В торговом реестре Беларуси зарегистрировано более 30 тысяч интернет-магазинов — МАРТ
12.08.2024 17:26:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
В торговом реестре Беларуси зарегистрировано более 30 тысяч интернет-магазинов. Об этом сегодня, 12 августа, на пресс-конференции «Развитие интернет-торговли в Беларуси. Права покупателей и обязанности продавцов» сообщила заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталия Черепович.
Иллюстративное фото
— Сегодня интернет-торговля входит в число основных точек роста экономики во многих странах мира. Беларусь, где торговля также давно вошла в интернет-пространство и надежно там обосновалась, не исключение. Все больше людей с каждым годом склоняется к покупкам определенных товарных групп через интернет. Денежный объем таких покупок и их количество неуклонно растут, — подчеркнула представитель МАРТ.
Согласно статистическим данным, за 2023 год доля продаж через интернет в общем объеме розничного товарооборота организаций торговли составила 8,1 процента. Этот показатель продемонстрировал рост на 2,1 процента к уровню 2022 года.
— По состоянию на 1 августа в торговом реестре Беларуси зарегистрировано 30 279 интернет-магазинов. По сравнению с количеством, зафиксированным в реестре на начало года, прирост составил 367 единиц, или 1,2 процента, — ознакомила с цифрами Наталия Черепович. — Более 16 тысяч интернет-магазинов принадлежат юридическим лицам, что составляет 55 процентов от их общего количества. Владельцами более 13 тысяч интернет-магазина выступают индивидуальные предприниматели. Розничной торговлей в интернет-магазинах занимаются более 19 тысяч субъектов торговли.
Специалист уточнила, что самые популярные статьи расходов при покупках в интернете — одежда, парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности, детали и принадлежности для автомобилей, электробытовые приборы и инструменты, строительные материалы.
— Сегодня стали очень популярны услуги торговых интернет-площадок. День ото дня возрастает их влияние на производителей, продавцов и покупателей. В связи с этим в Беларуси проведена работа, направленная на упорядочение их деятельности. С 11 июля вступили в силу изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», — напомнила Наталия Черепович.
Законом предусмотрено расширение перечня интернет-технологий, используемых для розничной торговли через интернет, и вовлечение в правовое поле субъектов хозяйствования, которые торгуют в интернете не через собственные интернет-магазины, а на интернет-площадках с использованием приложений для мобильных устройств и мессенджеров.
— Дано также определение понятий «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи заказов». Установлены требования к владельцам интернет-площадок, пунктов выдачи товаров, чтобы они предоставляли потребителю своевременную достоверную информацию, — пояснила специалист. — У покупателей должны быть данные о владельце интернет-площадки, о торгующих там продавцах, о товарах. Также владельцы интернет-площадок должны размещать информацию о предоставлении услуг на интернет-площадке и обеспечить техническую возможность направления покупателями обращений и жалоб в электронной форме.
Кроме того, постановлением Совета Министров снимается ряд ограничений в сфере дистанционной торговли, подчеркнула Наталия Черепович:
— Например, сняты ограничения на продажу онлайн биологически активных добавок — любых, независимо от того, содержат они микроэлементы или нет. Также снят запрет на продажу онлайн пиротехнических изделий бытового назначения, продажу лекарственных и ветеринарных препаратов. Это позволит обеспечить равные условия в дистанционной торговле для резидентов и нерезидентов Беларуси.
Помимо этого, предусмотрен ряд требований к владельцам и продавцам интернет-площадок, чтобы лица, не достигшие определенного возраста, не могли купить неположенные товары.
— Этот механизм предполагает, что информация о товарах будет предоставляться после подтверждения покупателем на интернет-ресурсе или интернет-площадке своего возраста, а выдача — после предъявления покупателям, заключившим договор, документа, содержащего дату рождения, фото или цифровой портрет, которые позволят установить возраст и личность этого покупателя, — пояснила Наталия Черепович.
Кроме того, в обязанности владельцев интернет-площадок теперь входит размещение на интернет-площадке или в пункте выдачи заказов информации о приостановлении, прекращении работы или изменении правил предоставления услуг не позднее чем за 15 дней до наступления событий.
— Владельцы интернет-площадок и пунктов выдачи заказов также обязаны оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законом «О защите прав потребителей», — подытожила представитель МАРТ.
Иллюстративное фото
— Сегодня интернет-торговля входит в число основных точек роста экономики во многих странах мира. Беларусь, где торговля также давно вошла в интернет-пространство и надежно там обосновалась, не исключение. Все больше людей с каждым годом склоняется к покупкам определенных товарных групп через интернет. Денежный объем таких покупок и их количество неуклонно растут, — подчеркнула представитель МАРТ.
Согласно статистическим данным, за 2023 год доля продаж через интернет в общем объеме розничного товарооборота организаций торговли составила 8,1 процента. Этот показатель продемонстрировал рост на 2,1 процента к уровню 2022 года.
— По состоянию на 1 августа в торговом реестре Беларуси зарегистрировано 30 279 интернет-магазинов. По сравнению с количеством, зафиксированным в реестре на начало года, прирост составил 367 единиц, или 1,2 процента, — ознакомила с цифрами Наталия Черепович. — Более 16 тысяч интернет-магазинов принадлежат юридическим лицам, что составляет 55 процентов от их общего количества. Владельцами более 13 тысяч интернет-магазина выступают индивидуальные предприниматели. Розничной торговлей в интернет-магазинах занимаются более 19 тысяч субъектов торговли.
Специалист уточнила, что самые популярные статьи расходов при покупках в интернете — одежда, парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности, детали и принадлежности для автомобилей, электробытовые приборы и инструменты, строительные материалы.
— Сегодня стали очень популярны услуги торговых интернет-площадок. День ото дня возрастает их влияние на производителей, продавцов и покупателей. В связи с этим в Беларуси проведена работа, направленная на упорядочение их деятельности. С 11 июля вступили в силу изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», — напомнила Наталия Черепович.
Законом предусмотрено расширение перечня интернет-технологий, используемых для розничной торговли через интернет, и вовлечение в правовое поле субъектов хозяйствования, которые торгуют в интернете не через собственные интернет-магазины, а на интернет-площадках с использованием приложений для мобильных устройств и мессенджеров.
— Дано также определение понятий «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи заказов». Установлены требования к владельцам интернет-площадок, пунктов выдачи товаров, чтобы они предоставляли потребителю своевременную достоверную информацию, — пояснила специалист. — У покупателей должны быть данные о владельце интернет-площадки, о торгующих там продавцах, о товарах. Также владельцы интернет-площадок должны размещать информацию о предоставлении услуг на интернет-площадке и обеспечить техническую возможность направления покупателями обращений и жалоб в электронной форме.
Кроме того, постановлением Совета Министров снимается ряд ограничений в сфере дистанционной торговли, подчеркнула Наталия Черепович:
— Например, сняты ограничения на продажу онлайн биологически активных добавок — любых, независимо от того, содержат они микроэлементы или нет. Также снят запрет на продажу онлайн пиротехнических изделий бытового назначения, продажу лекарственных и ветеринарных препаратов. Это позволит обеспечить равные условия в дистанционной торговле для резидентов и нерезидентов Беларуси.
Помимо этого, предусмотрен ряд требований к владельцам и продавцам интернет-площадок, чтобы лица, не достигшие определенного возраста, не могли купить неположенные товары.
— Этот механизм предполагает, что информация о товарах будет предоставляться после подтверждения покупателем на интернет-ресурсе или интернет-площадке своего возраста, а выдача — после предъявления покупателям, заключившим договор, документа, содержащего дату рождения, фото или цифровой портрет, которые позволят установить возраст и личность этого покупателя, — пояснила Наталия Черепович.
Кроме того, в обязанности владельцев интернет-площадок теперь входит размещение на интернет-площадке или в пункте выдачи заказов информации о приостановлении, прекращении работы или изменении правил предоставления услуг не позднее чем за 15 дней до наступления событий.
— Владельцы интернет-площадок и пунктов выдачи заказов также обязаны оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законом «О защите прав потребителей», — подытожила представитель МАРТ.