Премьера оперетты «Король вальсов» на музыку Штрауса: чего ожидать зрителям от постановки музыкального театра?
24.09.2020 08:11:13
Ирина ОВСЕПЬЯН
В Белорусском государственном академическом музыкальном театре вновь звучит музыка Иоганна Штрауса: премьера оперетты «Король вальсов» ждет зрителей 24—25 сентября. Выдающийся австрийский симфонист в театре считается одним из любимых авторов, много лет из репертуара не уходит его популярнейшая «Летучая мышь». И вот в новом сезоне прототипом главного героя стал сам композитор.
Либретто на музыку Иоганна Штрауса современное, впрочем, вполне типичное для оперетты с ее бурлящими эмоциями, нарочитыми интригами, изрядной дозой легкомыслия, возможностью для певцов блеснуть вокальными данными, а для комиков — актерским дарованием. Танцевальный материал столь обилен, что в музыкальном театре ради спектакля даже объединили две балетные труппы — собственно оперетты и классического балета, с кем как хореограф работает блестящая Нина Дьяченко.
— Я очень рад и доволен, что Штраус снова на нашей сцене, — говорит художественный руководитель музыкального театра Адам Мурзич. — Во-первых, это тонизирующий материал для всех голосов, здесь надо петь как следует. Есть, на мой взгляд, в спектакле много удач, прекрасный женский состав, в том числе молодые певицы, хотя либретто московского автора нам пришлось несколько переработать под наши задачи.
Адам Мурзич
Сергею Сутько досталась роль главного героя, композитора Густава Штайна, технически непростая с точки зрения вокала.
— Прообразом моего героя послужил сам Иоганн Штраус, хотя история, которую мы играем, конечно, полностью вымышленная. Почему Штрауса называли королем вальсов? Потому что именно этому танцу он отдавал предпочтение, хотя сочинял и много другой музыки, одних только оперетт им написано пятнадцать. Но самые яркие и эмоциональные или, наоборот, лирические у него, на мой взгляд, именно вальсы. И в нашем спектакле сложность заключается в том, что музыку инструментальную нужно петь: все пассажи и фиоритуры нужно выпевать и показывать легко и непринужденно. Ведь у Штрауса нет ни одного грустного вальса, все блестящие и веселые. А вообще, любая роль, любое произведение, которое мы пробуем, — это всегда какой-то новый опыт.
Нашлось в постановке место не только звездам, но и перспективным новичкам. Вообще, в музыкальном театре, как это принято везде, в репертуарных спектаклях работают два состава. И если в одном главную женскую роль — невесты Густава Эльзы Вирт — играет любимица публики и заслуженная артистка Маргарита Александрович, то в другом составе мы видим на сцене дебютантку этого года Евгению Крохину.
— Конечно, я очень счастлива! — признается Евгения. — Окончила в этом году магистратуру Белорусской государственной академии музыки, пришла в коллектив — и с ходу главная женская роль. Оперетта — непростой жанр, поскольку нам нужно совмещать вокал с актерским мастерством и прекрасно владеть своим телом. Стараюсь поддерживать форму. Главное — чувствовать себя свободно и быть уверенной в технике.
Чтобы танцевать и одновременно петь непростые партии, нужны не только талант и грация, но и впечатляющие физические кондиции. Тем более когда речь идет о музыке Штрауса, искрометной и легкой на слух, но весьма непростой для певца. Вокальный руководитель труппы Светлана Петрова отмечает, что артисты со своей задачей справляются успешно:
— Иоганн Штраус — композитор, который требует от исполнителя особой вокальной подготовки. Нужны так называемые верхние голоса, эти партии не любой музыкант споет, не каждому они доступны. От голоса требуется точность, легкость, нужна очень серьезная фразировка, штрихи, нюансы. Штрауса нельзя спеть какой-то одной краской, требуется многогранная палитра. Например, героиня Эльза: у нее в спектакле несколько дуэтов и знаменитый вальс «Сказки Венского леса», который слушают во всем мире и исполняют на всех языках. А ведь там очень высокие ноты, третья октава, нужна запредельная высота и чистота голоса!
Репертуар у театра разнообразный, в нем наряду с классической опереттой есть и мюзиклы, где исполнители решают совсем другие задачи. И умение кристально чисто спеть Штрауса демонстрирует ту особую вокальную подготовку, которая есть у наших артистов.
«Король вальсов», по сути, симпатичная компиляция разнообразных произведений композитора, эдакий дивертисмент, номера в котором объединены необременительной сюжетной линией. Впрочем, развлекательный жанр оперетты иного, по большому счету, и не предусматривает, за жгучими драмами — не сюда. А вот отдохнуть, посмеяться и получить удовольствие зрители вполне смогут.
ovsepyan@sb.by
Либретто на музыку Иоганна Штрауса современное, впрочем, вполне типичное для оперетты с ее бурлящими эмоциями, нарочитыми интригами, изрядной дозой легкомыслия, возможностью для певцов блеснуть вокальными данными, а для комиков — актерским дарованием. Танцевальный материал столь обилен, что в музыкальном театре ради спектакля даже объединили две балетные труппы — собственно оперетты и классического балета, с кем как хореограф работает блестящая Нина Дьяченко.
— Я очень рад и доволен, что Штраус снова на нашей сцене, — говорит художественный руководитель музыкального театра Адам Мурзич. — Во-первых, это тонизирующий материал для всех голосов, здесь надо петь как следует. Есть, на мой взгляд, в спектакле много удач, прекрасный женский состав, в том числе молодые певицы, хотя либретто московского автора нам пришлось несколько переработать под наши задачи.
Адам Мурзич
Сергею Сутько досталась роль главного героя, композитора Густава Штайна, технически непростая с точки зрения вокала.
— Прообразом моего героя послужил сам Иоганн Штраус, хотя история, которую мы играем, конечно, полностью вымышленная. Почему Штрауса называли королем вальсов? Потому что именно этому танцу он отдавал предпочтение, хотя сочинял и много другой музыки, одних только оперетт им написано пятнадцать. Но самые яркие и эмоциональные или, наоборот, лирические у него, на мой взгляд, именно вальсы. И в нашем спектакле сложность заключается в том, что музыку инструментальную нужно петь: все пассажи и фиоритуры нужно выпевать и показывать легко и непринужденно. Ведь у Штрауса нет ни одного грустного вальса, все блестящие и веселые. А вообще, любая роль, любое произведение, которое мы пробуем, — это всегда какой-то новый опыт.
Нашлось в постановке место не только звездам, но и перспективным новичкам. Вообще, в музыкальном театре, как это принято везде, в репертуарных спектаклях работают два состава. И если в одном главную женскую роль — невесты Густава Эльзы Вирт — играет любимица публики и заслуженная артистка Маргарита Александрович, то в другом составе мы видим на сцене дебютантку этого года Евгению Крохину.
— Конечно, я очень счастлива! — признается Евгения. — Окончила в этом году магистратуру Белорусской государственной академии музыки, пришла в коллектив — и с ходу главная женская роль. Оперетта — непростой жанр, поскольку нам нужно совмещать вокал с актерским мастерством и прекрасно владеть своим телом. Стараюсь поддерживать форму. Главное — чувствовать себя свободно и быть уверенной в технике.
Чтобы танцевать и одновременно петь непростые партии, нужны не только талант и грация, но и впечатляющие физические кондиции. Тем более когда речь идет о музыке Штрауса, искрометной и легкой на слух, но весьма непростой для певца. Вокальный руководитель труппы Светлана Петрова отмечает, что артисты со своей задачей справляются успешно:
— Иоганн Штраус — композитор, который требует от исполнителя особой вокальной подготовки. Нужны так называемые верхние голоса, эти партии не любой музыкант споет, не каждому они доступны. От голоса требуется точность, легкость, нужна очень серьезная фразировка, штрихи, нюансы. Штрауса нельзя спеть какой-то одной краской, требуется многогранная палитра. Например, героиня Эльза: у нее в спектакле несколько дуэтов и знаменитый вальс «Сказки Венского леса», который слушают во всем мире и исполняют на всех языках. А ведь там очень высокие ноты, третья октава, нужна запредельная высота и чистота голоса!
Репертуар у театра разнообразный, в нем наряду с классической опереттой есть и мюзиклы, где исполнители решают совсем другие задачи. И умение кристально чисто спеть Штрауса демонстрирует ту особую вокальную подготовку, которая есть у наших артистов.
«Король вальсов», по сути, симпатичная компиляция разнообразных произведений композитора, эдакий дивертисмент, номера в котором объединены необременительной сюжетной линией. Впрочем, развлекательный жанр оперетты иного, по большому счету, и не предусматривает, за жгучими драмами — не сюда. А вот отдохнуть, посмеяться и получить удовольствие зрители вполне смогут.
ovsepyan@sb.by