Интервью с заслуженной артисткой Беларуси Валерией Арлановой
26.01.2019 07:44:09
Наталья ЧАСОВИТИНА
МНОГИЕ зрители впервые узнали об этой актрисе в 2001 году после просмотра фильма «Поводырь», хотя дебютировала она в кино в 1992-м, будучи еще студенткой. За 18 лет — сотни сыгранных ролей, ярких и незабываемых образов в театре и кино. В гостях у «СГ» — одна из самых востребованных белорусских актрис театра и кино, лауреат международных театральных фестивалей и кинофестивалей, ведущий мастер сцены Театра киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» Валерия АРЛАНОВА. А буквально на днях на церемонии вручения государственных наград от имени Президента она получила диплом о присвоении почетного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь».
— Валерия, к множеству наград, которыми вы обладаете, недавно добавилось звание «Заслуженный артист Республики Беларусь». А что для актера высшая награда?
— Я благодарна за столь высокую оценку моего труда. Актеры как дети, да и большинство людей, как дети. Важно признание. Понимание того, что ты работаешь не зря. Это приятно, когда люди подходят, здороваются, говорят добрые слова.
У меня был замечательный педагог по речи Илья Львович Курган, который говорил: «Нужно стать таким актером, чтобы на твое имя ходили». Да, я могу гордиться, когда звонят в театр и спрашивают о спектаклях именно с моим участием. Очень приятно, когда приходят конкретно на меня. Это и есть высшая награда.
— На театральной сцене и съемочной площадке играть нужно по-разному?
— На мой взгляд, это вообще разные профессии, различный способ существования. Многие прекрасные театральные актеры не умеют играть в кино, а из
кино на сцену могут попасть единицы. Это другой «язык». В театре ты прежде всего сам отвечаешь за свое состояние, готовность к спектаклю. Особенность нашего театра в том, что зритель находится очень близко, фактически видит ресницы актера. У нас не соврешь. Игра почти кинематографичная. В кино добавляются технические моменты. Это искусство в большей степени режиссерское, плюс особая специфика работы на съемочной площадке, зачастую непростые условия. И ты во всем этом хаосе должен сохранить себя, не растерять рабочее состояние.
— Один эпизод фильма могут снимать с одного или нескольких дублей. Но когда картина готова, роль не переиграешь. В одном и том же спектакле артист проживает жизнь своего героя не единожды. Эмоции каждый раз разные?
— Конечно. Например, спектакль «Пигмалион» идет на сцене почти 17 лет, а каждый раз нужно играть, как впервые. Главное, не начать «моторить», играть «на автомате». Как говорится, нельзя повторить вчерашний успех. Актер должен воспринимать все происходящее на сцене, как в первый раз, — удивляться, смеяться и плакать.
— А вам заплакать легко?
— Мне легко. Именно поэтому стараюсь искать другие формы выражения своих чувств. Например, как плакать без слез или кричать без крика, выражать свои чувства как-то по-другому. Сейчас зачастую зрителей прямыми эмоциями не удивишь, нужно искать другие формы.
— Какие роли даются сложнее? И есть ли любимые?
— Я люблю неоднозначные роли, с преображением. Мне никогда не интересно было играть принцесс, лирических героинь. Любимая, как у любой женщины, — новая, последняя. Я ни разу не приносила для себя пьесу, чтобы поставили что-то «на меня». Играю то, что предлагают. Соглашаюсь почти на все, и на эпизоды тоже. Белорусские актеры не избалованы предложениями. Иногда понимаю, что роль вообще не моя, но я же актриса, значит, могу сыграть и это. Почему бы и нет? В театре всегда делаю выбор в пользу «своей» роли, пусть она и не главная. Понимание «своего», на мой взгляд, очень важно для актера.
— Недавно смотрела фильм «В тесноте, да не в обиде», где вы с Русланом Чернецким пели под гитару...
— Да, пою почти во всех своих спектаклях, однажды был у меня сольный концерт. Песен хватит на диск. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но за инструментом давно не сидела. Просто сесть за рояль и импровизировать не могу, а по нотам вполне, даже сейчас. А в детстве мечтала быть великой гимнасткой. Тренеры приходили в школу и меня выбрали, но по семейным обстоятельствам с этой мечтой пришлось расстаться. Занималась в цирковой студии акробатикой, хорошо стреляла в тире. Ну а потом все внимание переключила на профессию актера.
— Валерия, а вы пробовали себя в роли режиссера?
— Нет. Хотя и проучилась год на отделении режиссуры. У меня муж режиссер (Александр Ефремов. — Прим. авт.), поэтому я прекрасно понимаю всю масштабность этой профессии. Считаю, что это профессия для зрелых состоявшихся личностей и чаще профессия «взрослых» мужчин.
— Творческим людям порой сложно «отключить» голову. Как вы отдыхаете? Выходной — это выходной?
— Для меня важные условия — тишина и молчание. Это лучший способ отдохнуть. Могу отключить телефон, чтобы не беспокоили. Учитывая, что мы с мужем работаем в одной сфере, и дома часто присутствует работа. Это наш образ жизни, процесс бесконечный, его сложно разделить. Актриса я 24 часа в сутки. Кстати, слово «актриса» всегда пишу с большой буквы.
— У Александра Ефремова, когда снимаетесь в его фильмах или играете в его спектаклях, к вам высокие требования?
— Конечно, он хочет меня видеть лучшей. Может быть более снисходительным к другим актерам, но на меня повысить голос. Когда спрашиваю, почему, отвечает: «Я знаю, что ты можешь лучше». К этому привыкла с детства, мама строгая. В школе была отличницей. Не потому, что стремилась быть первой. Просто понимала, что могу.
— Как себя оценивает актер? Вы занимаетесь самокритикой?
— Я вообще не мыслю такими категориями, хотя самоедка знатная. Ведь что такое критика — это профессиональное суждение специалиста в какой-то области. Если это просто чье-то субъективное обывательское мнение, то нет! Это просто направленная на тебя агрессия, и только. Когда к Абдулову заходили в гримерку после спектакля и начинали говорить, мол, старик, знаешь, как-то сегодня не так и не этак, он спокойно отвечал: «А маме понравилось».
— Фильмы со своим участием смотрите?
— Да, смотрю. Я же не собой любуюсь, а оцениваю готовый продукт — кино. Могу отвернуться от экрана, если знаю, что где-то недотянула, понимаю, что уже ничего не переделать.
— Мне довелось побывать на вашем спектакле «Волки и овцы». За что любите свою героиню Глафиру?
— За то, что она живая, честная в своих проявлениях. Думаю, за это ее и зрители любят. Режиссер меня сразу назначил на роль Купавиной, но я вчиталась и поняла, что Глафира для меня интереснее. Я ее играла еще во время учебы в Академии искусств.
— Кого бы хотели еще сыграть?
— Я многое еще не сыграла… Хотелось бы какую-нибудь интересную личность, возможно, историческую.
— Иногда можно услышать: актеру легче реализовать себя за границей, даже в России. А можно ли это сделать в белорусском кинематографе?
— Учитывая местный менталитет, да, если тебя признали где-то в других городах и странах, то ты тут автоматически звезда. Сложно полюбить и признать свое и своих. «Беларусьфильм» славится отличными фильмами, признанными в мире. Конечно, нельзя существовать в замкнутом пространстве, нужно двигаться, развиваться. У каждого свой путь.
— Ваша малая родина — Молодечно. Часто бываете там?
— К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Там живут мама, сестра и племянник. Я ведь еду к ним, а не в город. На вечера встреч одноклассников не езжу давно, 30 лет прошло, у каждого своя жизнь. Знаю, что в четвертой школе и музыкальной, где училась, висят мои портреты. Была отличницей, при этом мое любимое место в классе всегда было за последней партой в дальнем углу.
— Мы с детства часто слышим: «Нужно всегда стремиться…» А когда человеку бывает достаточно?
— Мне — достаточно. Возможно, это мое любимое слово. Когда чувствую, что начинаю мчаться вперед, сразу замедляюсь. Стараюсь жить осознанно, хотя не всегда получается. Важно видеть, слышать, ощущать жизнь здесь и сейчас, в этом моменте.
Редко берусь за несколько дел в течение дня. Если вечером спектакль, стараюсь в этот день не сниматься. Потому что не могу делать несколько дел одновременно, сохраняя качество. Масса примеров, когда человек везде, а потом — бац! И все... Эмоциональное выгорание никто не отменял. Я всегда много ездила по фестивалям и теперь понимаю, что мало что помню из поездок 20-летней давности... Как будто не присутствовала там. Главное, проживать каждое мгновение своей жизни, быть включенным, все видеть, слышать, чувствовать. Я занимаюсь танцами более 10 лет. Быстрые танцы исполнять легче — меньше заметны ошибки. За скоростью и суетой проще скрыть недочеты и непрофессионализм. Медленный танец — большое мастерство. Это не просто делать шаг из точки А в точку Б. Это очень насыщенное непрерывное поэтапное движение, разделенное буквально на микросекунды, за которые ты проходишь миллион точек.
Так же и человеческая жизнь. Можно просто совершать хаотичные бессмысленные движения, а можно станцевать ее как красивый сложный медленный танец.
— Большое спасибо, Валерия, за увлекательный разговор!
chasovitina@sb.by
Фото из архива Валерии АРЛАНОВОЙ.
— Валерия, к множеству наград, которыми вы обладаете, недавно добавилось звание «Заслуженный артист Республики Беларусь». А что для актера высшая награда?
— Я благодарна за столь высокую оценку моего труда. Актеры как дети, да и большинство людей, как дети. Важно признание. Понимание того, что ты работаешь не зря. Это приятно, когда люди подходят, здороваются, говорят добрые слова.
У меня был замечательный педагог по речи Илья Львович Курган, который говорил: «Нужно стать таким актером, чтобы на твое имя ходили». Да, я могу гордиться, когда звонят в театр и спрашивают о спектаклях именно с моим участием. Очень приятно, когда приходят конкретно на меня. Это и есть высшая награда.
— На театральной сцене и съемочной площадке играть нужно по-разному?
— На мой взгляд, это вообще разные профессии, различный способ существования. Многие прекрасные театральные актеры не умеют играть в кино, а из
— Один эпизод фильма могут снимать с одного или нескольких дублей. Но когда картина готова, роль не переиграешь. В одном и том же спектакле артист проживает жизнь своего героя не единожды. Эмоции каждый раз разные?
— Конечно. Например, спектакль «Пигмалион» идет на сцене почти 17 лет, а каждый раз нужно играть, как впервые. Главное, не начать «моторить», играть «на автомате». Как говорится, нельзя повторить вчерашний успех. Актер должен воспринимать все происходящее на сцене, как в первый раз, — удивляться, смеяться и плакать.
— А вам заплакать легко?
— Мне легко. Именно поэтому стараюсь искать другие формы выражения своих чувств. Например, как плакать без слез или кричать без крика, выражать свои чувства как-то по-другому. Сейчас зачастую зрителей прямыми эмоциями не удивишь, нужно искать другие формы.
— Какие роли даются сложнее? И есть ли любимые?
— Я люблю неоднозначные роли, с преображением. Мне никогда не интересно было играть принцесс, лирических героинь. Любимая, как у любой женщины, — новая, последняя. Я ни разу не приносила для себя пьесу, чтобы поставили что-то «на меня». Играю то, что предлагают. Соглашаюсь почти на все, и на эпизоды тоже. Белорусские актеры не избалованы предложениями. Иногда понимаю, что роль вообще не моя, но я же актриса, значит, могу сыграть и это. Почему бы и нет? В театре всегда делаю выбор в пользу «своей» роли, пусть она и не главная. Понимание «своего», на мой взгляд, очень важно для актера.
— Недавно смотрела фильм «В тесноте, да не в обиде», где вы с Русланом Чернецким пели под гитару...
— Да, пою почти во всех своих спектаклях, однажды был у меня сольный концерт. Песен хватит на диск. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но за инструментом давно не сидела. Просто сесть за рояль и импровизировать не могу, а по нотам вполне, даже сейчас. А в детстве мечтала быть великой гимнасткой. Тренеры приходили в школу и меня выбрали, но по семейным обстоятельствам с этой мечтой пришлось расстаться. Занималась в цирковой студии акробатикой, хорошо стреляла в тире. Ну а потом все внимание переключила на профессию актера.
— Валерия, а вы пробовали себя в роли режиссера?
— Нет. Хотя и проучилась год на отделении режиссуры. У меня муж режиссер (Александр Ефремов. — Прим. авт.), поэтому я прекрасно понимаю всю масштабность этой профессии. Считаю, что это профессия для зрелых состоявшихся личностей и чаще профессия «взрослых» мужчин.
— Творческим людям порой сложно «отключить» голову. Как вы отдыхаете? Выходной — это выходной?
— У Александра Ефремова, когда снимаетесь в его фильмах или играете в его спектаклях, к вам высокие требования?
— Конечно, он хочет меня видеть лучшей. Может быть более снисходительным к другим актерам, но на меня повысить голос. Когда спрашиваю, почему, отвечает: «Я знаю, что ты можешь лучше». К этому привыкла с детства, мама строгая. В школе была отличницей. Не потому, что стремилась быть первой. Просто понимала, что могу.
— Как себя оценивает актер? Вы занимаетесь самокритикой?
— Я вообще не мыслю такими категориями, хотя самоедка знатная. Ведь что такое критика — это профессиональное суждение специалиста в какой-то области. Если это просто чье-то субъективное обывательское мнение, то нет! Это просто направленная на тебя агрессия, и только. Когда к Абдулову заходили в гримерку после спектакля и начинали говорить, мол, старик, знаешь, как-то сегодня не так и не этак, он спокойно отвечал: «А маме понравилось».
— Фильмы со своим участием смотрите?
— Да, смотрю. Я же не собой любуюсь, а оцениваю готовый продукт — кино. Могу отвернуться от экрана, если знаю, что где-то недотянула, понимаю, что уже ничего не переделать.
— Мне довелось побывать на вашем спектакле «Волки и овцы». За что любите свою героиню Глафиру?
— За то, что она живая, честная в своих проявлениях. Думаю, за это ее и зрители любят. Режиссер меня сразу назначил на роль Купавиной, но я вчиталась и поняла, что Глафира для меня интереснее. Я ее играла еще во время учебы в Академии искусств.
— Кого бы хотели еще сыграть?
— Я многое еще не сыграла… Хотелось бы какую-нибудь интересную личность, возможно, историческую.
— Иногда можно услышать: актеру легче реализовать себя за границей, даже в России. А можно ли это сделать в белорусском кинематографе?
— Учитывая местный менталитет, да, если тебя признали где-то в других городах и странах, то ты тут автоматически звезда. Сложно полюбить и признать свое и своих. «Беларусьфильм» славится отличными фильмами, признанными в мире. Конечно, нельзя существовать в замкнутом пространстве, нужно двигаться, развиваться. У каждого свой путь.
— Ваша малая родина — Молодечно. Часто бываете там?
— Мы с детства часто слышим: «Нужно всегда стремиться…» А когда человеку бывает достаточно?
— Мне — достаточно. Возможно, это мое любимое слово. Когда чувствую, что начинаю мчаться вперед, сразу замедляюсь. Стараюсь жить осознанно, хотя не всегда получается. Важно видеть, слышать, ощущать жизнь здесь и сейчас, в этом моменте.
Редко берусь за несколько дел в течение дня. Если вечером спектакль, стараюсь в этот день не сниматься. Потому что не могу делать несколько дел одновременно, сохраняя качество. Масса примеров, когда человек везде, а потом — бац! И все... Эмоциональное выгорание никто не отменял. Я всегда много ездила по фестивалям и теперь понимаю, что мало что помню из поездок 20-летней давности... Как будто не присутствовала там. Главное, проживать каждое мгновение своей жизни, быть включенным, все видеть, слышать, чувствовать. Я занимаюсь танцами более 10 лет. Быстрые танцы исполнять легче — меньше заметны ошибки. За скоростью и суетой проще скрыть недочеты и непрофессионализм. Медленный танец — большое мастерство. Это не просто делать шаг из точки А в точку Б. Это очень насыщенное непрерывное поэтапное движение, разделенное буквально на микросекунды, за которые ты проходишь миллион точек.
Так же и человеческая жизнь. Можно просто совершать хаотичные бессмысленные движения, а можно станцевать ее как красивый сложный медленный танец.
— Большое спасибо, Валерия, за увлекательный разговор!
chasovitina@sb.by
Фото из архива Валерии АРЛАНОВОЙ.