Депутат: стационарная торговля остается самой востребованной и необходимой формой обслуживания населения
13.02.2023 19:38:47
Анастасия ЦЕЛЮК
Фото из архива «СБ»
Парламентарий отметила, что потребительская кооперация Беларуси сегодня уникальная, многоотраслевая структура, охватывающая все основные сферы экономики: торговлю, общественное питание, промышленность, заготовительную и внешнеэкономическую деятельность, звероводство, образование, транспорт, услуги и строительство.
– Несмотря на свою почти полуторавековую историю, потребительская кооперация не утратила своего значения в экономическом потенциале страны, ярким подтверждением чему является постоянное внимание к ней со стороны Главы государства, а также представителей народовластия. Именно поэтому одним из направлений моей работы в избирательном округе является мониторинг торговых объектов всех форм собственности, при этом особое внимание уделяется объектам Белкоопсоюза.
По словам депутата, за последние годы розничная торговля претерпела кардинальные изменения. Стремительное и масштабное развитие розничных сетей, сокращение неорганизованной торговли, появление новых методов и форм торговли характерны не только для городов республиканского и областного значения, но и для небольших районных центров. Несмотря на активное развитие интернет-торговли, продаж через мобильные приложения, социальные сети, по-прежнему самой востребованной и необходимой формой обслуживания населения остается стационарная торговля. Светлана Бартош отметила, что торговая инфраструктура Дрогичинского района включает объекты разных форматов, основными из которых являются магазины и павильоны. Их количество на 1 января 2023 года составило 324 единицы. Торговая сеть района достаточно разнообразна и представлена субъектами торговли как ведомственной, так и без ведомственной подчиненности. Из торговых организаций ведущее место по количеству торговых объектов занимает Дрогичинское райпо – 88 объектов (27% от общего количества), 60 (68%) из которых расположено в сельской местности. На долю индивидуальных предпринимателей приходится 35,5% магазинов и павильонов района (115 ед.).
– Сегодня в сложившейся непростой экономической ситуации на потребительском рынке района сохраняется стабильность. Перебоев в поставке востребованных потребительских товаров не имеется. Наряду с удовлетворением спроса населения на те или иные товары в разных ценовых сегментах работа торговой отрасли направлена на обеспечение высокого уровня торгового обслуживания, особенно на селе. В условиях жесткой конкуренции потребкооперация не просто продолжает функционировать, а укрепляет материальную базу, приводя свои объекты в соответствие с современными требованиями.Депутат Палаты представителей подчеркивает: в последние годы Дрогичинское райпо особое внимание уделяет сельским магазинам. Предоставляя десятипроцентную скидку на социально значимые товары для социально уязвимых категорий населения потребкооперация берет на себя дополнительную социальную нагрузку. Скидка предоставляется на 29 товарных групп, определенных соглашением между субъектами торговли и Министерством антимонопольного регулирования и торговли от 12 января 2022 года. При этом у жителей района есть право выбора в торговом обслуживании. Наряду с крупноформатными объектами продолжают работать магазины шаговой доступности, без которых сегодня нельзя представить жизнь районного жителя.
– В ходе недавнего мониторинга цен были охвачены торговые объекты Дрогичинского райпо. В рамках осуществления мониторинга акцент был сделан на соблюдении ценового законодательства, ассортиментных перечней, использования запасов продукции растениеводства, заложенных в стабилизационные фонды. По моему мнению, Дрогичинское райпо, как и другие райпо Брестского облпотребсоюза, сохранили свою финансовую самостоятельность. Это может служить хорошим примером для коллег из других областей: сохранена оперативность не только в проведении закупок, ритмичности поставки товаров, соблюдении ассортиментного перечня, но и управляемости.
По словам Светланы Бартош, нареканий на качество торгового обслуживания со стороны сельского населения нет. Продавцы много лет работают в магазинах и, соответственно, хорошо знают своих односельчан, идут навстречу при покупке товаров в рассрочку или под заказ. Отсюда вывод: магазин на селе живет, пока его обслуживают местные, коренные продавцы. Однако не получен планируемый эффект от работы, молодые кадры, которые часто меняются, не всегда находят изюминку для привлечения покупателя…
– Обновление автомагазинов надо продолжать. С учетом тенденции к сокращению численности сельского населения в перспективе будет увеличиваться количество населенных пунктов, население которых будет обслуживаться автомагазинами. В Дрогичинском райпо четыре автомагазина, трем больше десяти лет. В целях повышения качества обслуживания сельского населения целесообразно более активное использование организациями потребкооперации предоставленной возможности по обновлению автомагазинов в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146.
В рамках рейда по мониторингу цен депутат подробно остановилась на административной ответственности хозяйствующих субъектов за неуказание или указание неполной или заведомо недостоверной информации в товарных документах сведений, связанных с формированием цены.
– За такие нарушения КоАП установлен штраф 20 базовых величин (сегодня это 740 рублей), или для ИП и юридических лиц – 10% от суммы денежной оценки хозяйственной операции. Это своего рода стабилизатор ценовой политики, который работает на деле, – констатировала Светлана Бартош.