Депутат Сергей ЛИТВИН - о развитии в Беларуси органического сельского хозяйства
30.04.2019 06:42:00
Наталья ТЫШКЕВИЧ
Производство органических продуктов — глобальный тренд мировой экономики. Всеобщий их оборот уже превысил 100 миллиардов долларов, а рентабельность больше традиционных 10–15 процентов. Не может оставаться в стороне от этого выгодного во всех отношениях направления и Беларусь. Акцент на это сделал Александр Лукашенко в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию: «Мы привыкли к тому, что у нас хорошая сельскохозяйственная продукция. Это правда. Но надо создать чистейшую в экологическом отношении продукцию, пока нам природа позволяет это сделать.
Закон «О производстве и обращении органической продукции» уже есть. И сегодня задача Правительства — разработать действенные механизмы его реализации. Рынок органической продукции будет расти, и мы не должны упустить свои возможности. И производство таких продуктов исключительного качества должно идти по зеленой технологии».
— Сергей Иванович, каким было развитие органического сельского хозяйства в Беларуси?
— Начало оно берет с 2000-х годов, с отдельных встреч и семинаров, которые общественные организации проводили для фермеров и дачников. В 2006-м белорусско-германское благотворительное предприятие «Надежда — XXI век» первым в стране освоило выпуск экологически чистой продукции, хотя при этом не полностью выполнялись стандарты IFOAM. В 2012 году Совет Министров принял план выполнения мероприятий по организации выпуска продукции органического земледелия. Это постановление и активная деятельность общественных организаций и дали толчок к развитию органического сельского хозяйства в Беларуси.
В 2013-м депутатская группа «Инициатива» подготовила план работы по дальнейшему изучению производства органической продукции. Началась разработка концепции проекта закона, которая была согласована с Президентом. В декабре того же года утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики на 2016—2020 годы, которым предусматривалась и разработка проекта закона «О производстве и обращении органической продукции». При его подготовке обобщена мировая практика развития органического земледелия, изучен опыт СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья, Евразийского союза. Конечно же, учитывались национальные особенности нашей страны.
— Быть ли белорусскому сельскому хозяйству органическим?
— Конечно. Все больше людей в мире стремится к здоровому образу жизни и полноценному питанию. Рынок экопродуктов, по оценкам специалистов, через несколько лет вырастет до 200 миллиардов в год. Так что появление законопроекта считаю вполне логичным шагом. К тому же производство органической продукции — один из способов снижения негативного воздействия химически синтезированных удобрений, средств защиты и препаратов на окружающую среду.
Мы получаем пищевые продукты, которые абсолютно безопасны для нашего здоровья и благоприятно влияют на иммунную систему. Это уже доказано учеными и проверено практикой. Органические овощи, фрукты и злаки содержат на 17 процентов больше витамина С, на 21 процент — железа, на 29 — магния, на 13 — фосфора.
— Вы сами родом из деревни, окончили сельхозвуз. До работы над законопроектом тема органики была вам знакома?
— Да, ведь мы большой семьей жили на хуторе. С 12 лет я уже сам ходил за плугом. И ничто не ценилось в нашей семье так, как земля-кормилица. Поэтому работа над законом была для меня сродни долгу перед дедами и прадедами, привившими любовь к земле. Стараюсь передать ее своим детям и внукам.
— Наша сельхозпродукция очень востребована за границей. Позволит ли развитие органического сельского хозяйства и дальше развивать экспорт и зарабатывать валюту?
— Безусловно. Надо сказать, что еще до принятия закона в 2017 году органическое сельское хозяйство вошло в приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» Минсельхозпрода для развития экспорта органической продукции в страны ЕС, Западной Азии и Китай. Потенциал нашей продукции очень высокий. И мы можем неплохо на этом зарабатывать. В некоторых странах ЕС экологически чистая, выращенная без химии продукция стоит в 1,5—2 раза дороже обычной. Да и белорусы, согласно последнему опросу, готовы платить больше за такие продукты.
— Но, Сергей Иванович, органическое земледелие — это земледелие чистых почв, а их у нас, увы, практически нет, они перенасыщены всевозможной химией. Это подтверждает и индекс экологической эффективности. К сожалению, за последние два года Беларусь с 35-го места в мире переместилась на 44-е. За это время снизились показатели состояния окружающей среды и жизнеспособности экосистемы. Один из 22 основных показателей экологической эффективности — качество почв в сельском хозяйстве. Оно действительно пока оставляет желать лучшего.
— Вы правы. За последние 50—60 лет заметно усилилась зависимость интенсивного земледелия от внесения минеральных удобрений, пестицидов, использования энергомощной техники, которые усугубляют негативное влияние на окружающую среду. В почве накапливаются остатки пестицидов, тяжелых металлов, ухудшая ее физические и биологические свойства, сворачиваются севообороты, усиливаются эрозионные процессы, вымываются питательные вещества, загрязняя окружающую среду.
Применение химических средств подавляет и развитие полезной почвенной микрофлоры. В итоге в погоне за высоким урожаем приходится постоянно увеличивать дозы химических удобрений. И без того перенасыщенную химией почву мы пичкаем все больше и больше.
Органическое же земледелие способно восстановить ее нарушенный почвенный баланс. Но переход к нему не может быть ежесекундным. Для очистки почв и модернизации производства нужно не менее трех лет переходного периода.
— Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года, доля органических земель в общей площади сельхозугодий должна достигнуть 3—4 процентов. Это много или мало?
— Я бы сказал — много. Если проанализировать мировой опыт, то сегодня самый высокий процент площадей, занятых органикой, в Швейцарии — 20 процентов, в США — 17, в Бельгии — 12. У нас же всего 0,05 процента. Как видите, нам еще расти и расти даже до запланированных рубежей.
Сегодня в стране более 1000 субъектов (фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных и других предприятий), которые занимаются органическим земледелием. Есть и крупные, в активе которых до 600 гектаров. Но на них всех приходится всего лишь 1500 гектаров пахотных земель.
— Какие культуры уже получили белорусскую прописку в органике?
— В первую очередь зерновые и крупяные: пшеница, кукуруза, подсолнечник, ячмень, рапс, рожь, горох, просо, соя, лен. Неплохо развито овощеводство и картофелеводство. Активно плодово-ягодное направление. Среди дикоросов — черника, брусника, клюква, малина, арония, бузина, облепиха. Востребованы и экологически чистые грибы (белые, лисички), а также орехи. К слову, 6 крупных экспортеров, а это еще 2742 гектара, заняты дикоросами: экспорт березового сока, лекарственных трав и лесных ягод.
Создаются первые животноводческие фермы, в том числе и козьи. Некоторые хозяйства сертифицируют пасеки, кто-то планирует заняться аквакультурой. Направлений, как видите, очень много. Да и любое другое также может быть органическим.
— Думаю, хозяйств было бы намного больше, если бы сертификацию вели отечественные компании. Пока же на рынке Беларуси аккредитованы лишь иностранные. И за сертификат приходится платить дорого и валютой.
— Предполагается, что к моменту вступления закона в силу заработает национальная сертификация. Получить ее будет намного проще и дешевле, чем у зарубежных компаний, при этом она будет котироваться на международном рынке. Она будет проводиться на соответствие требованиям к органической продукции, установленным в государственных стандартах, а также к процессам производства органической продукции. По ее результатам заявителю будет выдаваться сертификат соответствия.
— Уверена, очень многие занялись бы органическим сельским хозяйством, если бы не бытующее мнение, что без химии хорошего урожая не получить.
— Да, если сравнивать урожайность в интенсивном и органическом хозяйстве, то тоннаж, безусловно, будет выше при использовании химии. Но это только в первые годы, пока почва не восстановит свое равновесие и не наработает иммунитет.
— Экспортный потенциал продукции сельского хозяйства Беларуси на ближайшие годы оценивается в 7 миллиардов долларов. Не придется ли его снижать? Ведь на органических полях урожайность будет значительно ниже.
— Не думаю. Урожайность в большей степени зависит от того, насколько грамотно ведут производство конкретный фермер или хозяйство: чередование культур (севообороты), предпосевная подготовка почвы, правильный выбор сортов и своевременные сроки высева, правильная агротехника. В этом залог не только высокого урожая, но и здоровья растений. Грамотные органические фермеры получают урожайность не ниже, чем в интенсивных хозяйствах. Но для этого, безусловно, нужны опыт и знания.
— К сожалению, сегодня в магазинах полно товаров с приставками «био», «эко», которые таковыми не являются. А покупатель-то верит.
— Защита прав потребителей возможна только на законодательном уровне. Пока у нас нет статей, которые поощряли бы одних и наказывали других. Со вступлением в силу закона все изменится. На упаковку готового товара, произведенного в соответствии с органическими стандартами, будет наноситься специальный знак «Органический продукт», разработанный Госстандартом.
За нарушение же законодательства в области производства и обращения органической продукции предусмотрено наказание. Так что производителю шутить с законом будет себе дороже. А вот покупателю — спокойнее.
— Сергей Иванович, в чем вы видите самый большой плюс развития рынка органической продукции?
— Его становление решит ряд социальных проблем. В частности, стимулирование деятельности крупных государственных производителей органической продукции, фермерских и личных подсобных хозяйств. А это не только обеспечение продовольственной безопасности страны, но и создание дополнительных рабочих мест. Это и новые возможности для торговли с другими государствами. Очень важно и то, что будет снижено негативное воздействие как на окружающую среду, так и здоровье каждого из нас.
Закон «О производстве и обращении органической продукции» уже есть. И сегодня задача Правительства — разработать действенные механизмы его реализации. Рынок органической продукции будет расти, и мы не должны упустить свои возможности. И производство таких продуктов исключительного качества должно идти по зеленой технологии».
Одно из направлений зеленой экономики — развитие органического сельского хозяйства, рациональное использование земельных ресурсов. Принятый прошлой осенью Закон «О производстве и обращении органической продукции» уже в ноябре вступит в силу. Работа над ним была долгой и кропотливой. Активнейший его разработчик — член Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Сергей ЛИТВИН, с которым и беседует корреспондент «СГ».
— Сергей Иванович, каким было развитие органического сельского хозяйства в Беларуси?
— Начало оно берет с 2000-х годов, с отдельных встреч и семинаров, которые общественные организации проводили для фермеров и дачников. В 2006-м белорусско-германское благотворительное предприятие «Надежда — XXI век» первым в стране освоило выпуск экологически чистой продукции, хотя при этом не полностью выполнялись стандарты IFOAM. В 2012 году Совет Министров принял план выполнения мероприятий по организации выпуска продукции органического земледелия. Это постановление и активная деятельность общественных организаций и дали толчок к развитию органического сельского хозяйства в Беларуси.
В 2013-м депутатская группа «Инициатива» подготовила план работы по дальнейшему изучению производства органической продукции. Началась разработка концепции проекта закона, которая была согласована с Президентом. В декабре того же года утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики на 2016—2020 годы, которым предусматривалась и разработка проекта закона «О производстве и обращении органической продукции». При его подготовке обобщена мировая практика развития органического земледелия, изучен опыт СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья, Евразийского союза. Конечно же, учитывались национальные особенности нашей страны.
— Быть ли белорусскому сельскому хозяйству органическим?
— Конечно. Все больше людей в мире стремится к здоровому образу жизни и полноценному питанию. Рынок экопродуктов, по оценкам специалистов, через несколько лет вырастет до 200 миллиардов в год. Так что появление законопроекта считаю вполне логичным шагом. К тому же производство органической продукции — один из способов снижения негативного воздействия химически синтезированных удобрений, средств защиты и препаратов на окружающую среду.
Мы получаем пищевые продукты, которые абсолютно безопасны для нашего здоровья и благоприятно влияют на иммунную систему. Это уже доказано учеными и проверено практикой. Органические овощи, фрукты и злаки содержат на 17 процентов больше витамина С, на 21 процент — железа, на 29 — магния, на 13 — фосфора.
— Вы сами родом из деревни, окончили сельхозвуз. До работы над законопроектом тема органики была вам знакома?
— Да, ведь мы большой семьей жили на хуторе. С 12 лет я уже сам ходил за плугом. И ничто не ценилось в нашей семье так, как земля-кормилица. Поэтому работа над законом была для меня сродни долгу перед дедами и прадедами, привившими любовь к земле. Стараюсь передать ее своим детям и внукам.
— Наша сельхозпродукция очень востребована за границей. Позволит ли развитие органического сельского хозяйства и дальше развивать экспорт и зарабатывать валюту?
— Но, Сергей Иванович, органическое земледелие — это земледелие чистых почв, а их у нас, увы, практически нет, они перенасыщены всевозможной химией. Это подтверждает и индекс экологической эффективности. К сожалению, за последние два года Беларусь с 35-го места в мире переместилась на 44-е. За это время снизились показатели состояния окружающей среды и жизнеспособности экосистемы. Один из 22 основных показателей экологической эффективности — качество почв в сельском хозяйстве. Оно действительно пока оставляет желать лучшего.
— Вы правы. За последние 50—60 лет заметно усилилась зависимость интенсивного земледелия от внесения минеральных удобрений, пестицидов, использования энергомощной техники, которые усугубляют негативное влияние на окружающую среду. В почве накапливаются остатки пестицидов, тяжелых металлов, ухудшая ее физические и биологические свойства, сворачиваются севообороты, усиливаются эрозионные процессы, вымываются питательные вещества, загрязняя окружающую среду.
Применение химических средств подавляет и развитие полезной почвенной микрофлоры. В итоге в погоне за высоким урожаем приходится постоянно увеличивать дозы химических удобрений. И без того перенасыщенную химией почву мы пичкаем все больше и больше.
Органическое же земледелие способно восстановить ее нарушенный почвенный баланс. Но переход к нему не может быть ежесекундным. Для очистки почв и модернизации производства нужно не менее трех лет переходного периода.
— Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года, доля органических земель в общей площади сельхозугодий должна достигнуть 3—4 процентов. Это много или мало?
— Я бы сказал — много. Если проанализировать мировой опыт, то сегодня самый высокий процент площадей, занятых органикой, в Швейцарии — 20 процентов, в США — 17, в Бельгии — 12. У нас же всего 0,05 процента. Как видите, нам еще расти и расти даже до запланированных рубежей.
— Какие культуры уже получили белорусскую прописку в органике?
— В первую очередь зерновые и крупяные: пшеница, кукуруза, подсолнечник, ячмень, рапс, рожь, горох, просо, соя, лен. Неплохо развито овощеводство и картофелеводство. Активно плодово-ягодное направление. Среди дикоросов — черника, брусника, клюква, малина, арония, бузина, облепиха. Востребованы и экологически чистые грибы (белые, лисички), а также орехи. К слову, 6 крупных экспортеров, а это еще 2742 гектара, заняты дикоросами: экспорт березового сока, лекарственных трав и лесных ягод.
Создаются первые животноводческие фермы, в том числе и козьи. Некоторые хозяйства сертифицируют пасеки, кто-то планирует заняться аквакультурой. Направлений, как видите, очень много. Да и любое другое также может быть органическим.
— Думаю, хозяйств было бы намного больше, если бы сертификацию вели отечественные компании. Пока же на рынке Беларуси аккредитованы лишь иностранные. И за сертификат приходится платить дорого и валютой.
— Предполагается, что к моменту вступления закона в силу заработает национальная сертификация. Получить ее будет намного проще и дешевле, чем у зарубежных компаний, при этом она будет котироваться на международном рынке. Она будет проводиться на соответствие требованиям к органической продукции, установленным в государственных стандартах, а также к процессам производства органической продукции. По ее результатам заявителю будет выдаваться сертификат соответствия.
— Уверена, очень многие занялись бы органическим сельским хозяйством, если бы не бытующее мнение, что без химии хорошего урожая не получить.
— Да, если сравнивать урожайность в интенсивном и органическом хозяйстве, то тоннаж, безусловно, будет выше при использовании химии. Но это только в первые годы, пока почва не восстановит свое равновесие и не наработает иммунитет.
— Экспортный потенциал продукции сельского хозяйства Беларуси на ближайшие годы оценивается в 7 миллиардов долларов. Не придется ли его снижать? Ведь на органических полях урожайность будет значительно ниже.
— Не думаю. Урожайность в большей степени зависит от того, насколько грамотно ведут производство конкретный фермер или хозяйство: чередование культур (севообороты), предпосевная подготовка почвы, правильный выбор сортов и своевременные сроки высева, правильная агротехника. В этом залог не только высокого урожая, но и здоровья растений. Грамотные органические фермеры получают урожайность не ниже, чем в интенсивных хозяйствах. Но для этого, безусловно, нужны опыт и знания.
— К сожалению, сегодня в магазинах полно товаров с приставками «био», «эко», которые таковыми не являются. А покупатель-то верит.
За нарушение же законодательства в области производства и обращения органической продукции предусмотрено наказание. Так что производителю шутить с законом будет себе дороже. А вот покупателю — спокойнее.
— Сергей Иванович, в чем вы видите самый большой плюс развития рынка органической продукции?
— Его становление решит ряд социальных проблем. В частности, стимулирование деятельности крупных государственных производителей органической продукции, фермерских и личных подсобных хозяйств. А это не только обеспечение продовольственной безопасности страны, но и создание дополнительных рабочих мест. Это и новые возможности для торговли с другими государствами. Очень важно и то, что будет снижено негативное воздействие как на окружающую среду, так и здоровье каждого из нас.