В сумерках
01.09.2012 15:58:15
Конечно, идеальным было бы всегда ездить в ясную солнечную погоду, но наступила осень — туманы, дожди, ранние сумерки… В общем, довольно часто приходится ездить в темноте. И теперь на дорогах нужна особая внимательность
Не один раз приходилось видеть, как несется тебе навстречу джип, включив все, что только можно, устроив на трассе настоящую иллюминацию. Такого видно еще за полкилометра. И еще не факт, что он перейдет на ближний свет. Я предпочитаю таких «крутых» лучше пропустить, стоя на месте.
Новичку навыки движения в темноте лучше осваивать на дорогах с редким потоком машин.
Перед поездкой следует тщательно протереть фары, рассеиватели, подфарники и стекла автомобиля. Грязь, вода, запотелость под действием света идущего навстречу автомобиля создают рассеивающий эффект, который искажает окружающую обстановку, и не сразу сориентируешься, к примеру, что там лежит на дороге — ворох сена или отвалившийся у кого-то глушитель.
Особая бдительность нужна на сложных участках пути. Я имею в виду низины, речные поймы, болота, где ночью стоит туманная мгла.
Въезжая в пелену тумана, если нет противотуманных фар, сразу переходите на ближний свет, дальний свет, отражаясь от тумана, будет слепить.
Однако противотуманные фары помогают лишь в том случае, если установлены они профессионально и используются в комплексе с ближним или дальним светом соответственно конкретной обстановке.
Противотуманные фары ставят не ниже 0,25 м над поверхностью дороги, располагают относительно поперечных габаритов автомобиля на расстоянии не более 0,4 м (до наружных боковых точек фар). Естественно, противотуманные фары не должны быть преградой для света основных фар, подфарников и указателей поворотов.
Некоторые водители крепят противотуманные фары к облицовке радиатора, но, на мой взгляд, это неправильное решение. Облицовка вибрирует при движении автомобиля, и фары мерцают. Кроме того, что светят они плохо, так еще и служат недолго.
Наилучшее место для противотуманных фар — на бампере.
После установки их необходимо правильно отрегулировать. Это можно сделать и в домашних условиях.
Автомобиль устанавливаем на ровной площадке перед стеной, которую используем в качестве экрана. На стене, к примеру, мелом проводим горизонтальную линию на высоте центра фар ненагруженного автомобиля. Затем автомобиль нагружаем (садятся два человека), включаем фары и регулируем их так, чтобы верхняя граница «свет — тень» каждого луча проходила на 20 см ниже ранее обозначенной линии.
Если ночью туман слабый или идет небольшой дождь, противотуманные фары лучше всего помогают в комбинации с дальним светом. При появлении встречных машин противотуманные фары выключаем и переходим на ближний свет.
Если туман сгущается и дождь усиливается, то больший эффект фары дают при комбинации с ближним светом. Лишь в очень плотном тумане эти фары — единственный помощник.
В такой поездке не забывайте время от времени включать стеклоочистители и обдув стекла. Туман — это не только плохая видимость, но и влага.
С наступлением темноты активизируются обитатели наших лесов и полей. Недавно видел на трассе Минск — Бобруйск сбитого зайца. Очень трудно на скорости среагировать на внезапное появление животного, инстинктивно можешь «вильнуть» с неприятными последствиями. Поэтому через лес всегда еду на небольшой скорости и все время начеку.
Вообще, ездить ночью сложно, но без этого никак не обойтись. И выручат только бдительность и опыт, который, как известно, дело наживное.
Сергей БАЖЕНОВ