Продюсер и ведущая Валерия Васильева — о новых возможностях для «НТВ-Беларусь»
27.06.2024 09:20:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Внимательный зритель успел заметить, как в телесезоне 2023/24 заметно подрос и возмужал «НТВ‑Беларусь». Это уже не просто ретранслятор российского контента, но и канал, выпускающий собственные оригинальные проекты. Напомним, осенью прошлого года, когда Белтелерадиокомпания анонсировала новый сезон, директор «НТВ‑Беларусь» Екатерина Бирецкая обратила внимание на главную премьеру вверенной ей кнопки — новостной информационный проект «Главное. Сегодня. Беларусь». У программы достаточно быстро появился свой зритель, и теперь узнать о ключевых событиях в стране и мире можно не отрываясь от просмотра любимых сериалов. После окончания съемок поговорили с ведущей проекта и исполнительным продюсером телеканала Валерией Васильевой об увеличении доли информационного вещания, праве на эксклюзив и возможностях, которые «НТВ‑Беларусь» пока еще только готовится продемонстрировать зрителю.
— Телеканал «НТВ‑Беларусь» долгое время находился будто бы в тени других «кнопок» Белтелерадиокомпании, а сейчас заявляет о себе все громче, в том числе за счет увеличения контента собственного производства. Означает ли это, что со временем вы и вовсе откажетесь от концепции российского НТВ?
— Пока речи об этом не идет. Зритель телеканала «НТВ‑Беларусь» любит качественные детективные сериалы, документалистику, расследования. И мы даем ему возможность увидеть все эти проекты, но сейчас — еще и белорусского производства. Первой, можно сказать, ласточкой стал проект «ЧП.bу», который очень быстро завоевал любовь телезрителей. Затем появились новости в формате дайджеста, документальный цикл «Экспертиза преступлений», ну а уже в новом телесезоне стал выходить информационный проект «Главное. Сегодня. Беларусь».
— Я правильно понимаю: контент для новостей вы берете у Агентства теленовостей, но пишете к ним собственные подводки?
— Не совсем так... Мы работаем в тесной связке с АТН, поскольку на данный момент они лучшие в вопросе создания телевизионных новостей. Что касается, например, эксклюзивов, то мы опять же не претендуем на это, потому что главная информационная программа страны — это «Панорама».
— Сейчас самый известный проект оригинального производства канала — документальный цикл «Экспертиза преступлений», который создается совместно с Государственным комитетом судебных экспертиз, Следственным комитетом, Министерством внутренних дел, Верховным Судом и Генеральной прокуратурой. Как появилась идея?
— Начну с того, что Госкомитет судебных экспертиз — действительно уникальная структура. Там работают криминалисты, которые собирают самые объективные доказательства по уголовным делам. Судебно‑медицинская, трасологическая, генетическая, биологическая, дактилоскопическая — результаты этих экспертиз являются неопровержимыми доказательствами по любого рода делам. Однако криминалистика — это еще и наука, и нам было интересно раскрыть ее для зрителей именно с исследовательской стороны. Так, собственно, в 2018 году и возникла идея «Экспертизы преступлений». За эти 6 лет в криминалистике многое произошло: менялись и появлялись новые реагенты, появлялось новое оборудование, раскрывались дела, которые еще 20 лет назад раскрыть не получалось, так как у экспертов было заметно меньше возможностей в плане исследовательской деятельности...
— Скорее, нет. «След» — это художественное произведение, там много вымысла, даже фантастики. Все для того, чтобы зритель смотрел. А у нас документальный проект, цель которого — показать, как работают настоящие криминалисты. К слову, если по делу вынесен приговор, то мы к нему больше не возвращаемся — значит, в ходе его расследования были найдены неопровержимые доказательства. Но бывает, например, что преступление совершено, а приговор по делу выносят через много лет. Была у нас и такая серия. Дело в том, что как раз тогда появился вид экспертизы, который в судебной практике начали воспринимать как объективное доказательство — одорологическая экспертиза, ольфакторная, как ее еще называют. Это экспертиза запаховых следов человека.
— Как к вам попадают эти истории? Предлагают эксперты?
— По‑разному. Над проектом работает большая творческая команда, мы постоянно в поиске новых сюжетов. Что‑то мы находим благодаря нашему же проекту «ЧП.by». На телеканале «НТВ‑Беларусь» выходят ежедневные выпуски программы, где рассказываем в том числе о свежих делах либо уже вынесенных приговорах. Если нам кажется, что дело интересное, в нем много нюансов и деталей и было бы интересно рассмотреть его с экспертной точки зрения, начинаем работу в этом направлении. Обращаемся к экспертам, планируем съемки. То есть «Экспертиза преступлений» — это реально совместный проект телеканала и соответствующих служб. Нет такого, что нам дали папочки с делами: мол, начинайте работать, пишите сценарий. Мы это делаем совместными усилиями — с Государственным комитетом судебных экспертиз, Следственным комитетом, Министерством внутренних дел, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой.
— Насколько легко сотрудники всех этих достаточно закрытых структур идут на контакт?
— Я работаю в теме криминала с 2016 года и могу точно сказать, что сотрудничать с журналистами силовой блок начал не после 2020‑го — так было всегда. Сотрудники Следственного комитета, милиции, Генеральной прокуратуры — люди даже не слова, а факта. Если они имели возможность дать комментарий по тому или другому случаю или предоставить конкретные результаты экспертизы — они всегда это делали. Если подозреваемый задержан и дает признательные показания, об этом сразу же заявляют представители МВД. Если уголовное дело возбуждено и передано прокурору для рассмотрения в суде, то, естественно, и следователи, и прокуроры дают журналистам комментарии. Я ни разу не сталкивалась с проблемой замалчивания фактов.
— С «Зоной Х» нет конкуренции?
— Абсолютно. У «Беларусь 1» свой зритель, который знает, что вечером на этом канале его ждет выпуск любимой программы. И свой зритель у «НТВ‑Беларусь», который включает канал в то время, когда начинаются «Экспертиза преступлений» или «ЧП.by».
— А как так получилось, что криминальная хроника стала для вас приоритетным направлением в работе?
— Вообще, я с детства мечтала стать журналистом. Поступила на журфак БГУ, окончила его в 2016‑м. Еще во время учебы подрабатывала корреспондентом на телеканале СТВ в программе «Добро пожаловаться». В 2016‑м попала в Белтелерадиокомпанию. Стажировалась в АТН, а затем мне предложили поработать с Екатериной Бирецкой — нынешним главным директором «НТВ‑Беларусь», а тогда ведущей проекта «Наукомания». Параллельно на телеканале начали вести разговор о необходимости собственного проекта криминальной хроники. Мы с Екатериной и другими молодыми журналистами занялись созданием такого проекта — он получил название «ЧП.by». Поначалу было непросто, не скрываю. Я была там корреспондентом, редактором, чуть позже шеф‑редактором и ведущей проекта… Параллельно занималась и «Наукоманией». Я люблю именно эту сторону работы — редакторскую. Начитывать новости в кадре для меня не приоритет, а лишь приятное дополнение к основной работе.
— Задача «НТВ‑Беларусь» останется той же: наращивать объем собственного контента. А как исполнительному продюсеру хочется, конечно, многого.
— А что насчет сериалов? Российский НТВ, например, славится собственным поточным сериальным производством.
— Это вопрос не ко мне, хотя я с удовольствием приняла бы участие в этом сложном процессе кинопроизводства. И, как мне кажется, такой шанс в будущем у нас может появиться, поскольку не так давно председатель Белтелерадиокомпании Иван Михайлович Эйсмонт сказал, что в планах у нашего холдинга в том числе и производство собственных сериалов.
— Телеканал «НТВ‑Беларусь» долгое время находился будто бы в тени других «кнопок» Белтелерадиокомпании, а сейчас заявляет о себе все громче, в том числе за счет увеличения контента собственного производства. Означает ли это, что со временем вы и вовсе откажетесь от концепции российского НТВ?
— Пока речи об этом не идет. Зритель телеканала «НТВ‑Беларусь» любит качественные детективные сериалы, документалистику, расследования. И мы даем ему возможность увидеть все эти проекты, но сейчас — еще и белорусского производства. Первой, можно сказать, ласточкой стал проект «ЧП.bу», который очень быстро завоевал любовь телезрителей. Затем появились новости в формате дайджеста, документальный цикл «Экспертиза преступлений», ну а уже в новом телесезоне стал выходить информационный проект «Главное. Сегодня. Беларусь».
— Я правильно понимаю: контент для новостей вы берете у Агентства теленовостей, но пишете к ним собственные подводки?
— Не совсем так... Мы работаем в тесной связке с АТН, поскольку на данный момент они лучшие в вопросе создания телевизионных новостей. Что касается, например, эксклюзивов, то мы опять же не претендуем на это, потому что главная информационная программа страны — это «Панорама».
— Сейчас самый известный проект оригинального производства канала — документальный цикл «Экспертиза преступлений», который создается совместно с Государственным комитетом судебных экспертиз, Следственным комитетом, Министерством внутренних дел, Верховным Судом и Генеральной прокуратурой. Как появилась идея?
— Начну с того, что Госкомитет судебных экспертиз — действительно уникальная структура. Там работают криминалисты, которые собирают самые объективные доказательства по уголовным делам. Судебно‑медицинская, трасологическая, генетическая, биологическая, дактилоскопическая — результаты этих экспертиз являются неопровержимыми доказательствами по любого рода делам. Однако криминалистика — это еще и наука, и нам было интересно раскрыть ее для зрителей именно с исследовательской стороны. Так, собственно, в 2018 году и возникла идея «Экспертизы преступлений». За эти 6 лет в криминалистике многое произошло: менялись и появлялись новые реагенты, появлялось новое оборудование, раскрывались дела, которые еще 20 лет назад раскрыть не получалось, так как у экспертов было заметно меньше возможностей в плане исследовательской деятельности...
В общем, нам было любопытно посмотреть на расследование дела со стороны экспертной практики. Нашему зрителю, как мы увидели позже по рейтингам, эта идея тоже понравилась.— Суперпопулярный в то время российский сериал «След» повлиял на интерес аудитории?
— Скорее, нет. «След» — это художественное произведение, там много вымысла, даже фантастики. Все для того, чтобы зритель смотрел. А у нас документальный проект, цель которого — показать, как работают настоящие криминалисты. К слову, если по делу вынесен приговор, то мы к нему больше не возвращаемся — значит, в ходе его расследования были найдены неопровержимые доказательства. Но бывает, например, что преступление совершено, а приговор по делу выносят через много лет. Была у нас и такая серия. Дело в том, что как раз тогда появился вид экспертизы, который в судебной практике начали воспринимать как объективное доказательство — одорологическая экспертиза, ольфакторная, как ее еще называют. Это экспертиза запаховых следов человека.
— Как к вам попадают эти истории? Предлагают эксперты?
— По‑разному. Над проектом работает большая творческая команда, мы постоянно в поиске новых сюжетов. Что‑то мы находим благодаря нашему же проекту «ЧП.by». На телеканале «НТВ‑Беларусь» выходят ежедневные выпуски программы, где рассказываем в том числе о свежих делах либо уже вынесенных приговорах. Если нам кажется, что дело интересное, в нем много нюансов и деталей и было бы интересно рассмотреть его с экспертной точки зрения, начинаем работу в этом направлении. Обращаемся к экспертам, планируем съемки. То есть «Экспертиза преступлений» — это реально совместный проект телеканала и соответствующих служб. Нет такого, что нам дали папочки с делами: мол, начинайте работать, пишите сценарий. Мы это делаем совместными усилиями — с Государственным комитетом судебных экспертиз, Следственным комитетом, Министерством внутренних дел, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой.
— Насколько легко сотрудники всех этих достаточно закрытых структур идут на контакт?
— Я работаю в теме криминала с 2016 года и могу точно сказать, что сотрудничать с журналистами силовой блок начал не после 2020‑го — так было всегда. Сотрудники Следственного комитета, милиции, Генеральной прокуратуры — люди даже не слова, а факта. Если они имели возможность дать комментарий по тому или другому случаю или предоставить конкретные результаты экспертизы — они всегда это делали. Если подозреваемый задержан и дает признательные показания, об этом сразу же заявляют представители МВД. Если уголовное дело возбуждено и передано прокурору для рассмотрения в суде, то, естественно, и следователи, и прокуроры дают журналистам комментарии. Я ни разу не сталкивалась с проблемой замалчивания фактов.
— С «Зоной Х» нет конкуренции?
— Абсолютно. У «Беларусь 1» свой зритель, который знает, что вечером на этом канале его ждет выпуск любимой программы. И свой зритель у «НТВ‑Беларусь», который включает канал в то время, когда начинаются «Экспертиза преступлений» или «ЧП.by».
— А как так получилось, что криминальная хроника стала для вас приоритетным направлением в работе?
— Вообще, я с детства мечтала стать журналистом. Поступила на журфак БГУ, окончила его в 2016‑м. Еще во время учебы подрабатывала корреспондентом на телеканале СТВ в программе «Добро пожаловаться». В 2016‑м попала в Белтелерадиокомпанию. Стажировалась в АТН, а затем мне предложили поработать с Екатериной Бирецкой — нынешним главным директором «НТВ‑Беларусь», а тогда ведущей проекта «Наукомания». Параллельно на телеканале начали вести разговор о необходимости собственного проекта криминальной хроники. Мы с Екатериной и другими молодыми журналистами занялись созданием такого проекта — он получил название «ЧП.by». Поначалу было непросто, не скрываю. Я была там корреспондентом, редактором, чуть позже шеф‑редактором и ведущей проекта… Параллельно занималась и «Наукоманией». Я люблю именно эту сторону работы — редакторскую. Начитывать новости в кадре для меня не приоритет, а лишь приятное дополнение к основной работе.
Люблю приходить рано утром и уходить поздно вечером, делать работу за кадром. У меня нет задачи пиариться, поэтому я лицо не слишком медийное.— Не за горами новый телесезон. Уже готовы открыть некоторые карты?
— Задача «НТВ‑Беларусь» останется той же: наращивать объем собственного контента. А как исполнительному продюсеру хочется, конечно, многого.
— А что насчет сериалов? Российский НТВ, например, славится собственным поточным сериальным производством.
— Это вопрос не ко мне, хотя я с удовольствием приняла бы участие в этом сложном процессе кинопроизводства. И, как мне кажется, такой шанс в будущем у нас может появиться, поскольку не так давно председатель Белтелерадиокомпании Иван Михайлович Эйсмонт сказал, что в планах у нашего холдинга в том числе и производство собственных сериалов.
Проект «Главное. Сегодня. Беларусь» смотрите на «НТВ‑Беларусь» по будням в 16:40 и 20:00.leonovich@sb.by