениями народного творчества.Сделанные руками учеников гипсовые панно и поделки из глины в этот интерьер тоже вписались как нельзя лучше. Возможно, не все юные авторы свяжут свое будущее с этим видом искусства. Но оно наверняка поможет им сформировать то чувство прекрасного, которое позволит видеть красоту даже, казалось бы, в самых обыденных вещах. И конечно, приумножать ее.
Фото из личного архива Олега КОВАЛЕВА.