В СК рассказали, как правоохранители борются с киберпреступностью
26.06.2024 14:43:00
Дарья ГОТОВКО
Сегодня в Беларуси уделяется повышенное внимание обеспечению защищенности информационного пространства. Эффективность работы правоохранительной системы в данной сфере напрямую влияет на состояние киберпреступности, защищенности прав и законных интересов граждан, информационной безопасности общества и государства. О том, какие меры принимаются для борьбы с подобными злодеяниями, sb.by рассказал заместитель начальника управления организации расследования киберпреступлений и цифрового развития главного управления цифрового развития предварительного следствия Леонид Мельник.
Иллюстративное фото
Так, по словам заместителя начальника, на протяжении последних лет в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция роста количества киберпреступлений. Это, к сожалению, актуально и в этом году:
— В первом квартале текущего года, зафиксировано увеличение общего количества киберпреступлений (более 14%), существенный рост показали такие преступления как вымогательство, мошенничество. Значительно возросло количество тяжких преступлений данных видов. В настоящее время в структуре киберпреступности указанные виды преступлений, а также хищения путем модификации компьютерной информации занимают основную часть от общего количества зарегистрированных подобных злодеяний.
Способы совершения мошенничества аферисты выбирают разные. Как рассказывает Леонид Мельник, в их числе, например, продажа несуществующего товара на различных интернет-ресурсах, преимущественно через Instagram, обман граждан под предлогом вложения денежных средств в криптовалюту либо совершения сделок с ней через псевдокриптобиржи.
— При этом в большинстве случаев общение со злоумышленниками происходит через мессенджеры. Актуальными способами мошенничеств остаются звонки злоумышленников под видом сотрудников правоохранительных органов, специалистов банковских учреждений и операторов мобильной связи, вынуждающих под различными предлогами получать потерпевшими кредиты и (или) переводить денежные средства на подконтрольные им счета, — дополнил он.
Однако благодаря предпринимаемым мерам по противодействию киберпреступности со стороны правоохранительных органов, в текущем году произошло значительное снижение количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 212 УК (-62%), а также преступлений против компьютерной безопасности (ст.ст. 349, 350, 352, 354 Уголовного кодекса).
— Следует отметить, что особенностью использования информационных технологий является возможность удаленного совершения преступления, в том числе за пределами Республики Беларусь, что значительно затрудняет установление виновных лиц. Вместе с тем, Следственным комитетом и иными правоохранительными органами предпринимается ряд правовых, организационно-технических и криминологических мер, направленных на повышение эффективности противодействия киберпреступности, — отметил Леонид Мельник.
1) создания механизма реализации арестованных криптовалют (Указ Президента Республики Беларусь от 14.02.2022 № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты»);
2) совершенствования системы мер предупреждения, выявления несанкционированных операций на платежном рынке Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2023 № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям»);
3) изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, направленных на совершенствование законодательства в части наложения ареста на криптовалюту и противодействия незаконному обороту средств платежа и (или) инструментов.
1) созданы новые базы данных, используемые для накопления криминалистически значимой информации и ее последующего использования при противодействии киберпреступности, в том числе базы данных фишинговых интернет-ресурсов, а также лиц, являющиеся «дропами». То есть это те, кто предоставляет платежные инструменты и средства платежа для вывода похищенных денежных средств;
2) внедрены практики анализа больших объемов информации посредством имеющихся баз данных, информационно-аналитических систем, в том числе путем использования специализированного программного обеспечения;
3) осуществляется ежедневный мониторинг мошеннических интернет-ресурсов и их оперативная блокировка как посредством национальных операторов электросвязи, так и иностранных.
1) расширение использования средств массовой информации для популяризации кибербезопасности и профилактики киберпреступности в информационном пространстве путем размещения информационных сообщений, видеоматериалов, проведения пресс-мероприятий, тематических программ на теле-радиэфирах, научно-практических семинаров, лекций;
2) Направление представлений об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
— Представленные меры по противодействию киберпреступности являются малой частью из принимаемых мер Следственным комитетом, при этом значительно уже обусловили снижение темпов роста киберпреступности, снижение количества некоторых видов киберпреступлений, — заключил Леонид Мельник.
Иллюстративное фото
Так, по словам заместителя начальника, на протяжении последних лет в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция роста количества киберпреступлений. Это, к сожалению, актуально и в этом году:
— В первом квартале текущего года, зафиксировано увеличение общего количества киберпреступлений (более 14%), существенный рост показали такие преступления как вымогательство, мошенничество. Значительно возросло количество тяжких преступлений данных видов. В настоящее время в структуре киберпреступности указанные виды преступлений, а также хищения путем модификации компьютерной информации занимают основную часть от общего количества зарегистрированных подобных злодеяний.
Способы совершения мошенничества аферисты выбирают разные. Как рассказывает Леонид Мельник, в их числе, например, продажа несуществующего товара на различных интернет-ресурсах, преимущественно через Instagram, обман граждан под предлогом вложения денежных средств в криптовалюту либо совершения сделок с ней через псевдокриптобиржи.
— При этом в большинстве случаев общение со злоумышленниками происходит через мессенджеры. Актуальными способами мошенничеств остаются звонки злоумышленников под видом сотрудников правоохранительных органов, специалистов банковских учреждений и операторов мобильной связи, вынуждающих под различными предлогами получать потерпевшими кредиты и (или) переводить денежные средства на подконтрольные им счета, — дополнил он.
Однако благодаря предпринимаемым мерам по противодействию киберпреступности со стороны правоохранительных органов, в текущем году произошло значительное снижение количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 212 УК (-62%), а также преступлений против компьютерной безопасности (ст.ст. 349, 350, 352, 354 Уголовного кодекса).
— Следует отметить, что особенностью использования информационных технологий является возможность удаленного совершения преступления, в том числе за пределами Республики Беларусь, что значительно затрудняет установление виновных лиц. Вместе с тем, Следственным комитетом и иными правоохранительными органами предпринимается ряд правовых, организационно-технических и криминологических мер, направленных на повышение эффективности противодействия киберпреступности, — отметил Леонид Мельник.
Правовые меры
Они направлены на совершенствование законодательства, отсутствие которого или его недостатки являются одними из условий рассматриваемой преступности. Среди предпринятых правовых мер следует выделить меры по внесению Следственным комитетом предложений при разработке нормативно-правовых актов, касающихся, в том числе:1) создания механизма реализации арестованных криптовалют (Указ Президента Республики Беларусь от 14.02.2022 № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты»);
2) совершенствования системы мер предупреждения, выявления несанкционированных операций на платежном рынке Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2023 № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям»);
3) изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, направленных на совершенствование законодательства в части наложения ареста на криптовалюту и противодействия незаконному обороту средств платежа и (или) инструментов.
Организационно-технические меры
Они направлены на создание защитного механизма по охране объектов в информационной сфере от физического и (или) удаленного несанкционированного доступа через улучшения функционирования управленческих и низовых структур, повышения эффективности используемых программных и программно-аппаратных средств. Среди указанных мер Следственным комитетом предприняты следующие:1) созданы новые базы данных, используемые для накопления криминалистически значимой информации и ее последующего использования при противодействии киберпреступности, в том числе базы данных фишинговых интернет-ресурсов, а также лиц, являющиеся «дропами». То есть это те, кто предоставляет платежные инструменты и средства платежа для вывода похищенных денежных средств;
2) внедрены практики анализа больших объемов информации посредством имеющихся баз данных, информационно-аналитических систем, в том числе путем использования специализированного программного обеспечения;
3) осуществляется ежедневный мониторинг мошеннических интернет-ресурсов и их оперативная блокировка как посредством национальных операторов электросвязи, так и иностранных.
Криминологические меры
Они принимаются на основании тех криминогенных обстоятельств, которые выявлены в ходе расследования киберпреступлений. Среди данных мер можно выделить следующие:1) расширение использования средств массовой информации для популяризации кибербезопасности и профилактики киберпреступности в информационном пространстве путем размещения информационных сообщений, видеоматериалов, проведения пресс-мероприятий, тематических программ на теле-радиэфирах, научно-практических семинаров, лекций;
2) Направление представлений об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
— Представленные меры по противодействию киберпреступности являются малой частью из принимаемых мер Следственным комитетом, при этом значительно уже обусловили снижение темпов роста киберпреступности, снижение количества некоторых видов киберпреступлений, — заключил Леонид Мельник.