Семеняко: в регионах есть люди, которые знают, как сделать жизнь лучше, и могут инициативы реализовать
08.06.2021 09:21:00
Современные реалии требуют от органов местного управления и самоуправления не только выполнения своих функций, но и проявления инициативы, направленной на устойчивое развитие своего села, деревни, агрогородка. Необходимость увеличения роли людей в их работе озвучивалась в числе иных тем Президентом на недавней встрече с парламентариями, членами Конституционной комиссии, представителями органов государственного управления и общественности в Овальном зале Дома Правительства. Председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Беларуси Валентин Семеняко поделился с «СГ» некоторыми подробностями совершенствования правовых механизмов для реализации этих задач.
— Валентин Михайлович, почему необходимо повышать роль органов местного управления и самоуправления в обеспечении социально-экономического развития регионов?
— Необходимость стимулирования граждан к участию в работе органов местного управления и самоуправления озвучивалась Президентом и на встрече с парламентариями в декабре 2019 года. Глава государства подчеркивал: нужно развивать инициативу граждан в решении насущных вопросов. Здесь важно понимать: в регионах есть люди, которые могут, хотят и знают, как сделать жизнь лучше. Но, будем откровенны, есть иная практика: граждане ждут, что проблемы, в основном локального характера, будут решаться за счет государства и с применением централизованного финансирования. Я же убежден: у людей должны быть возможности решать мелкие проблемы своими силами в рамках своей компетенции. Для этого в стране создаются условия — уже введена практика финансирования местных инициатив. В этом году Президент подписал соответствующий указ. Теперь областные Советы депутатов, областные ассоциации Советов депутатов смогут рассчитывать на финансирование местных инициатив на конкурсной основе. Это зародыши так называемого фонда народного участия, благодаря которому на поддержку проектов будет выделяться часть бюджета.
— На недавнем заседании Конституционной комиссии озвучено предложение об укреплении финансово-экономической базы местного самоуправления. Речь шла именно о таком взаимодействии?
— В том числе. Мы с вами обсудили лишь один из элементов, который может местную инициативу пробудить, активизировать и направить в созидательное русло. Кстати, на диалоговых площадках в регионах звучали разные предложения о финансовой составляющей первичного уровня самоуправления, даже кардинальные. Вплоть до того, чтобы налоги, которые платят предприятия республиканского значения, оставлять местным бюджетам. Думаю, это перегиб. Потому что такие предприятия создавались за счет республиканского бюджета, в них консолидированно участвуют все регионы страны, поэтому и доход они должны приносить всем регионам. Но в том, что нужно совершенствовать систему финансирования местных бюджетов, убежден. Так у местных органов управления появится больше возможностей распоряжаться средствами, привлекать их. Об этом, в частности, шла речь на заседании Конституционной комиссии. И суть изменений, с которыми выступает Постоянная комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, сводится к предоставлению возможности местным Советам депутатов реально распоряжаться местным бюджетом. Ну и, конечно же, нести ответственность за принимаемые решения. Ведь порой возникают иждивенческие настроения не только среди населения, но и у части представителей управленческого аппарата. От этого надо уходить.
— Насколько масштабные задачи они смогут решать?
— Говорить об этом преждевременно. Надо внедрять предложение поэтапно. Практика, которая появится в этом году, многое прояснит. Главное, мы увидим, насколько к таким переменам готовы местные сообщества и власти. Самое важное, в моем понимании, чтобы депутаты местных Советов, руководители исполнительных органов чувствовали себя полноправными хозяевами на своей территории. Для этого необходимо, чтобы четко сработали два момента. Первый — должны быть действенные механизмы реализации их прав. Второй — руководителям и депутатам стоит понимать ответственность как перед вышестоящими органами, так и перед людьми.
— Говоря о недопустимости раскола в обществе по любому признаку: национальному, религиозному, другому, Президент на выступлении в Овальном зале подчеркнул, что необходимо расширять возможности для самореализации патриотически настроенных, активных граждан. Делать их соработниками государства. Как, по-вашему, кроме финансовой поддержки, развивать инициативу?
— Считаю, стоит обратить внимание на институт государственно-частного партнерства. Пока он у нас недостаточно развит, но содержит большой потенциал. На последнем заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, которую я возглавляю, парламентарии стран СНГ определили концепцию модельного закона о государственно-частном партнерстве. Впоследствии будет разработан документ, который, думаю, ляжет в основу нашего национального закона. В альянсе государства и бизнеса огромнейший ресурс. Вот мы говорим о деньгах, но иногда частные структуры готовы вкладывать средства в государственные проекты. Причем на безвозмездной основе с учетом своей социальной ответственности и получения прибыли, казалось бы, от второстепенных вещей. К примеру, инвестор берется построить общежитие для студентов при условии, что ему будет выделен земельный участок и на первом этаже он сможет разместить свой магазин. Почему бы и нет, если такая форма не противоречит законодательству? Государство от этого ничего не теряет. Наоборот, приобретает. Значит, нужно совершенствовать нормотворческую базу, над этим стоит работать с учетом нашей национальной практики, ментальности, законодательства. Замечу, это лишь один из механизмов. Решений, позволяющих развивать инициативу на местах, немало. Было бы желание.
— Валентин Михайлович, наверняка вам известны примеры, когда жители того или иного населенного пункта толокой решали свои проблемы. Много ли таких неравнодушных людей на территории вашего избирательного округа?
— Примеров активного участия граждан в улучшении жизни в своем населенном пункте в Слонимском и Зельвенском районах немало. Назову лишь некоторые. На Слонимщине, к примеру, с участием сельчан, депутатов районного Совета в некоторых агрогородках построили детские игровые площадки. На Зельвенщине развита проектная деятельность. В Кремяницком сельсовете в прошлом году создали зону отдыха в агрогородке Князево у озера в старинном парке. Место раньше было востребовано у молодежи. Чтобы вернуть ему былую привлекательность, местные поучаствовали в конкурсе социальных проектов, выиграли грант. К работе подключилось сельхозпредприятие — филиал «Князево», неравнодушные люди. В трех других сельсоветах района подобные проекты будут реализованы в текущем году. Знаю, что такие примеры улучшения жизни в малых населенных пунктах воодушевляют других людей на перемены в своем селе, деревне, агрогородке. Это не может не радовать.
— Валентин Михайлович, почему необходимо повышать роль органов местного управления и самоуправления в обеспечении социально-экономического развития регионов?
— Необходимость стимулирования граждан к участию в работе органов местного управления и самоуправления озвучивалась Президентом и на встрече с парламентариями в декабре 2019 года. Глава государства подчеркивал: нужно развивать инициативу граждан в решении насущных вопросов. Здесь важно понимать: в регионах есть люди, которые могут, хотят и знают, как сделать жизнь лучше. Но, будем откровенны, есть иная практика: граждане ждут, что проблемы, в основном локального характера, будут решаться за счет государства и с применением централизованного финансирования. Я же убежден: у людей должны быть возможности решать мелкие проблемы своими силами в рамках своей компетенции. Для этого в стране создаются условия — уже введена практика финансирования местных инициатив. В этом году Президент подписал соответствующий указ. Теперь областные Советы депутатов, областные ассоциации Советов депутатов смогут рассчитывать на финансирование местных инициатив на конкурсной основе. Это зародыши так называемого фонда народного участия, благодаря которому на поддержку проектов будет выделяться часть бюджета.
— На недавнем заседании Конституционной комиссии озвучено предложение об укреплении финансово-экономической базы местного самоуправления. Речь шла именно о таком взаимодействии?
— В том числе. Мы с вами обсудили лишь один из элементов, который может местную инициативу пробудить, активизировать и направить в созидательное русло. Кстати, на диалоговых площадках в регионах звучали разные предложения о финансовой составляющей первичного уровня самоуправления, даже кардинальные. Вплоть до того, чтобы налоги, которые платят предприятия республиканского значения, оставлять местным бюджетам. Думаю, это перегиб. Потому что такие предприятия создавались за счет республиканского бюджета, в них консолидированно участвуют все регионы страны, поэтому и доход они должны приносить всем регионам. Но в том, что нужно совершенствовать систему финансирования местных бюджетов, убежден. Так у местных органов управления появится больше возможностей распоряжаться средствами, привлекать их. Об этом, в частности, шла речь на заседании Конституционной комиссии. И суть изменений, с которыми выступает Постоянная комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, сводится к предоставлению возможности местным Советам депутатов реально распоряжаться местным бюджетом. Ну и, конечно же, нести ответственность за принимаемые решения. Ведь порой возникают иждивенческие настроения не только среди населения, но и у части представителей управленческого аппарата. От этого надо уходить.
— Насколько масштабные задачи они смогут решать?
— Говорить об этом преждевременно. Надо внедрять предложение поэтапно. Практика, которая появится в этом году, многое прояснит. Главное, мы увидим, насколько к таким переменам готовы местные сообщества и власти. Самое важное, в моем понимании, чтобы депутаты местных Советов, руководители исполнительных органов чувствовали себя полноправными хозяевами на своей территории. Для этого необходимо, чтобы четко сработали два момента. Первый — должны быть действенные механизмы реализации их прав. Второй — руководителям и депутатам стоит понимать ответственность как перед вышестоящими органами, так и перед людьми.
— Говоря о недопустимости раскола в обществе по любому признаку: национальному, религиозному, другому, Президент на выступлении в Овальном зале подчеркнул, что необходимо расширять возможности для самореализации патриотически настроенных, активных граждан. Делать их соработниками государства. Как, по-вашему, кроме финансовой поддержки, развивать инициативу?
— Считаю, стоит обратить внимание на институт государственно-частного партнерства. Пока он у нас недостаточно развит, но содержит большой потенциал. На последнем заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, которую я возглавляю, парламентарии стран СНГ определили концепцию модельного закона о государственно-частном партнерстве. Впоследствии будет разработан документ, который, думаю, ляжет в основу нашего национального закона. В альянсе государства и бизнеса огромнейший ресурс. Вот мы говорим о деньгах, но иногда частные структуры готовы вкладывать средства в государственные проекты. Причем на безвозмездной основе с учетом своей социальной ответственности и получения прибыли, казалось бы, от второстепенных вещей. К примеру, инвестор берется построить общежитие для студентов при условии, что ему будет выделен земельный участок и на первом этаже он сможет разместить свой магазин. Почему бы и нет, если такая форма не противоречит законодательству? Государство от этого ничего не теряет. Наоборот, приобретает. Значит, нужно совершенствовать нормотворческую базу, над этим стоит работать с учетом нашей национальной практики, ментальности, законодательства. Замечу, это лишь один из механизмов. Решений, позволяющих развивать инициативу на местах, немало. Было бы желание.
— Валентин Михайлович, наверняка вам известны примеры, когда жители того или иного населенного пункта толокой решали свои проблемы. Много ли таких неравнодушных людей на территории вашего избирательного округа?
— Примеров активного участия граждан в улучшении жизни в своем населенном пункте в Слонимском и Зельвенском районах немало. Назову лишь некоторые. На Слонимщине, к примеру, с участием сельчан, депутатов районного Совета в некоторых агрогородках построили детские игровые площадки. На Зельвенщине развита проектная деятельность. В Кремяницком сельсовете в прошлом году создали зону отдыха в агрогородке Князево у озера в старинном парке. Место раньше было востребовано у молодежи. Чтобы вернуть ему былую привлекательность, местные поучаствовали в конкурсе социальных проектов, выиграли грант. К работе подключилось сельхозпредприятие — филиал «Князево», неравнодушные люди. В трех других сельсоветах района подобные проекты будут реализованы в текущем году. Знаю, что такие примеры улучшения жизни в малых населенных пунктах воодушевляют других людей на перемены в своем селе, деревне, агрогородке. Это не может не радовать.