30-летний конструктор ОАО «Гомсельмаш» — о прогрессе в белорусском комбайностроении и своей судьбе
01.07.2024 22:00:00
Василий ГЕДРОЙЦ
Растить хлеб на Белой Руси почетно и ответственно. Ведь он синоним жизни. Но без современных машин зерно не уберешь. Так думал и Александр Бобровничий, когда выбирал профессию. Создавать суперсовременную технику для АПК ведущий инженер‑конструктор научно‑технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» поставил главной целью жизни, которая неотделима от жизни родной страны. К своим же 30 годам, будучи уже зрелым специалистом, Александр убедился: без огромного внимания к этому направлению Президента Беларуси, его мощной и постоянной поддержки нашу сельхозтехнику сегодня не ценили бы на всех континентах за высокое качество, комфортабельность, удобство в обслуживании. Но так было не всегда...
— Без преувеличения исторический факт, документально подтверждающий, как Глава государства, по сути, спас сельское хозяйство, — комментирует конструктор. — Помню то время и знаю, какие были технические возможности у хлеборобов в самом начале 90‑х годов. Предельно ограниченные. Родился и провел детство в деревне Борщовка Добрушского района. Отец был водителем. Но больше всего любовь к технике перенял от дедушки, который работал механизатором. В школу еще не ходил, а уже бегал к нему смотреть, как убирает хлеб на комбайне. Так вот, в 90‑е годы прошлого века на полях молотили советские «Нивы», ресурс которых подходил к концу. Закупили, было дело, несколько российских «Донов», а затем их поставки прекратились. Вести жатву становилось все труднее. Механизаторы в то время говорили: нужны свои, белорусские зерноуборочные комбайны.
Беспомощные политики, которые управляли страной в первые годы после распада СССР, ничего не предпринимали для решения проблемы.
— Но в 1994 году в новую Конституцию Беларуси введена должность Президента, на которую избран Александр Лукашенко, — вспоминает Александр. — Это исторический день для всех белорусов. Александр Григорьевич, человек от земли, буквально с первых дней президентства стал заниматься экономикой с жестким уклоном на импортозамещение, максимально возможное производство своей продукции для всех сфер жизнедеятельности. Жизнь подтвердила, насколько прав Президент! Ведь свое производство — это не только рабочие места, рост ВВП и доходы бюджета. Это еще и гарантия от кризисов, от того, что поставки могут прекратиться из‑за надуманных западных санкций, как, собственно, и случилось уже в последние годы.
Много лет спустя, 25 августа 2021 года, во время посещения сельхозкомплекса «Острошицы» ОАО «Минский КХП» Логойского района по случаю 25‑летия принятия исторического решения о начале производства в стране зерноуборочной техники, Александр Лукашенко заявил:
— В марте того года Глава государства посетил «Гомсельмаш». Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил Александру Лукашенко материалы с обоснованием проекта зерноуборочного комбайна и попросил профинансировать работу. Надо ли говорить, что Президент прекрасно осознавал важность и обязательность принятия государственного решения. Не все, может быть, разделяли его точку зрения, в некоторых республиканских структурах раздавались голоса: мол, зачем нам собственный комбайн, если на мировом рынке можно купить уже готовые. Не поддался на эти популистские идеи наш Президент и твердо сказал: быть белорусскому комбайну. Причем не просто быть, а в ряду лучших мировых образцов!
1 августа 1996 года в колхозе имени Урицкого Гомельского района на уборке ржи первый белорусский зерноуборочный комплекс КЗР‑10 «Полесье‑Ротор» скосил свой дебютный гектар. Но еще более знаменательным днем стало 24 августа. На испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент. Дав положительную оценку новой машине, Глава государства пообещал всячески поддерживать зерноуборочное комбайностроение. И слово сдержал. Так в суверенной Беларуси зарождалась новая передовая отрасль.
— Я как инженер‑конструктор понимаю: для того чтобы она развернулась в полную силу, требовалось время, — говорит Александр. — А после завершения испытаний встал вопрос о серийном производстве. Требовались деньги. Тогда с ними были трудности как у производителей сельхозтехники, так и у потребителей — сельхозорганизаций. Президент решил и эту проблему.
26 мая 1999 года Александр Лукашенко подписал Указ «О мерах государственной поддержки предприятий производственного объединения «Гомсельмаш», занятых созданием, выпуском зерноуборочной и модернизированной кормоуборочной техники в 1999 году». В документе освоение производства зерноуборочной техники названо важнейшей государственной задачей. «Гомсельмашу» предписывалось изготовить и поставить сельскому хозяйству республики первую промышленную партию зерноуборочных комбайнов в количестве 50 штук до 1 августа 1999 года, а также 150 таких машин в 2000 году. Минсельхозпроду, Минфину, облисполкомам — обеспечить оплату первой промышленной партии за счет областных фондов стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия. Для финансирования первоочередных работ «Гомсельмашу» выделялись средства из бюджета и льготный кредит, предоставлялись налоговые льготы.
Сбылась мечта всех белорусских механизаторов и агрономов создать свой зерноуборочный комбайн.
— Вскоре после освоения массового производства первого белорусского комбайна его приобрели в моем родном хозяйстве. Сколько было радости у моего деда, всех комбайнеров: вот он, свой, родной. А как они благодарили Президента!
— Это было в 2011 году, — отметил Александр Александрович. — Мои будущие коллеги уже практически отказались от проектирования с помощью кульмана, бумаги и карандаша. На смену пришли компьютерные программы. А студенты изучали историю проектирования. Вот тогда и я оценил прогресс в нашей сфере, который стал возможен благодаря правильно выстроенной госполитике.
Пока Александр Бобровничий учился в школе и вузе, «Гомсельмаш» разработал и внедрил в производство целую линейку зерноуборочных комбайнов, в том числе самую массовую на сегодняшний день машину — GS12.
— Здесь, в музее, можно увидеть их макеты, — рассказывает конструктор. — Они показывают, какая огромная работа проведена. Но жизнь требовала более мощных уборочных агрегатов.
18 августа 2017 года Александр Лукашенко побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему продемонстрировали комбайн GS1624. Президент предложил испытать агрегат на ходу:
В начале июня 2018 года с конвейера ОАО «Гомсельмаш» сошел первый комбайн GS2124 — 11 августа 2018 года Глава государства на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района испытал GS2124 и назвал его комбайном будущего. В его модификации в дальнейшем участвовал и Александр Бобровничий:
— Агрегат оборудован российской системой автовождения на основе искусственного интеллекта, обладающего, помимо компьютерного зрения, навигацией GPS. Сейчас ведется работа по оснащению комбайна аналогичной белорусской системой. Улучшились условия труда механизатора. Эффективное освещение приборов позволяет уверенно работать в темное время суток. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор спереди и сзади. В кабине есть даже холодильник — вода из него в жару весьма кстати.
Конструкторы обратили внимание еще на одну нишу рынка — комбайны малой мощности для небольших полей и невысокой урожайности. Их разным странам требуется много.
— С 2019 года участвую в создании и модернизации комбайна GS200, — пояснил Александр. — Здесь, в музее, его макета пока нет. Но настоящая машина на полях работает. А сейчас подключился к разработке деталей и узлов для комбайна GS400. Это промежуточный вариант между самой массовой, средней по производительности модели, и самой маломощной, о которой говорилось выше.
30 лет назад хлеб практически не было чем обмолачивать. Сегодня «Гомсельмаш» производит 17 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций, 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур.
— Иногда спрашивают: что меня могло ожидать, если бы не перемены, начавшиеся 30 лет назад с введением института президентства? — откровенничает Александр Бобровничий. — Или если бы к власти пришел кандидат не от народа, а так — от горстки националистов? Такой вопрос порой задаю и я сам себе. Точно знаю ответ на него: ничего хорошего бы не было. Возможно, меня ждала бы судьба гастарбайтера, как инженерно‑технических работников многих стран Восточной Европы и Прибалтики, той же Украины. Или полунищее существование в родных краях при распроданных за гроши иностранцам или вовсе закрытых предприятиях. Но такой судьбы своей земле никогда не пожелал бы. Поэтому я испытываю огромное счастье от того, что расту и развиваюсь вместе со страной под руководством сильного лидера, который сначала отвел государство от пропасти, а затем обеспечил достойный уровень нашей мирной и созидательной жизни.
gedroiz@sb.by
Хлеб был, а убирать нечем
Народный музей боевой и трудовой славы ОАО «Гомсельмаш». Хранитель истории, достижений и традиций, которые органично и эффектно вписываются в достижения суверенной Беларуси. В залах встречают почетных гостей, проводят экскурсии, молодые специалисты присягают на верность трудовому коллективу. Здесь, как в зеркале, отражается все, связанное с прославленным предприятием. Есть один наиболее популярный стенд. С Александром Бобровничим мы останавливаемся у фото Александра Лукашенко на мостике первого белорусского зерноуборочного комбайна.— Без преувеличения исторический факт, документально подтверждающий, как Глава государства, по сути, спас сельское хозяйство, — комментирует конструктор. — Помню то время и знаю, какие были технические возможности у хлеборобов в самом начале 90‑х годов. Предельно ограниченные. Родился и провел детство в деревне Борщовка Добрушского района. Отец был водителем. Но больше всего любовь к технике перенял от дедушки, который работал механизатором. В школу еще не ходил, а уже бегал к нему смотреть, как убирает хлеб на комбайне. Так вот, в 90‑е годы прошлого века на полях молотили советские «Нивы», ресурс которых подходил к концу. Закупили, было дело, несколько российских «Донов», а затем их поставки прекратились. Вести жатву становилось все труднее. Механизаторы в то время говорили: нужны свои, белорусские зерноуборочные комбайны.
Беспомощные политики, которые управляли страной в первые годы после распада СССР, ничего не предпринимали для решения проблемы.
— Но в 1994 году в новую Конституцию Беларуси введена должность Президента, на которую избран Александр Лукашенко, — вспоминает Александр. — Это исторический день для всех белорусов. Александр Григорьевич, человек от земли, буквально с первых дней президентства стал заниматься экономикой с жестким уклоном на импортозамещение, максимально возможное производство своей продукции для всех сфер жизнедеятельности. Жизнь подтвердила, насколько прав Президент! Ведь свое производство — это не только рабочие места, рост ВВП и доходы бюджета. Это еще и гарантия от кризисов, от того, что поставки могут прекратиться из‑за надуманных западных санкций, как, собственно, и случилось уже в последние годы.
Много лет спустя, 25 августа 2021 года, во время посещения сельхозкомплекса «Острошицы» ОАО «Минский КХП» Логойского района по случаю 25‑летия принятия исторического решения о начале производства в стране зерноуборочной техники, Александр Лукашенко заявил:
— Мы хорошо помним, когда людям кушать нечего было, людей надо было накормить. А без хлеба как? Случилось так, что какой‑то хлеб в поле был, а убирать его было нечем. И вот тогда принимались серьезные решения в плане того, чем убирать хлеб… Я мечтал о том, что мы начнем делать свои комбайны. Вот — мечта сбылась.
Свое есть свое
А начиналось все в 1996 году. Не отрывая взгляда от исторической фотографии в музее, Александр Бобровничий рассказывает:— В марте того года Глава государства посетил «Гомсельмаш». Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил Александру Лукашенко материалы с обоснованием проекта зерноуборочного комбайна и попросил профинансировать работу. Надо ли говорить, что Президент прекрасно осознавал важность и обязательность принятия государственного решения. Не все, может быть, разделяли его точку зрения, в некоторых республиканских структурах раздавались голоса: мол, зачем нам собственный комбайн, если на мировом рынке можно купить уже готовые. Не поддался на эти популистские идеи наш Президент и твердо сказал: быть белорусскому комбайну. Причем не просто быть, а в ряду лучших мировых образцов!
1 августа 1996 года в колхозе имени Урицкого Гомельского района на уборке ржи первый белорусский зерноуборочный комплекс КЗР‑10 «Полесье‑Ротор» скосил свой дебютный гектар. Но еще более знаменательным днем стало 24 августа. На испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент. Дав положительную оценку новой машине, Глава государства пообещал всячески поддерживать зерноуборочное комбайностроение. И слово сдержал. Так в суверенной Беларуси зарождалась новая передовая отрасль.
— Я как инженер‑конструктор понимаю: для того чтобы она развернулась в полную силу, требовалось время, — говорит Александр. — А после завершения испытаний встал вопрос о серийном производстве. Требовались деньги. Тогда с ними были трудности как у производителей сельхозтехники, так и у потребителей — сельхозорганизаций. Президент решил и эту проблему.
26 мая 1999 года Александр Лукашенко подписал Указ «О мерах государственной поддержки предприятий производственного объединения «Гомсельмаш», занятых созданием, выпуском зерноуборочной и модернизированной кормоуборочной техники в 1999 году». В документе освоение производства зерноуборочной техники названо важнейшей государственной задачей. «Гомсельмашу» предписывалось изготовить и поставить сельскому хозяйству республики первую промышленную партию зерноуборочных комбайнов в количестве 50 штук до 1 августа 1999 года, а также 150 таких машин в 2000 году. Минсельхозпроду, Минфину, облисполкомам — обеспечить оплату первой промышленной партии за счет областных фондов стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия. Для финансирования первоочередных работ «Гомсельмашу» выделялись средства из бюджета и льготный кредит, предоставлялись налоговые льготы.
Сбылась мечта всех белорусских механизаторов и агрономов создать свой зерноуборочный комбайн.
— Вскоре после освоения массового производства первого белорусского комбайна его приобрели в моем родном хозяйстве. Сколько было радости у моего деда, всех комбайнеров: вот он, свой, родной. А как они благодарили Президента!
Рождение суперкомбайна
После окончания школы Александр Бобровничий поступил в Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого. Будущей специальностью выбрал проектирование и производство сельскохозяйственной техники.— Это было в 2011 году, — отметил Александр Александрович. — Мои будущие коллеги уже практически отказались от проектирования с помощью кульмана, бумаги и карандаша. На смену пришли компьютерные программы. А студенты изучали историю проектирования. Вот тогда и я оценил прогресс в нашей сфере, который стал возможен благодаря правильно выстроенной госполитике.
Пока Александр Бобровничий учился в школе и вузе, «Гомсельмаш» разработал и внедрил в производство целую линейку зерноуборочных комбайнов, в том числе самую массовую на сегодняшний день машину — GS12.
— Здесь, в музее, можно увидеть их макеты, — рассказывает конструктор. — Они показывают, какая огромная работа проведена. Но жизнь требовала более мощных уборочных агрегатов.
18 августа 2017 года Александр Лукашенко побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему продемонстрировали комбайн GS1624. Президент предложил испытать агрегат на ходу:
— Я хочу проверить, каков этот комбайн в эксплуатации. Потому что у промышленников есть привычка щеки надувать, что у нас хорошие комбайны, не хуже зарубежных аналогов. Проверим, как он будет на фоне других работать, чтобы люди видели.Президент поручил тогда конструкторам уже к следующей уборочной обновить модель, устранив все выявленные на практике недостатки, а также заняться разработкой и созданием еще более совершенного комбайна, который будет востребован в будущем. Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги.
В начале июня 2018 года с конвейера ОАО «Гомсельмаш» сошел первый комбайн GS2124 — 11 августа 2018 года Глава государства на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района испытал GS2124 и назвал его комбайном будущего. В его модификации в дальнейшем участвовал и Александр Бобровничий:
— Агрегат оборудован российской системой автовождения на основе искусственного интеллекта, обладающего, помимо компьютерного зрения, навигацией GPS. Сейчас ведется работа по оснащению комбайна аналогичной белорусской системой. Улучшились условия труда механизатора. Эффективное освещение приборов позволяет уверенно работать в темное время суток. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор спереди и сзади. В кабине есть даже холодильник — вода из него в жару весьма кстати.
Конструкторы обратили внимание еще на одну нишу рынка — комбайны малой мощности для небольших полей и невысокой урожайности. Их разным странам требуется много.
— С 2019 года участвую в создании и модернизации комбайна GS200, — пояснил Александр. — Здесь, в музее, его макета пока нет. Но настоящая машина на полях работает. А сейчас подключился к разработке деталей и узлов для комбайна GS400. Это промежуточный вариант между самой массовой, средней по производительности модели, и самой маломощной, о которой говорилось выше.
30 лет назад хлеб практически не было чем обмолачивать. Сегодня «Гомсельмаш» производит 17 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций, 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур.
— В результате наша страна, — утверждает молодой конструктор, — из импортера уборочной техники превратилась в экспортера. За год «Гомсельмаш» производит 2,5 тысячи зерноуборочных комбайнов, из которых около 2 тысяч поставляет на внешние рынки.
Счастье единого строя
Александр сегодня не просто работает на «Гомсельмаше», а, по сути, живет им. Молодой конструктор абсолютно уверен сам, как и его трудовой коллектив, в завтрашнем дне — созидательном и мирном.— Иногда спрашивают: что меня могло ожидать, если бы не перемены, начавшиеся 30 лет назад с введением института президентства? — откровенничает Александр Бобровничий. — Или если бы к власти пришел кандидат не от народа, а так — от горстки националистов? Такой вопрос порой задаю и я сам себе. Точно знаю ответ на него: ничего хорошего бы не было. Возможно, меня ждала бы судьба гастарбайтера, как инженерно‑технических работников многих стран Восточной Европы и Прибалтики, той же Украины. Или полунищее существование в родных краях при распроданных за гроши иностранцам или вовсе закрытых предприятиях. Но такой судьбы своей земле никогда не пожелал бы. Поэтому я испытываю огромное счастье от того, что расту и развиваюсь вместе со страной под руководством сильного лидера, который сначала отвел государство от пропасти, а затем обеспечил достойный уровень нашей мирной и созидательной жизни.
gedroiz@sb.by