Новые исследования событий Великой Отечественной войны войдут в школьные учебники
25.11.2022 10:15:00
Владимир БИБИКОВ
В Год исторической памяти учеными Беларуси совместно с российскими коллегами проделана огромная исследовательская работа, раскрывающая героическое, а нередко и трагическое прошлое. В Институте истории НАНБ презентовали учебно-методический комплекс для учреждений общего среднего образования, посвященный Великой Отечественной войне. На его основе школьники девятого класса проходят учебный модуль, одной из составляющих которого является факультатив «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Пособие включает хрестоматию, рабочую тетрадь, атлас. По сравнению с предыдущим выпуском оно обновлено примерно наполовину за счет ставших доступными документов, воспоминаний участников героических событий, их переосмысления.
Белорусские и российские ученые решили, что полную картину событий можно отобразить только совместными усилиями.
Комплекс предназначен для школ с русским и белорусским языком обучения. Как прозвучало на презентации, аналогов ему нет, что вызывает белую зависть педагогов-историков всего СНГ. В этом заслуга авторов — видных академических ученых, преподавателей столичных и региональных вузов, представителей учреждений развития образования, учителей. Возглавил авторский коллектив академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств НАНБ академик Александр Коваленя. Вот что он рассказал:
— После распада СССР его народы разошлись по национальным квартирам. А ведь в годы Великой Отечественной они были едины в защите общей Родины. Начиная с 22 июня 1941 года, когда началась война, и до освобождения Белоруссии здесь рука об руку сражались белорусы и русские, украинцы, казахи, армяне, туркмены — все вместе стремились одержать победу над германской оккупационной властью. История повторилась при написании проекта пособия. Сначала мы сделали его отдельно. Однако затем обменялись мнениями с российскими коллегами и решили, что наиболее полную картину событий военного периода можно отобразить только сообща. Объединил нас научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Так мы издали многотомник, где отражены события на оккупированной в годы войны территории Белоруссии, благодаря поддержке российских коллег сделали и пособие для школьников. Такое же издано для российских школ.
Инициатором учебного курса о Великой Отечественной войне, где бы было переосмыслено значение этого величайшего события для Беларуси, стал Президент страны Александр Лукашенко. По его поручению с 2004 года соответствующий факультатив введен во всех учебных заведениях. Тогда же подготовлено пособие, оно неоднократно дополнялось и переиздавалось. Жизнь доказала, насколько своевременно и актуально оказалось это решение. Ведь желающих переписать историю, приуменьшить роль советского народа, а значит, и Беларуси в победе над гитлеризмом хватает. Расчет делается на то, что новые поколения не знают многих подробностей оккупации, злодеяний нацистов…
— Однако победа советского народа имела самое непосредственное отношение к сохранению и развитию белорусской государственности, — продолжает академик Александр Коваленя. — Мы отстояли свою территориальную целостность. Вернули то, что было отделено от страны по несправедливому Рижскому договору 1921 года только благодаря тому, что состоялась Великая Победа. И вклад белорусов в ее достижение несомненный, они достойно показали себя в сражениях не только на родной земле, но и в Украине, на Кавказе, в Европе.
Старший научный сотрудник центра истории науки и архивного дела Института истории НАНБ Марина Краснова рассказала, что факультативные занятия, где изучаются события Великой Отечественной, пользуются у школьников особым вниманием. Там много практических заданий, призванных направить ребят на поисковую работу. В том числе потому, что соответствующее учебное пособие пробуждает интерес к истории родной семьи, города, деревни. Выявляя эти сведения, школьники познают историю страны. Наша цель — чтобы освоение знаний было в высшей степени самостоятельной работой, — пояснила Марина Краснова.
А авторы пособия уже думают, чем пополнить очередное издание. В частности, отметил Александр Коваленя, необходимо глубоко осветить деятельность прокуратуры, других органов, расследующих геноцид белорусского и российского народов со стороны оккупантов в годы войны. К примеру, прежде считалось, что в Беларуси ими и их прихвостнями было сожжено более 9 тысяч сел, деревень и городов. По новым данным, таковых свыше 10 тысяч.
КСТАТИ
На днях белорусские академические ученые-историки представили новые данные, полученные в результате изучения темы геноцида белорусского народа, в Гатчине на международном научно-практическом форуме «Без срока давности. Геноцид советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны: историческое осмысление и судебная практика». Совместные научные изыскания по этой чувствительной теме направлены на сохранение исторической памяти и правды о ключевых событиях того периода. К слову, как подтверждено недавно в ходе судебных процессов, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в результате геноцида в отношении советских граждан погибло более 2,5 миллиона человек.
bibikov@sb.by
Белорусские и российские ученые решили, что полную картину событий можно отобразить только совместными усилиями.
Комплекс предназначен для школ с русским и белорусским языком обучения. Как прозвучало на презентации, аналогов ему нет, что вызывает белую зависть педагогов-историков всего СНГ. В этом заслуга авторов — видных академических ученых, преподавателей столичных и региональных вузов, представителей учреждений развития образования, учителей. Возглавил авторский коллектив академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств НАНБ академик Александр Коваленя. Вот что он рассказал:
— После распада СССР его народы разошлись по национальным квартирам. А ведь в годы Великой Отечественной они были едины в защите общей Родины. Начиная с 22 июня 1941 года, когда началась война, и до освобождения Белоруссии здесь рука об руку сражались белорусы и русские, украинцы, казахи, армяне, туркмены — все вместе стремились одержать победу над германской оккупационной властью. История повторилась при написании проекта пособия. Сначала мы сделали его отдельно. Однако затем обменялись мнениями с российскими коллегами и решили, что наиболее полную картину событий военного периода можно отобразить только сообща. Объединил нас научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Так мы издали многотомник, где отражены события на оккупированной в годы войны территории Белоруссии, благодаря поддержке российских коллег сделали и пособие для школьников. Такое же издано для российских школ.
Инициатором учебного курса о Великой Отечественной войне, где бы было переосмыслено значение этого величайшего события для Беларуси, стал Президент страны Александр Лукашенко. По его поручению с 2004 года соответствующий факультатив введен во всех учебных заведениях. Тогда же подготовлено пособие, оно неоднократно дополнялось и переиздавалось. Жизнь доказала, насколько своевременно и актуально оказалось это решение. Ведь желающих переписать историю, приуменьшить роль советского народа, а значит, и Беларуси в победе над гитлеризмом хватает. Расчет делается на то, что новые поколения не знают многих подробностей оккупации, злодеяний нацистов…
— Однако победа советского народа имела самое непосредственное отношение к сохранению и развитию белорусской государственности, — продолжает академик Александр Коваленя. — Мы отстояли свою территориальную целостность. Вернули то, что было отделено от страны по несправедливому Рижскому договору 1921 года только благодаря тому, что состоялась Великая Победа. И вклад белорусов в ее достижение несомненный, они достойно показали себя в сражениях не только на родной земле, но и в Украине, на Кавказе, в Европе.
Старший научный сотрудник центра истории науки и архивного дела Института истории НАНБ Марина Краснова рассказала, что факультативные занятия, где изучаются события Великой Отечественной, пользуются у школьников особым вниманием. Там много практических заданий, призванных направить ребят на поисковую работу. В том числе потому, что соответствующее учебное пособие пробуждает интерес к истории родной семьи, города, деревни. Выявляя эти сведения, школьники познают историю страны. Наша цель — чтобы освоение знаний было в высшей степени самостоятельной работой, — пояснила Марина Краснова.
А авторы пособия уже думают, чем пополнить очередное издание. В частности, отметил Александр Коваленя, необходимо глубоко осветить деятельность прокуратуры, других органов, расследующих геноцид белорусского и российского народов со стороны оккупантов в годы войны. К примеру, прежде считалось, что в Беларуси ими и их прихвостнями было сожжено более 9 тысяч сел, деревень и городов. По новым данным, таковых свыше 10 тысяч.
КСТАТИ
На днях белорусские академические ученые-историки представили новые данные, полученные в результате изучения темы геноцида белорусского народа, в Гатчине на международном научно-практическом форуме «Без срока давности. Геноцид советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны: историческое осмысление и судебная практика». Совместные научные изыскания по этой чувствительной теме направлены на сохранение исторической памяти и правды о ключевых событиях того периода. К слову, как подтверждено недавно в ходе судебных процессов, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в результате геноцида в отношении советских граждан погибло более 2,5 миллиона человек.
bibikov@sb.by