Сосудистые протезы, биологический клапан, фильтры-«ловушки» и окклюдеры: новые разработки помогают нашим кардиохирургам в лечении сложных болезней
16.08.2019 22:23:29
Ольга КОСЯКОВА
Кардиология — элитное направление в медицине и актуальное, потому что кардиологическими заболеваниями страдает более половины всех людей. А еще оно очень динамичное, ведь рекомендации по диагностике и лечению меняются с интервалом в 2—3 года. В таких обстоятельствах важно быть на острие событий, быстро реагировать на появляющиеся новинки. Команда докторов и кандидатов медицинских наук РНПЦ «Кардиология» и БелМАПО, высококвалифицированных специалистов научно-технологического парка БНТУ «Политехник» и компании «Полимедтех» разработали немало таких продуктов, некоторые из них не имеют аналогов в мире. В таких разработках нуждаются пациенты с тяжелыми заболеваниями сердца и сосудов. И потребность только растет. Корреспондент «Р» узнала, какие инновации для кардиохирургии сегодня предлагают специалисты
Техник Екатерина ПОТАПЕНКО, кардиохирург РНПЦ «Кардиология» Анна ЛУКАШЕВИЧ, инженеры Анна ИЛЬЧЕНКО, Инна ОЛЬГОМЕЦ и Артем ВЕЧОРКО демонстрируют системы аортального стент-графта для коррекции аневризм грудной аорты.
Его сиятельство стент-графт
На стенде протезы аорты — торакальный стент-графт, который под действием силы упругости расправляется до необходимого размера и прижимается к стенкам сосуда за счет упругих свойств. После имплантации стент-графтов происходит исключение из кровотока аневризм, ложного просвета или участков разрыва, восстанавливается кровоток через просвет стент-графта. Они предназначены для пациентов с аневризмами и расслаивающими аневризмами аорты. Такая патология поражает мужчин от 30 до 50 лет, как правило, курящих, страдающих артериальной гипертензией, иногда в анамнезе у них имеется запись «сахарный диабет», и адекватной медикаментозной терапии они не получают — считают, что обращаться к доктору нужды нет. Разрыв грудной аорты как основная причина смерти встречается в 70 процентах случаев.
— Патология эта очень сложная, а стент-графты, которые мы закупаем сейчас за рубежом, — дорогостоящие, — вводит в курс проблемы врач-кардиохирург кардиохирургического отделения № 3 РНПЦ «Кардиология» Анна Лукашевич. — Чтобы помогать пациентам с такой патологией в нашей стране, нужны стент-графты местного производства, которые предназначены для коррекции аневризм дуги и ее ветвей, а также нисходящей части аорты.
Система аортального стент-графта – тот самый протез аорты.
Заместитель генерального директора по инновационной деятельности «Политехника» Павел Лущик берет в руки белую трубку диаметром сантиметра два. Это стент-графт аорты. Его устанавливают в тело человека без разреза с помощью уникальной системы доставки через бедренную артерию.
— Устройство, в сжатом виде заправленное в систему доставки, устанавливается в место патологии аорты и уже там принимает нужную форму, — поясняет Анна Сергеевна. — И теперь, даже если где-то есть разрыв, кровь больше не вытекает. Когда невозможно закрыть ложный просвет, он продолжает функционировать дальше, что, в свою очередь, приводит к осложнениям, и человек может погибнуть. Очень важно, чтобы протезы имели каркас и удерживались, ведь скорость кровотока в крупных артериях более пяти литров в минуту. В настоящее время в наш центр поступает все больше и больше пациентов, нуждающихся в такого рода стент-графтах.
Кардиохирург РНПЦ «Кардиология» Анна ЛУКАШЕВИЧ: «Аневризма аорты — сложная патология, а стент-графты, которые закупаются за рубежом, очень дорогостоящие. Белорусские разработки сделают такие операции дешевле».
— Мы понимаем ответственность этого проекта и работаем усердно, — замечает Павел Евгеньевич. — По всем стадиям изделия сейчас проходят ряд испытаний. Каркас сделан из нитинола, никель-титанового сплава с эффектом памяти. Еще он обладает сверхупругостью. В холодном состоянии его можно сделать податливым, имплантировать человеку, так как при температуре тела материал принимает форму и каркас, необходимые для закрытия дефекта.
Инженер «Политехника» Артем Вечорко обращает внимание: изделия наукоемкие и при их создании задействуются достижения различных областей науки, начиная от фармацевтики, когда речь идет про различные покрытия устройства, до материалов, которые не производят на просторах СНГ. В этом направлении предприятие взаимодействует с другими странами. Кстати, стенты, которые разрабатывают специалисты предприятия, востребованы и для пациентов с инфарктом миокарда, стабильной стенокардией напряжения.
Акустическая система для эндоваскулярной абляции при лечении пациентов с синдромом диабетической стопы.
Тромб не пройдет
Больных с патологией венозной системы выдают трофические изменения на коже. Посттромбофлебитический синдром, когда в поверхностных венах образуются тромбы, — это уже последствие затянувшегося сосудистого недуга, угрожающее жизни. При самых неблагоприятных обстоятельствах тромб отрывается, улетает в легочную артерию и закупоривает ее, блокируя кровообращение. Чтобы этого не произошло, хирурги во время малотравматичного вмешательства выставляют в венах специальные ловушки.
Специалисты «Политехника» разработали фильтр-ловушку для тромбов с самоцентрирующим механизмом. Анна Лукашевич поясняет:
— Она устанавливается в нижнюю полую вену. Если тромб фрагментируется, то устройство его останавливает и он дальше не идет. Ловушку в сжатом виде устанавливают с помощью специальной системы доставки во время эндоваскулярной операции. Важно не повредить венозную систему. Вена имеет тонкую и податливую стенку. У нее нет мышечных волокон. Поскольку нижняя вена полая, мягкая, она не выдержит больших нагрузок.
Устройство для окклюзии ушка левого предсердия.
Оплетая дефект
При лечении дефектов межпредсердной перегородки сердца кардиохирурги используют окклюдер. Уникальную плетеную конструкцию также доставляют в сжатом виде. Она расправляется в той части сердца, где необходимо закрыть дефект. Ее полимерное наполнение препятствует прохождению крови через поврежденный участок. Затем устройство обрастает собственными тканями, и дефект устраняется полностью.
— Окклюдер помогает пациентам избежать полостной операции, — обращает внимание Анна Лукашевич. — Для каждого пациента устройство подбирается индивидуально. Для этого межпредсердные перегородки исследуются с помощью трансторакальной эхокардиографии, а затем чреспищеводной эхокардиографии. С учетом размера и анатомии дефекта подбирается окклюдер. Такая операция длится 30—50 минут, пациенты в течение трех месяцев принимают антиагреганты — и здоровы.
— Это устройство изготовлено из нитинола, который не вступает в реакцию с кровью и не отторгается организмом, — рассказывает о преимуществах инновационного продукта инженер Артем Вечорко. — Его стоимость в два раза меньше по сравнению с зарубежными аналогами.
Команда ученых получила немало патентов. Многие кардиоразработки не имеют аналогов в мире.
Бесшовный клапан
Инженер Анна Ильченко демонстрирует нам еще одну уникальную конструкцию — биологический клапан, предназначенный для лечения пороков сердца.
— Протез имплантируется взамен поврежденного нативного клапана. Состоит из биологического материала — ткани крупного рогатого скота — и металлического поддерживающего каркаса. Обладает высокой биосовместимостью. При этом применяется бесшовная техника имплантации.
Анна Лукашевич замечает: такой протез жизненно необходим. Он требуется пациентам, у которых имеется врожденный порок сердца с грубыми изменениями, выраженный кальциноз кольца, при повторных операциях, а также анатомически узкое кольцо аортального клапана, при котором имплантация является технически сложной процедурой.
— Очень сложно установить туда механический протез. В отличие от него биопротез обладает гибкостью и может принимать форму кольца. Разрезается аорта, он в сжатом виде вставляется в нее и специальным баллоном расширяется. Ничего не надо пришивать. Просто аорта зашивается, и пациент живет дальше.
Многие изобретения ученых пока еще находятся на стадии регистрации, но скоро они существенно изменят медицинские практики врачей.
Ультразвуком — по тромбам
На базе Минской областной клинической больницы заканчиваются клинические испытания ультразвукового генератора с акустической системой на основе ступенчатого волновода трубчатого типа, предназначенного для разрушения тромбообразований внутри сосудов. Технологией, уникальной не только для нашей страны, но и всего мира, уже заинтересовались в Литве и Китае. Это направление будущего в сосудистой кардиологии.
Заведующий научно-исследовательским сектором перспективных технологий Александр Королев рассказал, как ультразвук воздействует на сосуды.
— Ступенчатый волновод помещается в сосуд и подводится к месту расположения тромбообразования под контролем ангиографического аппарата. Включается ультразвук, и подается жидкость — физраствор или лекарственное средство. Происходит двойное воздействие: механическое ультразвуковое рабочим наконечником на стенки сосуда и на тромб и кавитационное — через боковые микроотверстия, которые расположены в рабочем наконечнике. Обычно сосуды вокруг тромбообразования «стеклянные», то есть очень хрупкие. После процедуры ультразвукового воздействия происходит изменение физико-механических свойств сосудов, ремодуляция сосудистой стенки с повышением ее эластичности.
Все изделия для лечения сердечно-сосудистых патологий, которые разработали специалисты научно-технологического парка, находятся на стадии регистрации. А в будущем поступят в клиническую практику, потеснив зарубежные устройства.
kasiakova@sb.by
Техник Екатерина ПОТАПЕНКО, кардиохирург РНПЦ «Кардиология» Анна ЛУКАШЕВИЧ, инженеры Анна ИЛЬЧЕНКО, Инна ОЛЬГОМЕЦ и Артем ВЕЧОРКО демонстрируют системы аортального стент-графта для коррекции аневризм грудной аорты.
Его сиятельство стент-графт
На стенде протезы аорты — торакальный стент-графт, который под действием силы упругости расправляется до необходимого размера и прижимается к стенкам сосуда за счет упругих свойств. После имплантации стент-графтов происходит исключение из кровотока аневризм, ложного просвета или участков разрыва, восстанавливается кровоток через просвет стент-графта. Они предназначены для пациентов с аневризмами и расслаивающими аневризмами аорты. Такая патология поражает мужчин от 30 до 50 лет, как правило, курящих, страдающих артериальной гипертензией, иногда в анамнезе у них имеется запись «сахарный диабет», и адекватной медикаментозной терапии они не получают — считают, что обращаться к доктору нужды нет. Разрыв грудной аорты как основная причина смерти встречается в 70 процентах случаев.
— Патология эта очень сложная, а стент-графты, которые мы закупаем сейчас за рубежом, — дорогостоящие, — вводит в курс проблемы врач-кардиохирург кардиохирургического отделения № 3 РНПЦ «Кардиология» Анна Лукашевич. — Чтобы помогать пациентам с такой патологией в нашей стране, нужны стент-графты местного производства, которые предназначены для коррекции аневризм дуги и ее ветвей, а также нисходящей части аорты.
Система аортального стент-графта – тот самый протез аорты.
Заместитель генерального директора по инновационной деятельности «Политехника» Павел Лущик берет в руки белую трубку диаметром сантиметра два. Это стент-графт аорты. Его устанавливают в тело человека без разреза с помощью уникальной системы доставки через бедренную артерию.
— Устройство, в сжатом виде заправленное в систему доставки, устанавливается в место патологии аорты и уже там принимает нужную форму, — поясняет Анна Сергеевна. — И теперь, даже если где-то есть разрыв, кровь больше не вытекает. Когда невозможно закрыть ложный просвет, он продолжает функционировать дальше, что, в свою очередь, приводит к осложнениям, и человек может погибнуть. Очень важно, чтобы протезы имели каркас и удерживались, ведь скорость кровотока в крупных артериях более пяти литров в минуту. В настоящее время в наш центр поступает все больше и больше пациентов, нуждающихся в такого рода стент-графтах.
Кардиохирург РНПЦ «Кардиология» Анна ЛУКАШЕВИЧ: «Аневризма аорты — сложная патология, а стент-графты, которые закупаются за рубежом, очень дорогостоящие. Белорусские разработки сделают такие операции дешевле».
— Мы понимаем ответственность этого проекта и работаем усердно, — замечает Павел Евгеньевич. — По всем стадиям изделия сейчас проходят ряд испытаний. Каркас сделан из нитинола, никель-титанового сплава с эффектом памяти. Еще он обладает сверхупругостью. В холодном состоянии его можно сделать податливым, имплантировать человеку, так как при температуре тела материал принимает форму и каркас, необходимые для закрытия дефекта.
Инженер «Политехника» Артем Вечорко обращает внимание: изделия наукоемкие и при их создании задействуются достижения различных областей науки, начиная от фармацевтики, когда речь идет про различные покрытия устройства, до материалов, которые не производят на просторах СНГ. В этом направлении предприятие взаимодействует с другими странами. Кстати, стенты, которые разрабатывают специалисты предприятия, востребованы и для пациентов с инфарктом миокарда, стабильной стенокардией напряжения.
Акустическая система для эндоваскулярной абляции при лечении пациентов с синдромом диабетической стопы.
Тромб не пройдет
Больных с патологией венозной системы выдают трофические изменения на коже. Посттромбофлебитический синдром, когда в поверхностных венах образуются тромбы, — это уже последствие затянувшегося сосудистого недуга, угрожающее жизни. При самых неблагоприятных обстоятельствах тромб отрывается, улетает в легочную артерию и закупоривает ее, блокируя кровообращение. Чтобы этого не произошло, хирурги во время малотравматичного вмешательства выставляют в венах специальные ловушки.
Специалисты «Политехника» разработали фильтр-ловушку для тромбов с самоцентрирующим механизмом. Анна Лукашевич поясняет:
— Она устанавливается в нижнюю полую вену. Если тромб фрагментируется, то устройство его останавливает и он дальше не идет. Ловушку в сжатом виде устанавливают с помощью специальной системы доставки во время эндоваскулярной операции. Важно не повредить венозную систему. Вена имеет тонкую и податливую стенку. У нее нет мышечных волокон. Поскольку нижняя вена полая, мягкая, она не выдержит больших нагрузок.
Устройство для окклюзии ушка левого предсердия.
Оплетая дефект
При лечении дефектов межпредсердной перегородки сердца кардиохирурги используют окклюдер. Уникальную плетеную конструкцию также доставляют в сжатом виде. Она расправляется в той части сердца, где необходимо закрыть дефект. Ее полимерное наполнение препятствует прохождению крови через поврежденный участок. Затем устройство обрастает собственными тканями, и дефект устраняется полностью.
— Окклюдер помогает пациентам избежать полостной операции, — обращает внимание Анна Лукашевич. — Для каждого пациента устройство подбирается индивидуально. Для этого межпредсердные перегородки исследуются с помощью трансторакальной эхокардиографии, а затем чреспищеводной эхокардиографии. С учетом размера и анатомии дефекта подбирается окклюдер. Такая операция длится 30—50 минут, пациенты в течение трех месяцев принимают антиагреганты — и здоровы.
— Это устройство изготовлено из нитинола, который не вступает в реакцию с кровью и не отторгается организмом, — рассказывает о преимуществах инновационного продукта инженер Артем Вечорко. — Его стоимость в два раза меньше по сравнению с зарубежными аналогами.
Команда ученых получила немало патентов. Многие кардиоразработки не имеют аналогов в мире.
Бесшовный клапан
Инженер Анна Ильченко демонстрирует нам еще одну уникальную конструкцию — биологический клапан, предназначенный для лечения пороков сердца.
— Протез имплантируется взамен поврежденного нативного клапана. Состоит из биологического материала — ткани крупного рогатого скота — и металлического поддерживающего каркаса. Обладает высокой биосовместимостью. При этом применяется бесшовная техника имплантации.
Анна Лукашевич замечает: такой протез жизненно необходим. Он требуется пациентам, у которых имеется врожденный порок сердца с грубыми изменениями, выраженный кальциноз кольца, при повторных операциях, а также анатомически узкое кольцо аортального клапана, при котором имплантация является технически сложной процедурой.
— Очень сложно установить туда механический протез. В отличие от него биопротез обладает гибкостью и может принимать форму кольца. Разрезается аорта, он в сжатом виде вставляется в нее и специальным баллоном расширяется. Ничего не надо пришивать. Просто аорта зашивается, и пациент живет дальше.
Многие изобретения ученых пока еще находятся на стадии регистрации, но скоро они существенно изменят медицинские практики врачей.
Ультразвуком — по тромбам
На базе Минской областной клинической больницы заканчиваются клинические испытания ультразвукового генератора с акустической системой на основе ступенчатого волновода трубчатого типа, предназначенного для разрушения тромбообразований внутри сосудов. Технологией, уникальной не только для нашей страны, но и всего мира, уже заинтересовались в Литве и Китае. Это направление будущего в сосудистой кардиологии.
Заведующий научно-исследовательским сектором перспективных технологий Александр Королев рассказал, как ультразвук воздействует на сосуды.
— Ступенчатый волновод помещается в сосуд и подводится к месту расположения тромбообразования под контролем ангиографического аппарата. Включается ультразвук, и подается жидкость — физраствор или лекарственное средство. Происходит двойное воздействие: механическое ультразвуковое рабочим наконечником на стенки сосуда и на тромб и кавитационное — через боковые микроотверстия, которые расположены в рабочем наконечнике. Обычно сосуды вокруг тромбообразования «стеклянные», то есть очень хрупкие. После процедуры ультразвукового воздействия происходит изменение физико-механических свойств сосудов, ремодуляция сосудистой стенки с повышением ее эластичности.
Все изделия для лечения сердечно-сосудистых патологий, которые разработали специалисты научно-технологического парка, находятся на стадии регистрации. А в будущем поступят в клиническую практику, потеснив зарубежные устройства.
kasiakova@sb.by