Не стоит слишком монетизировать морально-этические ценности

Веления души не измерить деньгами

Выскажу крамольную мысль: не слишком ли мы иной раз увлекаемся стимулированием морально-этических ценностей? Под разные преференциальные и льготные режимы у нас попадают молодые семьи, различные инициативы, стремление к научной деятельности… С одной стороны, это прекрасно. С другой — не все в нашей жизни решают финансово-экономические параметры. И как мне видится, в некоторых случаях и с чрезмерным применением излишняя монетизация дает обратный эффект, девальвируя духовные стимулы и мотивацию. 


Так уж получилось, что в последние несколько месяцев пришлось участвовать в добром десятке экспертных мероприятий, на которых обсуждались проблемы демографии. Сразу оговорюсь: в этом показателе заложен фундаментальный экономический смысл. Хотя иной раз его звучание может и показаться циничным. В конце концов, экономику (и индустриальную, и сервисную, и финансовую) создают люди. И трудовой ресурс продолжает являться одним из факторов производства. Другой вопрос, что все меньше людей требуется с лопатами, а больше — программистов, операторов умных станков, специалистов по промышленным роботам. Но люди для экономики так или иначе нужны. И чтобы произвести материальные ценности и их защитить, чтобы соседи не растянули. Поэтому демография продолжает являться важным императивом, под сенью которого развиваются все экономики независимо от своей структуры. 

Но это — чисто экономический аспект. Математически циничный, так как люди в этом случае — трудовой ресурс. Но в целом институт брака, семьи, взаимоотношений поколений между собой — категория исключительно морально-этическая. И формируется не столько (по моему мнению) исходя из материальных факторов, сколько духовных потребностей. Как и стремление к тем или иным профессиям. Ученый, исследователь — это скорее состояние души, которая стремится к познанию неизведанного. Конечно, нужны и знания, и навыки, и владение исследовательскими и научными методологиями… Но если отсутствует внутренняя тяга к науке, то и ученый получится несколько фальшивым. Он будет совершенствоваться, выполнять какой-то функционал, но навряд ли совершит хотя бы маленькое открытие. И абсолютно от этого не расстроится. 

Кстати, ценностная составляющая является весьма важной, наверное, практически для любой профессии. Педагоги, медики, военные, правоохранители… Никакие деньги не сделают из человека истинного защитника Родины или великолепного учителя, о котором ученики будут с благодарностью помнить до конца своей жизни. Даже за магазинным прилавком, пожалуй, нужно вдохновение. Не простая вежливость, иногда холодная и тягучая, почти через силу с заученными регламентированными фразами. Иногда кажется, что тебе говорят «спасибо за покупку» от безнадежности: чтобы не уволил строгий учредитель. Но встречаются такие виртуозы, умеющие поднять потребительское настроение, что буквально не хочется отходить от кассы. 

Несомненно, опасно попадать в трясину ханжества и отбрасывать материальные блага. Они тоже влияют на нашу жизнь. С милым и рай в шалаше — прекрасная пословица. Но ее романтизм способен разбиться о суровые бытовые лишения. И это очень хорошо, что у нас есть поддержка и молодых специалистов, и молодых семей. Им дают возможность быстрее стать на ноги в части материального благополучия. Для семей с детьми создана и приличная инфраструктура, которая дотируется из бюджета: детские сады, школы, поликлиники… У нас рекордные оплачиваемые декретные отпуска, существует масса пособий для семей с детьми. И множество других программ, подпрограмм. В них есть цифры, расчеты, финансово-экономические выкладки. О них часто говорят представители органов государственного управления. И не буду с ними спорить: они логически и на цифрах доказывают, что сегодня при белорусском уровне поддержки родители могут с уверенностью смотреть в будущее. Ребенка они однозначно смогут вырастить и воспитать. 

И это правильная позиция. Но не пропадает ли за цифрами и демографической, и семейной экономики ценностная составляющая? Я о браках, которые заключаются на небесах (и без всяких преференций и материальной поддержки). Таинство любви и появления детей. Радость общения с маленьким человеком, наблюдать его взросление, пытаться воплотить в нем свои мечты и стремления. Не задавливает ли монетизация эмоции? Слишком много говоря о преференциях и выплатах, не подталкиваем ли мы сами молодое поколение (а оно и так очень прагматичное, даже чрезмерно) к планированию семьи? Причем в финансово-экономическом аспекте. Не превращается ли взаимоотношение людей в семье в бизнес-план? Только мои сентенции не стоит путать с безответственностью. Заводя семью, молодой человек, несомненно, должен понимать: он теперь отвечает не только за себя, но и за родных. И поступать в соответствии с этим фактом. А девушка становится хранительницей очага, что тоже налагает определенную ответственность. 
Разными преференциями не стимулируем ли мы выбор профессии исключительно через призму материального фактора? И подспудно подростки будут прикидывать в уме, что они получат на карман сразу и конкретно, если пойдут в военное училище или ветеринарную академию, станут юристами или финансистами, учеными или докторами… А как же призвание?
Материальное стимулирование, несомненно, должно быть. И оно всегда было. И в капиталистические дореволюционные времена, и в советской более уравнительной системе. Но тут очень важна последовательность: пряник дают авансом или за какие-то достижения? Если авансом, то не получим ли мы много людей (а их уже немало), которые приходят в профессию исходя из конъюнктуры момента, собирают бенефиции и уходят из нее. И пытаются реализоваться в других сферах жизни, далеких от их базовых знаний. На мой взгляд, это нередко является стрессовым сценарием и для людей, и для рынка труда. Тем более что сегодня, если говорить откровенно, нужны не дипломанты, а квалифицированные специалисты. По всем направлениям. Но без призвания, пожалуй, нельзя стать ни хорошим юристом, ни экономистом, ни физиком, ни лириком. Если сделать щедрую финансовую инъекцию в литературу, то появится ли много хороших поэм и повестей? Хотя, уверен, в писателях и поэтах отбоя не будет. 

Несомненно, формирование ценностной среды — очень кропотливая работа, тонкая и деликатная. Но, как кажется, именно морально-этические стимулы являются доминирующими в устойчивом развитии общества. И материальная составляющая должна элегантно вплетаться в систему ценностей. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter